«Деловой квартал» и Антон Казарин инструктируют, «Как рулить бизнесом»

7 июля 2003 (11:50)

Представители бизнес-элиты никогда не приедут на деловую встречу пусть на дорогом, но спортивном автомобиле — это все равно что заявиться в спортивном костюме. Не принято появляться на официальных мероприятиях и на внедорожниках. Директора и топ-менеджеры должны передвигаться в автомобиле бизнес-класса. Именно такие машины составляют сегодня основу автопарка преуспевающих компаний. А местные дилеры, надеясь привлечь корпоративных клиентов, предлагают им заманчивые условия покупки и сервиса.

По екатеринбургским улицам сегодня ездит множество машин бизнес-класса (сегмент Е по европейской классификации) самых разных марок. Больше всего среди них подержанных Mercedes, BMW 5 серии и Audi, ввезенных из Европы. Статистика продаж новых машин несколько иная. Так, в 2002 г. в России наиболее популярными стали: Volkswagen Passat (продано 3572 штуки), Toyota Camry (1956), Ford Mondeo (1689), Nissan Maxima QX (1588), BMW 5 Series (1298), Audi A6 (1102), Volvo S80 (1043).

Немецкий стандарт

Лидером в этом сегменте, пожалуй, можно назвать концерн Volkswagen Group, который выпускает сразу несколько марок. Одна из них – Audi – в принципе, позиционируется Ингольштатом как марка для бизнесменов. Audi A6 — престижный автомобиль традиционно высокого немецкого качества и одновременно самая продаваемая в России модель концерна. В Екатеринбурге своих хозяев находят ежемесячно в среднем пять новых машин. Цена базовой версии – 37 тыс. евро.

В стандартную комплектацию A6 входят система курсовой устойчивости ESP (объединяет ABS, систему распределения тормозных сил EBV, антипробуксовочную систему ASR), усилитель торможения BAS, 4 подушки безопасности и т.д. Обширен выбор двигателей (от 1,8 л Turbo до 4,2 л включая турбодизели) и трансмиссий (механика 5- или 6-ступенчатая, автомат Tiptronic, бесступенчатый вариатор Multitronic). Широко распространен полноприводный вариант A6 Quattro с самоблокирующимся межосевым дифференциалом Torsen.

Официальный дилер у Audi в городе пока только один — компания «Концепт-кар». Однако, как заверила «ДК» руководитель отдела продаж Светлана Гаврилина, представители Audi не сидят сложа руки, пользуясь монопольным положением, а разрабатывают специальные условия для работы с корпоративными клиентами. Так, компаниям, покупающим две и более машины, в «Концепт-каре» предлагают скидки до 7-8%. В ближайшее время должна заработать и специальная сервисная программа для корпоративных клиентов. Планируется, что бизнес-клиентам будут предоставлять замену, пока их машины ремонтируются или проходят ТО. Появятся автоэвакуатор и постоянные тестовые автомобили.

Еще одна модель Volkswagen Group — Passat – давно держит в России первые места по продажам. Это практически классика жанра. У «них» — поистине «народный автомобиль». У «нас» — wagen для состоятельных и консервативных.

Екатеринбуржцы покупают у двух уральских дилеров VW – «Бенрата» и «Автогранд+» — в среднем 10-12 «Пассатов» в месяц. Из всей линейки Volkswagen это самая ликвидная модель. Как и положено автомобилю такого класса, Passat оснащается «по высшему разряду»: климат-контроль, кожаный салон, электрические регулировки всего, что может регулироваться, ксеноновые фары, АБС и различные электронные системы вроде ESP и BAS. Однако корпоративный клиент, утверждают дилеры, как правило, предпочитает все-таки сэкономить на комплектации. Николай Батов, директор салона «Автогранд+»: Самые продаваемые из «Пассатов» – это бюджетные варианты с двигателем 1,8 л турбо или 2 л стоимостью 22-25 тыс евро. В них могут быть даже механические стеклоподъемники и одна подушка безопасности, кондиционер вместо климат-контроля. Более дорогие комплектации приобретают в личное пользование. Иногда на предприятие. Это не какая-то особая российская ментальность. Так принято и в остальном мире: все, что для конторы, можно попроще, а для себя, горячо любимого, – по максимуму.

Елена Левенец, специалист по продажам автоцентра «Бенрат», замечает, что минимальную комплектацию, как правило, выбирают те компании, в которых водить машину будет профессиональный шофер. В противном случае изменится не только комплектация, но и цвет. Покупатель, которому мыть машину придется самому, выберет, например, более практичное «серебро».

Оба дилера концерна Volks-wagen готовы идти на определенные уступки для корпоративных клиентов. Например, в «Автогранд+» бизнес-клиенты могут рассчитывать на преференции при выборе опций и на особый пакет услуг при техобслуживании: безналичный расчет по факту выполненных работ. То есть водитель «Пассата» приезжает с заданием от механика на какие-либо виды работ (профилактических или ремонтных). Сервис их выполняет, возвращает водителю машину и выдает счета на оплату с актом выполненных работ. Механик предприятия все это проверяет, ставит свою визу и отдает документы в бухгалтерию на оплату.

В автосалоне «Бенрат» корпоративный покупатель может рассчитывать на скидку при покупке нескольких машин. Но даже при покупке одного автомобиля клиент получает дисконтную карту накопительной системы скидок (от 5 до 20% на сервис, запчасти) и плюс скидку 3% на следующую машину.

Другое произведение немецкого автопрома — Mercedes-Benz E-класса – безусловно, законодатель мод в своем сегменте. В прошлом году «ешка», как ее еще называют в России, стала лучшей в бизнес-классе по результатам конкурса «Автомобиль года в России» (проводился издательским домом «Панорама-Медиа» при поддержке Российской ассоциации автомобильных дилеров). Хотя минимальная цена нового
E-класса отнюдь не маленькая (от 42 тыс. евро), популярность машин на екатеринбург-ском рынке весьма велика. Алексей Галкин, менеджер по продажам автосалона «Дельта-центр»:

В 211-м кузове E-класс выпускается год с небольшим. Первый автомобиль появился в мае прошлого года. Потом был долгий перерыв — заявок по всему миру на E-класс подали так много, что завод не справлялся. Квоты существенно урезали. В этом году, слава богу, положение улучшилось. Сейчас у нас, к сожалению, есть только машина для тест-драйва — последнюю «ешку» отдали на прошлой неделе. Со дня на день ждем поступлений.

Mercedes подкупает богатой серийной комплектацией, легендарной надежностью, наконец, это просто имиджевый автомобиль. В самой недорогой версии E-класса есть все, что нужно для жизни. Начиная от 6 подушек безопасности для водителя и переднего пассажира до ABS, BAS и ESP. По мнению Алексея Галкина, наибольшим спросом пользуется Е-240: модель с объемом двигателя 2,6 л в комплектации с максимальным количеством опций — Avantgarde.

Для корпоративных клиентов в «Дельта-центре» предусмотрены скидки. Их размер каждый раз определяется индивидуально. Впрочем, в любом случае частный клиент или организация, купившая Mercedes в «Дельта-центре», автоматически начинает пользоваться скидкой в 10% и на сервис, и на запчасти.

Шведский вариант

Бизнес-класс от шведов – это Volvo S80. Седаны с таким шильдиком на капоте можно все чаще увидеть с правительственными «триколоровыми» номерами. Машина весьма популярна среди чиновников и есть в гаражах практически всех властных структур, базирующихся в Екатеринбурге. В начале весны пять машин приобрело представительство президента в УрФО.

Однако коммерческие компании, как это ни странно, в качестве разъездного делового автомобиля весьма часто берут универсал повышенной проходимости Cross Country. Валентин Бурыгин, менеджер по продажам автомобилей автосалона Volvo: Если взять статистику по России, то на первом месте по продажам идет S60, потом S80, а замыкают Cross Country и S40. Но вот у нас, в Уральском регионе, какая-то особая специфика — доля продаж Cross Country самая большая. Три года назад, например, мы реализовали их больше, чем все российские дилеры вместе взятые! Думаю, люди у нас ищут универсальность — вложить меньше денег и получить больше возможностей, больше машины, образно говоря. У авто высокие ездовые характеристики, комфорт и, кроме того, это имиджевая марка.

Volvo позиционирует свои автомобили как самые безопасные в мире. «Восьмидесятая» оборудована самыми последними разработками в этой области: SIPS, надуваемые занавески (IС), которые защищают голову при боковых столкновениях, систему защиты от плетевых травм — WHIPS. На всех пяти сидениях — преднатяжители ремней. Что касается активной безопасности, S80 оснащается антипробуксовочной STC, системой динамической стабилизации и контроля тяги DSTC, мощными тормозами с ABS. Базовая версия предлагается за $32 900.

«Флитовым» (от англ. Fleet – флот, автопарк) клиентам Volvo традиционно уделяет особое внимание. Для них предусмотрены специальные скидки на новые машины и сервис. При этом стать «флитовым» клиентом Volvo просто: достаточно иметь один автомобиль марки Volvo любого класса, будь то «младшенький» S40 или новейший джип XC90, или купить сразу две машины.

Японский прорыв

Согласно твердо устоявшимся в России представлениям, автомобиль бизнес-класса должен быть немецким или шведским, а если уж японским, то «Лексусом». Сломала этот стереотип новая Toyota Camry. Итоги продаж в России говорят сами за себя, причем Toyota Motor сумела более чем удвоить реализацию всех своих моделей – с 3928 штук в 2001 г. до 8302 в 2002 г. В прошлом году Camry получила премию «Золотой Клаксон» в номинации «Лучший автомобиль бизнес-класса».

В Екатеринбурге официальный дилер японского концерна «Тойота Центр Екатеринбург Север», по оценкам менеджера отдела продаж Алексея Моисеева, ежемесячно продает порядка 10 машин. Учитывая, что всего в городе два представителя этой компании, цифру продаж смело можно умножить на два.

Цены на новую Camry начинаются от $28,4 тыс. Вариантов двигателей два — 2,4 л VVT-i и 3,0 л. Все автомобили оборудованы ABS с EBD и усилителем экстренного торможения Break Assistant. Повышению безопасности водителя и пассажиров способствуют также энергопоглощающие зоны в передней и задней частях кузова, две фронтальные и две боковые подушки безопасности. Наибольшим спросом у корпоративных клиентов пользуется вариант за $29,9 тыс. с двигателем 2,4 л VVT-i и автоматической коробкой передач.

«Тойота Центр Екатеринбург Север» пока не планирует вводить особые условия для корпоративных клиентов, поскольку спрос на новую Camry велик. Все авто, которые придут к дилеру до сентября этого года, уже имеют своих хозяев. Но в индивидуальном порядке автосалон рассматривает возможность скидок на услуги автосервиса для юрлиц. Максимум – 7%. Кстати, как утверждают в «Тойота Центре», Camry – один из рекордсменов среди новых иномарок бизнес-класса по дешевизне обслуживания. Общие годовые затраты на ее содержание обычно не превышают $200.

Подающие надежды

В последние год-два в сегменте бизнес-автомобилей появилось много новичков, и постепенно они начинают отвоевывать место под солнцем у своих более именитых собратьев. В первую очередь в силу выгодного соотношения цена/ качество.

Так, с ноября 2002 г. состоятельным екатеринбуржцам стали предлагать бизнес-класс по-чешски – Skoda Superb. Стоит он от 21,5 тыс. евро. Андрей Кононов, директор автосалона МС: Superb – новая машина для екатеринбургского рынка. Сказать, что продажи начались блестяще, не могу. Особенно с учетом растущего курса евро, который подкосил все европейские бренды. Но потихоньку машину поняли, она нашла своего потребителя. Тем более, автомобиль спроектирован со всеми техническими решениями Volkswagen Group. Двигатели и трансмиссия — немецких инженеров.

Специалисты прочат Superb большое будущее — по техзаданию новая Skoda проектировалась как чистый бизнес-класс. Она на сантиметр длиннее, чем Audi A6, имеет полный набор опций, свойственных солидному авто: подогрев как передних, так и задних сидений, раздельный климат-контроль, биксенон и т.д. Андрей Кононов: Skoda Superb предназначается в основном для бизнес-клиента. Это ее идеология и философия. Мы рассчитываем на рост продаж. Корпоративным покупателям Skoda в состоянии предоставить скидки – до 4%. И это уже наша задача — аргументировать заводу, что клиент попадает под квалификацию корпоративного.

Другой автомобиль, продажи которого начались относительно недавно, – новая Sonata от Hyundai. Как рассказал «ДК» заместитель генерального директора автосалона «Дельрус» Дмитрий Усачев, в апреле официальному дилеру Hyundai на Урале удалось реализовать 6 машин, и с каждым месяцем продажи Sonata под номером V растут.

Основные «киты» этого автомобиля – индивидуальный стиль, солидный облик и богатая комплектация. Например, за $21190 клиент получает двигатель мощностью 131 л.с., 2 подушки безопасности, ABS, климат-контроль, кожаный руль и множество электрорегулировок. Конечно, корейские машины, даже в очень богатой комплектации, вызывают у большинства потребителей определенный скепсис. Однако в «Дельрусе» полагают, что скоро машину оценят по достоинству многие. Уверенные в надежности своих авто, они уже предоставляют самую длительную в Екатеринбурге гарантию на новые иномарки – 5 лет или 120 тыс. км пробега.


Другие материалы по теме: