«КоммерсантЪ-Урал», Мария Черкасова, Евгений Плотников и Игорь Кулешов говорят что над регионами завис «Минфинов меч»
18 июля 2003 (13:23)
Над регионами нависла угроза полностью потерять бюджетную самостоятельность
Как стало известно «Ъ», на сегодняшний день наиболее обсуждаемой темой в деловых кругах Урала является оче-г„~редная инициатива РФ. Дело в том, что руководство Министерства финансов Российской Федерации вышло на федеральный кабинет г, министров с предложением .внести поправку к Бюджетному кодексу. Она касается ликвидации существующей практики обслуживания регионов в собственных казначействах обязательного перевода всех субъектов федерации на обслуживание в органах федерального казначейства. Это . вызывает ропот среди уральских финансистов. Многие из них уверены: если эта поправка будет законодательно закреплена, то все денежные потоки регионов будут жестко централизованы. А регионы, в свою очередь, потеряют последнюю финансовую самостоятельность.
До недавнего времени исполнение бюджета шло через расчетные счета, открытые в кредитных организациях. Однако эта процедура вызывала множество нареканий со стороны финансовых органов, так как банки выбирались не по объективным критериям, а по степени приближенности к властям.
Поэтому несколько лет назад было принято решение о введении казначейского исполнения бюджета. Согласно ст. 215 Бюджетного кодекса РФ, все бюджетополучатели должны быть переведены на казначейское исполнение бюджета, а все расходы бюджета производятся с единого счета. В соответствии с федеральным кодексом исполнение федерального бюджета было возложено на федеральное казначейство Минфина (ФК).
Следует отметить, что вопросы исполнения региональных бюджетов кодексом не были регламентированы. Однако возможность их обслуживания в федеральном казначействе была. Поэтому регионы, воспользовавшись данным им Бюджетным Кодексом и Конституцией правом, стали осуществлять самостоятельный переход на казначейское исполнение своих бюджетов. Проще говоря, они принялись создавать собственную систему казначейского исполнения бюджета.
Разница между обоими видами существенна. Дело в том, что при обслуживании в ФК все транзакции идут через управление федерального казначейства по региону. Но тогда субъект частично теряет самостоятельность в управлении собственными финансовыми потоками. Кроме того, регионалам приходится исполнять все установленные Минфином для расходов федерального бюджета правила, которые не всегда позволяют учесть особенности бюджетной сферы каждого конкретного региона. К тому же федеральное казначейство зачастую отстает и в техническом плане от финансовых органов регионов. Разница кроется также в расходах на внедрение казначейской системы. Так, если при переводе в ФК бюджет обслуживается бесплатно, то создание собственной казны требует определенных затрат в том числе и на внедрение электронных технологий.
Однако в обоих случаях достигается максимальная прозрачность использования бюджетных средств. Это происходит за счет того, что при казначейском исполнении бюджета контроль за расходованием средств осуществляется в момент каждой операции, а не по результатам определенного периода времени, как это происходило раньше.
Как выяснилось, на сегодняшний день добровольно переводит бюджетные счета в территориальные органы федерального казначейства Курганская область. Следует отметить, что в Курганской области практически все муниципальные образования уже работают через казначейство. «Из 459 муниципальных образований не переведены только 97», — рассказала «Ъ» заместитель руководителя Курганского управления ФК РФ Любовь Олинова. По словам начальника финансового управления Курганской области Михаила Самойлова, частично на казначейское исполнение переведен и областной бюджет: «В начале этого года мы перевели на единый счет федерального казначейства доходную часть областного бюджета. В настоящее время наше управление готовится к тому, чтобы перевести на единый счет казначейства и расходы областного бюджета», —заявил он.
Оставшиеся субъекты федерации УрФО обслуживаются в собственной казне. Следует отметить, что одним из первых свое казначейство создали власти Тюменской области два года назад. «Преимуществом самостоятельного казначейства является возможность субъекта федерации внедрять более со- . вершенные технологии, что позволяет оптимизировать . процедуру надзора и ускорить прохождение платежей», — рассказал «Ъ» начальник казначейского управления департамента финансов администрации Тюменской области Сергей Горбачев. Кроме того, по его словам, расходы на внедрение собственной казначейской системы окупаются возможностью обслуживающего тюменскую казну банка — «Запсибкомбанка» — осуществлять доходные операции с остатками бюджетных средств в пользу самой казны. Кроме того, остатки на едином счете бюджета позволяют избегать кассовых разрывов и иметь всегда под рукой свободные деньги. И, наконец, сокращается нецелевое расходование бюджетных средств, что является колоссальной экономией для бюджета.
Собственная казна есть и у челябинцев. Перевод бюджетов в Челябинское казначейство идет с 1992 года. Что интересно, за успешное реформирование своей бюджетной системы Челябинская область выиграла грант от Международного банка реконструкции и развития в размере 36 млн рублей. Что касается ХМАО, свое казначейство создали вла-сти Тюменской области два го-да назад. «Преимуществом са-мостоятельного казначейства является возможность субъекта федерации внедрять более со-вершенные технологии, что позволяет оптимизировать процедуру надзора и ускорить прохождение платежей», — рас-сказал «Ъ» начальник казначей-ского управления департамен-та финансов администрации Тюменской области Сергей Гор-бачев. Кроме того, по его сло-вам, расходы на внедрение соб-ственной казначейской систе-мы окупаются возможностью обслуживающего тюменскую казну банка — «Запсибкомбанка» — осуществлять доходные операции с остатками бюджет-ных средств в пользу самой каз-ны. Кроме того, остатки на еди-ном счете бюджета позволяют избегать кассовых разрывов и иметь всегда под рукой свобод-ные деньги. И, наконец, сокра-щается нецелевое расходова-ние бюджетных средств, что яв-ляется колоссальной экономи-ей для бюджета.
Собственная казна есть и у челябинцев. Перевод бюджетов в Челябинское казначейство идет с 1992 года. Что интересно, за ус-пешное реформирование своей бюджетной системы Челябин-ская область выиграла грант от Международного банка реконст-рукции и развития в размере 36 млн рублей. Что касается ХМАО, то там перевод на обслуживание в собственное казначейство со-стоялся еще в 2001 году.
Аналогичную независимую от федерального Минфина по-литику казначейского исполне-ния бюджета практикует Сверд-ловская область. Как сообщили «Ъ» в Министерстве финансов, обслуживание счетов казначей-ства идет как через отделения ЦБ РФ, так и структуры Сбер-банка. Кроме того, в соответст-вии с Бюджетным кодексом (в нем сказано, что в случае отсут-ствия отделений ЦБ в муници-пальных образованиях его функции могут исполнять ком-мерческие банки. — «Ъ») бюд-жетников области в отдален-ных территориях обслуживают СКВ-банк и Губернский банк.
Однако уже в ближайшее время финансовая самостоя-тельность регионов может быть сведена на нет. Как стало известно «Ъ», не так давно руко-водство Минфина решило взять под контроль бюджетные потоки всех регионов-доноров. Как сообщил «Ъ» Сергей Горба-чев, Минфин уже внес в феде-ральный кабинет министров поправку в Бюджетный кодекс. Согласно этой инициативе все без исключения регионы долж-ны перевести свои счета на кас-совое обслуживание в ФК.
По сведениям «Ъ», первыми тревогу забили челябинцы. В се редине июня власти Челябин-ска направили в аппарат полпреда в УрФО письмо, в котором заявили о своем категорическом несогласии с инициативой Минфина. В Свердловском Минфине от каких-либо официальных комментариев отказались. Однако в неофициальной беседе действия Минфина осудили. В отличие от остальных в Тюмени свое мнение высказали открыто: «Сейчас мы успешно сотрудничаем с федеральным казначейством в части исполнения федерального бюджета на нашей территории полнении доходной части областного. Эта практика оптимальна, и хотелось бы, чтобы она сохранилась. По моему мнению перевод всех регионов в обязательном порядке в федеральное казначейство нарушает конституционные права», - заявил Сергей Горбачев.
В Минфине ситуацию прокомментировали следующим образом: «У нас единая по всей стране система казначейства. О каких самостоятельных турах в регионах идет peчь, нам непонятно», — сообщили «Ъ» в пресс-службе Минфина РФ. Однако, по мнению экспертов такой ответ вызван нежеланием Минфина раскрывать карты раньше времени — до того момента, как федеральные власти не примут положительного решения в пользу иницитора.
Как стало известно «Ъ», на сегодняшний день наиболее обсуждаемой темой в деловых кругах Урала является оче-г„~редная инициатива РФ. Дело в том, что руководство Министерства финансов Российской Федерации вышло на федеральный кабинет г, министров с предложением .внести поправку к Бюджетному кодексу. Она касается ликвидации существующей практики обслуживания регионов в собственных казначействах обязательного перевода всех субъектов федерации на обслуживание в органах федерального казначейства. Это . вызывает ропот среди уральских финансистов. Многие из них уверены: если эта поправка будет законодательно закреплена, то все денежные потоки регионов будут жестко централизованы. А регионы, в свою очередь, потеряют последнюю финансовую самостоятельность.
До недавнего времени исполнение бюджета шло через расчетные счета, открытые в кредитных организациях. Однако эта процедура вызывала множество нареканий со стороны финансовых органов, так как банки выбирались не по объективным критериям, а по степени приближенности к властям.
Поэтому несколько лет назад было принято решение о введении казначейского исполнения бюджета. Согласно ст. 215 Бюджетного кодекса РФ, все бюджетополучатели должны быть переведены на казначейское исполнение бюджета, а все расходы бюджета производятся с единого счета. В соответствии с федеральным кодексом исполнение федерального бюджета было возложено на федеральное казначейство Минфина (ФК).
Следует отметить, что вопросы исполнения региональных бюджетов кодексом не были регламентированы. Однако возможность их обслуживания в федеральном казначействе была. Поэтому регионы, воспользовавшись данным им Бюджетным Кодексом и Конституцией правом, стали осуществлять самостоятельный переход на казначейское исполнение своих бюджетов. Проще говоря, они принялись создавать собственную систему казначейского исполнения бюджета.
Разница между обоими видами существенна. Дело в том, что при обслуживании в ФК все транзакции идут через управление федерального казначейства по региону. Но тогда субъект частично теряет самостоятельность в управлении собственными финансовыми потоками. Кроме того, регионалам приходится исполнять все установленные Минфином для расходов федерального бюджета правила, которые не всегда позволяют учесть особенности бюджетной сферы каждого конкретного региона. К тому же федеральное казначейство зачастую отстает и в техническом плане от финансовых органов регионов. Разница кроется также в расходах на внедрение казначейской системы. Так, если при переводе в ФК бюджет обслуживается бесплатно, то создание собственной казны требует определенных затрат в том числе и на внедрение электронных технологий.
Однако в обоих случаях достигается максимальная прозрачность использования бюджетных средств. Это происходит за счет того, что при казначейском исполнении бюджета контроль за расходованием средств осуществляется в момент каждой операции, а не по результатам определенного периода времени, как это происходило раньше.
Как выяснилось, на сегодняшний день добровольно переводит бюджетные счета в территориальные органы федерального казначейства Курганская область. Следует отметить, что в Курганской области практически все муниципальные образования уже работают через казначейство. «Из 459 муниципальных образований не переведены только 97», — рассказала «Ъ» заместитель руководителя Курганского управления ФК РФ Любовь Олинова. По словам начальника финансового управления Курганской области Михаила Самойлова, частично на казначейское исполнение переведен и областной бюджет: «В начале этого года мы перевели на единый счет федерального казначейства доходную часть областного бюджета. В настоящее время наше управление готовится к тому, чтобы перевести на единый счет казначейства и расходы областного бюджета», —заявил он.
Оставшиеся субъекты федерации УрФО обслуживаются в собственной казне. Следует отметить, что одним из первых свое казначейство создали власти Тюменской области два года назад. «Преимуществом самостоятельного казначейства является возможность субъекта федерации внедрять более со- . вершенные технологии, что позволяет оптимизировать . процедуру надзора и ускорить прохождение платежей», — рассказал «Ъ» начальник казначейского управления департамента финансов администрации Тюменской области Сергей Горбачев. Кроме того, по его словам, расходы на внедрение собственной казначейской системы окупаются возможностью обслуживающего тюменскую казну банка — «Запсибкомбанка» — осуществлять доходные операции с остатками бюджетных средств в пользу самой казны. Кроме того, остатки на едином счете бюджета позволяют избегать кассовых разрывов и иметь всегда под рукой свободные деньги. И, наконец, сокращается нецелевое расходование бюджетных средств, что является колоссальной экономией для бюджета.
Собственная казна есть и у челябинцев. Перевод бюджетов в Челябинское казначейство идет с 1992 года. Что интересно, за успешное реформирование своей бюджетной системы Челябинская область выиграла грант от Международного банка реконструкции и развития в размере 36 млн рублей. Что касается ХМАО, свое казначейство создали вла-сти Тюменской области два го-да назад. «Преимуществом са-мостоятельного казначейства является возможность субъекта федерации внедрять более со-вершенные технологии, что позволяет оптимизировать процедуру надзора и ускорить прохождение платежей», — рас-сказал «Ъ» начальник казначей-ского управления департамен-та финансов администрации Тюменской области Сергей Гор-бачев. Кроме того, по его сло-вам, расходы на внедрение соб-ственной казначейской систе-мы окупаются возможностью обслуживающего тюменскую казну банка — «Запсибкомбанка» — осуществлять доходные операции с остатками бюджет-ных средств в пользу самой каз-ны. Кроме того, остатки на еди-ном счете бюджета позволяют избегать кассовых разрывов и иметь всегда под рукой свобод-ные деньги. И, наконец, сокра-щается нецелевое расходова-ние бюджетных средств, что яв-ляется колоссальной экономи-ей для бюджета.
Собственная казна есть и у челябинцев. Перевод бюджетов в Челябинское казначейство идет с 1992 года. Что интересно, за ус-пешное реформирование своей бюджетной системы Челябин-ская область выиграла грант от Международного банка реконст-рукции и развития в размере 36 млн рублей. Что касается ХМАО, то там перевод на обслуживание в собственное казначейство со-стоялся еще в 2001 году.
Аналогичную независимую от федерального Минфина по-литику казначейского исполне-ния бюджета практикует Сверд-ловская область. Как сообщили «Ъ» в Министерстве финансов, обслуживание счетов казначей-ства идет как через отделения ЦБ РФ, так и структуры Сбер-банка. Кроме того, в соответст-вии с Бюджетным кодексом (в нем сказано, что в случае отсут-ствия отделений ЦБ в муници-пальных образованиях его функции могут исполнять ком-мерческие банки. — «Ъ») бюд-жетников области в отдален-ных территориях обслуживают СКВ-банк и Губернский банк.
Однако уже в ближайшее время финансовая самостоя-тельность регионов может быть сведена на нет. Как стало известно «Ъ», не так давно руко-водство Минфина решило взять под контроль бюджетные потоки всех регионов-доноров. Как сообщил «Ъ» Сергей Горба-чев, Минфин уже внес в феде-ральный кабинет министров поправку в Бюджетный кодекс. Согласно этой инициативе все без исключения регионы долж-ны перевести свои счета на кас-совое обслуживание в ФК.
По сведениям «Ъ», первыми тревогу забили челябинцы. В се редине июня власти Челябин-ска направили в аппарат полпреда в УрФО письмо, в котором заявили о своем категорическом несогласии с инициативой Минфина. В Свердловском Минфине от каких-либо официальных комментариев отказались. Однако в неофициальной беседе действия Минфина осудили. В отличие от остальных в Тюмени свое мнение высказали открыто: «Сейчас мы успешно сотрудничаем с федеральным казначейством в части исполнения федерального бюджета на нашей территории полнении доходной части областного. Эта практика оптимальна, и хотелось бы, чтобы она сохранилась. По моему мнению перевод всех регионов в обязательном порядке в федеральное казначейство нарушает конституционные права», - заявил Сергей Горбачев.
В Минфине ситуацию прокомментировали следующим образом: «У нас единая по всей стране система казначейства. О каких самостоятельных турах в регионах идет peчь, нам непонятно», — сообщили «Ъ» в пресс-службе Минфина РФ. Однако, по мнению экспертов такой ответ вызван нежеланием Минфина раскрывать карты раньше времени — до того момента, как федеральные власти не примут положительного решения в пользу иницитора.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Правительство РФ утвердило положение о Федеральном казначействе
- Правительство Свердловской области рассмотрело проект постановления «О пере ...
- Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменени ...
- Председатель Комитета Свердловской облдумы по экономической политике Банзар ...
- До конца ноября все счета ГТК планировалось перевести из коммерческих банко ...