«Капитал» и Георгий Берегов предполагают, что «Дороги снова остались без денег из-за выпадающих доходов»

22 июля 2003 (11:09)

Дороги по-прежнему остаются главной проблемой России. Постоянный недостаток финансирования только усугубляет ее

Ситуация в дорожном хозяйстве Свердловской области в следующем году лучше не станет. Бюджет, отпущенный на развитие дорог в 2004 г., удовлетворит лишь третью часть от потребностей автодорожного хозяйства области.

Вчера правительство области одобрило программу «Развитие сети автомобильных дорог Свердловской области на 2004 г.». В будущем году на строительство, ремонт и содержание автодорог запланировано потратить 4,2 млрд руб. Однако, как отмечают специалисты, для прогрессивного развития сети автомобильных дорог области необходимо финансирование в сумме 10-12 млрд руб. ежегодно – этого требует реальная ситуация, сложившаяся в дорожном хозяйстве Свердловской области. Как заявил начальник СОГУ «Управление автомобильных дорог» Владимир Плишкин, выступивший с докладом по этому вопросу, «программу нельзя назвать оптимистичной, бюджет отрасли позволит реализовать только треть мероприятий от потребности дорожного хозяйства Свердловской области». Бюджет программы с учетом инфляции равен 102% от уровня 2003 г.

Программа развития областных автодорог финансируется за счет Территориального дорожного фонда и включает в себя следующие расходы. На строительство автодорог в 2004 г. планируется затратить 1,02 млрд руб. (123% от уровня текущего года), из этих средств планируется построить 55,2 км дорожного полотна, что составит 56% от настоящего уровня. Приоритет в дорожном строительстве отдан направлению Екатеринбург-Тавда. «Делается все возможное, чтобы к 2006 г. сдать полностью сквозной проект по асфальто-бетону от Екатеринбурга до Тавды. Эта дорога имеет большое экономическое значение, связывает Свердловскую область с Ханты-Мансийским автономным округом. Также будет продолжено строительство обхода Каменска-Уральского и кольцевой дороги Екатеринбурга. Остальные средства будут направлены преимущественно на постройку дорог в труднодоступных районах Свердловской области, для устранения дискриминации в этом отношении экономических субъектов и жителей муниципальных образований Гари, Таборы, Шали и северных территорий», - заявил Владимир Плишкин.

На реконструкцию и ремонт дорог выделено ассигнований в сумме 1,7 млрд руб. На содержание дорог планируется потратить 1,3 млрд руб. На приобретение дорожной техники и оборудования, необходимых для подъема технического уровня и качества дорожных работ, будет потрачено 100 млн руб. Программа, по словам Владимира Плишкина, содержит минимум мероприятий, необходимых для обеспечения безопасного проезда на автомобильных дорогах общего пользования Свердловской области. Запланированный объем дорожных работ позволит сократить количество объектов незавершенного строительства и снизит транспортную дискриминацию жителей отдельных территорий Свердловской области. Из строящихся сегодня 35 объектов в следующем году планируется завершить 12.

В ходе обсуждения вопроса министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева отметила, что в отрасли необходимо больше уделять внимания обеспечению контроля за качеством работ и внедрению новых технологий. Министр металлургии Свердловской области Владимир Молчанов заметил, что средства, выделяемые на строительство автодорог, необходимо использовать более рационально. «Когда нарушается технология укладки асфальта, каждый год приходится обновлять один и тот же участок. В прошлом году на объездной трассе Нижнего Тагила проводился ямочный ремонт дорожного покрытия, в этом году ситуация повторяется. В результате тратятся достаточно большие деньги», - отметил министр. В настоящее время в отрасли ведется разработка нескольких проектов по улучшению технологии строительства. «В частности, идут разработки модифицированного битума, который позволит на 20-30% увеличить долговечность покрытия в условиях отрицательных температур», - ответил на замечания министров Владимир Плишкин.

Дорожная отрасль находится сегодня не в лучшем состоянии. В связи с изменениями в законодательной базе новые источники доходов, формирующие бюджет Территориального дорожного фонда Свердловской области, еще реально не заработали. Сбор поступлений в ТДФ на сегодняшний день не превышает 60-70% от запланированных сумм. В связи с этим сумма, заявленная в программе, может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. Уже в этом году приостановлено 30% запланированных работ. Вместе с тем предполагается, что часть этих работ будет выполняться, но в счет оплаты следующего года.

Недофинансирование отрицательно сказывается на кадровом потенциале предприятий. Актуальный вопрос для отрасли - как сохранить коллективы дорожно-строительных организаций? Подрядные организации ищут выходы из сложившейся ситуации. В частности, ряд предприятий занимается диверсификацией производства - строят дома и другие объекты, не типичные для отрасли. Вместе с тем дорожные строители надеются, что ситуация изменится в лучшую сторону. Задачи которые ставят сегодня властные органы регионов перед федеральным центром по компенсации выпадающих доходов, возможно, найдут свое отражение в корректировке закона, которым сегодня пользуется дорожная отрасль.


Другие материалы по теме: