«Капитал» и Татьяна Призова полагают, что «НДС оказался не так хорош, как считает МНС»
29 июля 2003 (11:04)
Один из самых собираемых налогов, по мнению Министерства по налогам и сборам, - налог на добавленную стоимость. Однако по разным оценкам экспертов-экономистов средняя собираемость НДС составляет всего от 50 до 62%.
Статистика МНС из года в год показывает почти 100%-ю собираемость НДС. По информации отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений УМНС РФ по Свердловской области, основным источником доходов федерального бюджета является как раз НДС: за период с января по апрель текущего года областью было перечислено 5 583 млн руб., или 73,0% от общего объема поступлений. Таким образом, темпы роста, по данным УМНС, составили 107,3%, а задолженность по налогу снизилась на 175 млн руб., или на 1,9%. Недоимка тоже уменьшилась: на 223 млн руб., или 9,5%. Установленное задание по мобилизации НДС выполнено на 96,1%, недопоступило в бюджет 229 млн руб.
Значительное влияние на выполнение бюджетных назначений по налогу на добавленную стоимость оказывает его возмещение по нулевой ставке. Объемы возврата налога из федерального бюджета возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,7% и составили 2 619 млн руб., или 34,3 % от общих доходов ФБ, что подтверждается данными Министерства экономики и труда Свердловской области: за 1 квартал 2003 г. уровень экспорта увеличился на 44,2% по сравнению с показателем прошлого года.
Все, казалось бы, более-менее оптимистично, но на пути сбора НДС налоговики встречаются с целым рядом трудностей, решить которые бывает иной раз не просто. «В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление налога на добавленную стоимость налогоплательщикам следует учитывать, что налоговыми органами контролируется только налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации с кодом бюджетной классификации», - отмечают в УМНС Свердловской области.
Негативное влияние на поступление налога на добавленную стоимость оказали, по мнению налоговиков, и суммы налога, предъявленные налогоплательщиками к вычету при вводе объектов завершенного капитального строительства в соответствии со статьей 171 НК РФ. За январь-апрель 2003 г. снижены начисления НДС по данной причине на 541 млн руб., что в 7,5 раз превышает данный показатель 1 полугодия прошлого года.
Помимо всего вышеперечисленного, радость налоговиков омрачает тот факт, что около трети собранного НДС приходится возвращать экспортерам. Налоговики убеждены, что в этой сумме велика доля неправомерно возмещаемого НДС. Причиной проблем называются фирмы-однодневки, создаваемые налогоплательщиками. По мнению налоговиков, на однодневки недобросовестные налогоплательщики переводят большую часть добавленной стоимости, а затем фирма исчезает, не заплатив налоги. Ее контрагенты по закону не несут никакой ответственности за действия мошенников и предъявляют к возмещению НДС, который не был уплачен в бюджет. Управление международного сотрудничества и обмена информацией МНС ежемесячно проверяет соответствие примерно 600 заключенных российскими компаниями контрактов с зарубежными партнерами. Приблизительно в 1% случаев обнаруживается отсутствие компании за рубежом, с которой заключен контракт.
Расхождение оценок аналитиков с данными МНС происходит еще и потому, что налоговики оценивают только то, что видят: «если компания не задекларировала налог, он в их статистику просто не включается. Собираемость НДС для них - это разница между начисленным налогом и фактически уплаченным», - поясняют эксперты. На данный момент собрать документы, доказывающие экспортные связи, не так просто. Возможно, скоро схема упростится и случаев появления «экспортеров» станет больше. «Не так давно власти пытались упростить схему возврата НДС. Компании, которые претендуют на эти вычеты, в скором времени могут перестать мучиться с огромным количеством документов. Достаточно будет предоставить какой-либо один документ, подтверждающий факт экспортной операции. Здесь сложности сбора НДС заключались в том, что существует практика нелегального возврата НДС фиктивными экспортерами», - заявил аналитик компании «Уником Партнер» Дмитрий Гвоздецкий.
Таким образом, разница между начисленным и уплаченным НДС - это по большей части и есть сумма, «уведенная» липовыми дочерними предприятиями. Когда фирма-однодневка проводит сделки, она делает это совершенно легально, и ее деятельность отражается в налоговой статистике. Когда она исчезает – на выходе получается недоимка. Судя по статистике за первые шесть месяцев 2003 г., размах махинаций с помощью фирм-однодневок в масштабах страны не такой угрожающий, как это пытается представить МНС. Разница между начисленным и уплаченным НДС составляет около 2,5 млрд руб. за полугодие.
То, что повышать эффективность сбора налога нужно, теперь очевидно не только для самих предпринимателей, но и для законодателей. Сделать это можно несколькими способами. Единственное, чего не стоит ожидать в обозримом будущем, так это отмены НДС. «Поскольку МНС говорит, что налог собирается хорошо, то вряд ли его в ближайшее время отменят. К тому же все равно на сегодняшний день ему нет альтернативы. Говорить о перераспределении НДС на другие налоговые сборы, а это могут быть социальные вычеты или налог с продаж, не имеет смысла. Единственное, что на самом деле необходимо сделать, так это снизить НДС, к чему и идет правительство», - говорит аналитик компании «Уником Партнер».
Основной принцип для любого налога – улучшение климата сбора налогов. Необходимо сделать так, чтобы платить его было выгодно. Издержки на неуплату налога должны быть для налогоплательщика выше, чем сама сумма налоговых сборов. Помимо этого, нужны снижения ставок некоторых налогов, упрощение процедуры получения тех или иных вычетов, более прозрачная схема начисления налога и так далее. В частности, аналитики полагают, что, снизив базовую ставку НДС с 20 до 18% , правительство в 2004 г. добьется роста собираемости НДС на 6% - до 68% , и то при условии, что будут созданы близкие к идеальным условия системы администрирования налога. По мнению экономистов, увеличение собираемости до среднего по развитым странам уровня 80% позволит снизить базовую ставку НДС только до 15,2%.
Чтобы окончательно разрешить накопившие в области сбора НДС проблемы, правительство выступило с новой инициативой - ввести спецсчета для операций с НДС, с которых деньги можно переводить исключительно для уплаты НДС поставщику или бюджету. На сегодняшний день никто из аналитиков не берется судить, насколько такая мера может быть эффективной, однако ее целесообразность признают многие.
Статистика МНС из года в год показывает почти 100%-ю собираемость НДС. По информации отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений УМНС РФ по Свердловской области, основным источником доходов федерального бюджета является как раз НДС: за период с января по апрель текущего года областью было перечислено 5 583 млн руб., или 73,0% от общего объема поступлений. Таким образом, темпы роста, по данным УМНС, составили 107,3%, а задолженность по налогу снизилась на 175 млн руб., или на 1,9%. Недоимка тоже уменьшилась: на 223 млн руб., или 9,5%. Установленное задание по мобилизации НДС выполнено на 96,1%, недопоступило в бюджет 229 млн руб.
Значительное влияние на выполнение бюджетных назначений по налогу на добавленную стоимость оказывает его возмещение по нулевой ставке. Объемы возврата налога из федерального бюджета возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,7% и составили 2 619 млн руб., или 34,3 % от общих доходов ФБ, что подтверждается данными Министерства экономики и труда Свердловской области: за 1 квартал 2003 г. уровень экспорта увеличился на 44,2% по сравнению с показателем прошлого года.
Все, казалось бы, более-менее оптимистично, но на пути сбора НДС налоговики встречаются с целым рядом трудностей, решить которые бывает иной раз не просто. «В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление налога на добавленную стоимость налогоплательщикам следует учитывать, что налоговыми органами контролируется только налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации с кодом бюджетной классификации», - отмечают в УМНС Свердловской области.
Негативное влияние на поступление налога на добавленную стоимость оказали, по мнению налоговиков, и суммы налога, предъявленные налогоплательщиками к вычету при вводе объектов завершенного капитального строительства в соответствии со статьей 171 НК РФ. За январь-апрель 2003 г. снижены начисления НДС по данной причине на 541 млн руб., что в 7,5 раз превышает данный показатель 1 полугодия прошлого года.
Помимо всего вышеперечисленного, радость налоговиков омрачает тот факт, что около трети собранного НДС приходится возвращать экспортерам. Налоговики убеждены, что в этой сумме велика доля неправомерно возмещаемого НДС. Причиной проблем называются фирмы-однодневки, создаваемые налогоплательщиками. По мнению налоговиков, на однодневки недобросовестные налогоплательщики переводят большую часть добавленной стоимости, а затем фирма исчезает, не заплатив налоги. Ее контрагенты по закону не несут никакой ответственности за действия мошенников и предъявляют к возмещению НДС, который не был уплачен в бюджет. Управление международного сотрудничества и обмена информацией МНС ежемесячно проверяет соответствие примерно 600 заключенных российскими компаниями контрактов с зарубежными партнерами. Приблизительно в 1% случаев обнаруживается отсутствие компании за рубежом, с которой заключен контракт.
Расхождение оценок аналитиков с данными МНС происходит еще и потому, что налоговики оценивают только то, что видят: «если компания не задекларировала налог, он в их статистику просто не включается. Собираемость НДС для них - это разница между начисленным налогом и фактически уплаченным», - поясняют эксперты. На данный момент собрать документы, доказывающие экспортные связи, не так просто. Возможно, скоро схема упростится и случаев появления «экспортеров» станет больше. «Не так давно власти пытались упростить схему возврата НДС. Компании, которые претендуют на эти вычеты, в скором времени могут перестать мучиться с огромным количеством документов. Достаточно будет предоставить какой-либо один документ, подтверждающий факт экспортной операции. Здесь сложности сбора НДС заключались в том, что существует практика нелегального возврата НДС фиктивными экспортерами», - заявил аналитик компании «Уником Партнер» Дмитрий Гвоздецкий.
Таким образом, разница между начисленным и уплаченным НДС - это по большей части и есть сумма, «уведенная» липовыми дочерними предприятиями. Когда фирма-однодневка проводит сделки, она делает это совершенно легально, и ее деятельность отражается в налоговой статистике. Когда она исчезает – на выходе получается недоимка. Судя по статистике за первые шесть месяцев 2003 г., размах махинаций с помощью фирм-однодневок в масштабах страны не такой угрожающий, как это пытается представить МНС. Разница между начисленным и уплаченным НДС составляет около 2,5 млрд руб. за полугодие.
То, что повышать эффективность сбора налога нужно, теперь очевидно не только для самих предпринимателей, но и для законодателей. Сделать это можно несколькими способами. Единственное, чего не стоит ожидать в обозримом будущем, так это отмены НДС. «Поскольку МНС говорит, что налог собирается хорошо, то вряд ли его в ближайшее время отменят. К тому же все равно на сегодняшний день ему нет альтернативы. Говорить о перераспределении НДС на другие налоговые сборы, а это могут быть социальные вычеты или налог с продаж, не имеет смысла. Единственное, что на самом деле необходимо сделать, так это снизить НДС, к чему и идет правительство», - говорит аналитик компании «Уником Партнер».
Основной принцип для любого налога – улучшение климата сбора налогов. Необходимо сделать так, чтобы платить его было выгодно. Издержки на неуплату налога должны быть для налогоплательщика выше, чем сама сумма налоговых сборов. Помимо этого, нужны снижения ставок некоторых налогов, упрощение процедуры получения тех или иных вычетов, более прозрачная схема начисления налога и так далее. В частности, аналитики полагают, что, снизив базовую ставку НДС с 20 до 18% , правительство в 2004 г. добьется роста собираемости НДС на 6% - до 68% , и то при условии, что будут созданы близкие к идеальным условия системы администрирования налога. По мнению экономистов, увеличение собираемости до среднего по развитым странам уровня 80% позволит снизить базовую ставку НДС только до 15,2%.
Чтобы окончательно разрешить накопившие в области сбора НДС проблемы, правительство выступило с новой инициативой - ввести спецсчета для операций с НДС, с которых деньги можно переводить исключительно для уплаты НДС поставщику или бюджету. На сегодняшний день никто из аналитиков не берется судить, насколько такая мера может быть эффективной, однако ее целесообразность признают многие.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- За 4 месяца 2003 года с территории Свердловской области в бюджетную систему ...
- За 8 месяцев 2003 года с территории Свердловской области в федеральный бюдж ...
- «Ведомости»: По расчетам экономистов, НДС собирают на 50 – 62%
- За 11 месяцев 2003 года с территории Свердловской области в федеральный бюд ...
- УМНС РФ по Свердловской области: За 9 месяцев 2004 года перечислено 12.420, ...