«Вечерний Екатеринбург» и Екатерина Зимарева считают, что «Доигрались с игрушками»

1 августа 2003 (11:55)

Их теперь у нас производят только из любви к детям

Цех по изготовлению металлических игрушек в Верхней Пышме называется «Радуга». Он — единственный в Свердловской области. Более того, именно металлические игрушки, по сведениям начальника производства «Радуги» Олега Никулина, в России изготавливает только этот цех.

Сперва —расцвет, потом — разруха

Ассортимент игрушек, производимых в цехе, составляют 32 наименования. В связи с тем, что металлическая детская игрушка с начала 90-х пользуется слабым спросом (достаточно заглянуть в любой «Детский мир»), объёмы производства пришлось сократить.

Ситуация на «Радуге» развивалась по схожему с большинством российских предприятий сценарию: не удалось избежать долгов по зарплате (которая к тому же порой выплачивалась теми же игрушками), спада производства. Необходимо отметить, что в. конце 90-х годов принималась целая программа государственной поддержки производства игрушки на фирме «Радуга», создавалась комиссия соответствующего уровня по выводу предприятия из сложного финансового положения, но и это не помогло. Были уже утрачены лидирующие позиции на рынке. При этом для наглядности скажу, что в середине 70-х на «Радуге» производилось около 12 миллионов игрушек в год. Сейчас эта цифра измеряется в сотнях тысяч.

Возможно, эпоха металлических игрушек просто ушла в прошлое. Аналогично тому, что сейчас практически никто из нас не носит одежду фасонов 70—80-х годов XX века, современные родители предпочитают, чтобы их дети играли пластмассовыми игрушками. В мировом производстве игрушек доля металлических — всего 3%.

В 2001 году фирма «Радуга» вошла в состав известного на Урале концерна. В течение года удалось отрегулировать сбыт игрушек в соответствии с потребностями рынка и ценовой конъюнктурой. Системой планирования предусмотрены не только сезонные «пики», но и «спады» по каждому наименованию. Любопытно, что основной объём продаж приходится на период с сентября по май. Летом же в связи с сезонным падением спроса выпуск детской продукции планово приостанавливается. Но не работает в это время только цех по сборке игрушек, его рабочие временно переходят в другие цехи. Для обеспечения летней торговли заранее создаются запасы на складах, которые соответствуют уровню и динамике продаж в этот 'период. Кроме этого, всегда в наличии заготовка для игрушек, рассчитанная на то, что в любой момент можно произвести допоставку товара. Ближе к осени поступают заказы от основных потребителей, уточняются параметры перспективного сбыта. Так что фактически игрушка сегодня производится исключительно под заказ. Это способствует плановой, ритмичной работе без лишних затрат на материалы, оплату труда и ресурсы.

Однако, несмотря на высокую конкуренцию и существенное падение спроса в сравнении с советским периодом, усилиями отдела сбыта филиала география поставок верхнепышминской игрушки достаточна широка: Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Владивосток и др.

И всё же было бы уместным сказать, что при гораздо более активной поддержке государством отечественных производителей детских игрушек, как и детских товаров в целом, ситуация, безусловно, выглядела бы лучше. Ни для кого не секрет, что продаётся немало дешёвой, некачественной и порой даже не сертифицированной игрушки. К слову, очередная сертификация игрушки с «Радуги» прошла в марте 2003 года (она проводится каждые полгода).

Что есть? Все, кроме игрушек. Почти...

В настоящее время игрушки перестали быть основной продукцией «Радуги». Их производится гораздо меньше половины от общего объема производства. Гораздо выгоднее делать мелкие товары народного потребления. Есть надежда, что из разряда убыточных производство перекочует в разряд рентабельных. За шесть месяцев 2003 года рост объёмов производства в сравнении с аналогичным периодом 2002 года, составил 28%.

Что будет? Игрушек не будет. Почти...

Инвестиции в разработку новой игрушки, считают на этом производстве, крайне невыгодны. Спорный вопрос. А вдруг? Но предприятие только-только выпуталось из долгов, в том числе и по заработной плате, создало приемлемые условия труда (в 90-е годы цех не топили зимой, горячая вода была роскошью), заговорили о социальных программах.

Как отметил начальник производства «Радуги» Олег Никулин, в случае изменения конъюнктуры рынка «Радуга» способна произвести любые объёмы игрушки. Но пока спрос минимальный, надо в первую очередь производить то, что продаётся. Это объективные законы рыночной экономики. Работать в убыток нельзя. «Мы ответственны перед конкретными работниками и их семьями. Надо платить людям заработную плату, проводить активную социальную политику. В противном случае можно опять вернуться к тем диким временам, когда зарплату выдавали чем придётся, а людям не на что было жить».

«Радуга» по сей день выпускает игрушки, которыми я играла в детском саду. Ничего нового так с тех пор не появилось. При всём при том предприятие не торгует в розницу — только оптом. Эти игрушки не продаются на рынках. Только в магазинах, где цена от первоначальной увеличивается примерно в два раза.

Пока есть спрос, закрытие производства игрушек не планируется. Олег Никулин: «Будем делать, несмотря на убыточность. Ради детей». И впрямь, игрушки — это то, с чем ребенок входит в жизнь, это его первые впечатления. Не хотелось бы, чтобы они были какими-нибудь китайскими...


Другие материалы по теме: