«Уральский рабочий» и Татьяна Наймушина думают, что «Брак по расчету связывает крепче»
8 августа 2003 (11:44)
Как уже сообщал «УР», в среду первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников, который с начала недели находится с рабочим, визитом, в Уральском федеральном округе, участвовал в окружном совещании, посвященном проблемам совершенствования экономического сотрудничества со странами — членами СНГ.
На коммерческой основе
Напомним, что углубление интеграционных процессов с СНГ Президент страны Владимир Путин поставил в ряд приоритетных задач. А МИДу порекомендовал сосредоточить свои усилия на содействии внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий. Разрыв хозяйственных связей не принес бывшим советским республикам ничего хорошего. Постепенно приходит осознание, что нам не жигь друг без друга. Предстоит снова сформировать единое экономическое пространство, но теперь это будет не любовь по принуждению, а брак по контракту, на основе взаимной выгоды. Вячеслав Трубников, которому поручено курировать эти вопросы, сообщил, что процесс интеграции в новом формате начинают Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Эти четыре страны наиболее сильны экономически. На их долю приходится 88 процентов взаимного торгового оборота и 94 процента валового внутреннего продукта государств СНГ. Предполагается, что это «ядро» постепенно подтянет к себе и другие страны Содружества, наглядно» продемонстрировав экономическую привлекательность сотрудничества.
А пока учреждена специальная группа из руководителей высокого уровня, которая занята выработкой концепции экономической интеграции. Первый замминистра не скрывал, что работа идет трудно. В частности, у тройки есть расхождения с Украиной, которая предлагает ограничиться созданием зон свободной торговли, тогда как остальные выступают за более продвинутые формы интеграции. Украина пока без энтузиазма относится и к вступлению в ВТО. И вообще двух интеграции не выдержать, считают наши украинские партнеры, имея в виду еще и интеграцию в Европу. Позиция российской стороны: эти процессы нераздельны и дополняют друг друга.
Помогать торговле
Совершенствовать сотрудничество с СНГ руководство страны намерено с помощью властных структур и бизнес-элит регионов. Рассчитывают на их участие в развитии транспортной инфраструктуры и топливно-энергетических систем. Решено построить две ГЭС, в том числе в Перми, что позволит обеспечить энергией азиатский peгион, а также перебрасывать ее в Афганистан. Это станет нашим вкладом в восстановление хозяйства этой страны. Достигнут ряд важных соглашений с Туркменией и Азербайджаном. Так, будет создан новый транспортный коридор «Север — Юг», что рас ширит возможности для внешней торговли. Но придется по-новому организовать грузопотоки в Кавказском регионе, интенсифицировать перевозки через Каспийское море. Правда, еще не принято соглашение о совместных действиях на Каспии. Иран продолжает претендовать на 20 процентов Каспийского моря, причем не согласен делить только дно, как предлагает Россия, а требует разделить и воду, то есть провести морскую границу.
Нам настойчиво предлагают демилитаризацию Каспия. В условиях активизации международного терроризма и при наличии множества «горячих» точек в этом регионе пойти на такие шаги было бы легкомысленно, считают в МИДе. Российское военное присутствие в Каспийском регионе обеспечивает мир, стабильность и безопасность всех прибрежных государств. Пока идут трудные переговоры, но надежда на успех крепнет. Кстати, уже есть контракты на изготовление четырех паромов, сдача первого намечена на начало 2005 года. Вячеслав Трубников заметил, что предприятиям округа стоит принять участие в этом выгодном проекте.
Вообще же от властных структур на местах ждут одного — создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предприятий. Хотя Владимир Путин и похвалил округ, полпред Петр Латышев убежден, что не вовлеченных в дело резервов еще много. Один из них — более тесное взаимодействие самих субъектов, входящих в округ. Нередко каждый стремится налаживать зарубежные контакты автономно, организовывать собственные форумы с участием иностранцев, тогда как эффективнее такие мероприятия делать окружными. Вячеслав Трубников обратил внимание на необходимость более активно снимать бюрократические барьеры, прогрессивные межправительственные соглашения подкреплять соответствующими местными законами.
Не резать по живому
Московский гость обозначил ряд особо острых проблем, которые следует решать в первую очередь. Одна из них — Обустройство границ на современном уровне. В связи с активизацией террористов и наркоторговцев затягивать эту работу больше нельзя. Общая протяженность границы — 7700 километров. В УрФО сразу три субъекта РФ соседствуют с Казахстаном. Не обустроенными остаются только 11 пунктов. Но здесь еще есть спорные моменты, требуются уточнения и согласования с соседями. Главный принцип — не резать по живому, разумно размещать пункты перехода людей, пропуска автомашин. Негоже, когда, чтобы навестить свояка, который живет за два километра, нужно делать крюк в 200 километров к ближайшему пропускному пункту. В то время как наркокурьеры и другие нежелательные персоны проникают в страну беспрепятственно. Здесь нужны умные, неординарные подходы, считает первый заместитель министра. В том числе согласованная визовая политика, усиленный контроль за пребыванием иностранцев. Возможно, стоит использовать принципы Шенгенского соглашения.
Государствам Содружества необходимо принять особые совместные решения и по организации трудовой миграции. С этой весьма сложной проблемой мы столкнулись сравнительно недавно. Европа умело использует трудовую миграцию в своих интересах. Накопила опыт как привлечения, так и пресечения потоков нелегальной рабочей силы. У нас же трудовая миграция пока, как правило, незаконна. Иностранные сезонные рабочие получают зарплату «черным налом», не платят налогов и сами нередко страдают от этого, так как не могут законно вывезти наличные деньги. Как выразился Президент Украины Леонид Кучма, в результате бывают дважды ограбленными. Все эти процессы немедленно надо вводить в правовое поле.
С другой стороны, России пора позаботиться и о своих соотечественниках, которые оказались вне Родины и нередко нуждаются в защите. При МИДе наконец-то создается специальная структура, которая будет заниматься этой проблемой.
Скупой платит дважды
Серьезные трудности у России появились и в области военно-технического сотрудничества с СНГ. К примеру, Таджикистан занял жесткую позицию относительно дальнейшего пребывания 201-й дивизии на своей территории. Идет напряженная дипломатическая работа, сообщил Вячеслав Трубников. Приходится считаться с тем, что у наших всегдашних союзников появилась альтернатива. США и другие страны НАТО за расположение своих военных баз в бывших советских республиках готовы щедро платить. Их влияние в этом регионе заметно растет. Выявляется четкая тенденция к закреплению Америки в том же Афганистане. Все эти тенденции требуют более активной защиты интересов России, прежде всего дипломатическими и экономическими способами. Пока вооруженные силы государств ближнего зарубежья оснащены российским оружием, у нас еще остается надежда на военно-техническое партнерство. Но при этом нужна и гибкая политика льгот, чтобы сделать сотрудничество более привлекательным. Соответствующий закон Госдума сейчас прорабатывает.
Наконец, вопреки прогнозам, с завершением войны в Афганистане не уменьшился поток наркотиков из этой страны. Наоборот, он удвоился. Афганский крестьянин по-прежнему свое финансовое благополучие связывает с выращиванием мака. Практически каждый день у наших пограничников идут местные бои с наркокурьерами. России удалось получить два миллиона долларов от ООН на организацию пояса наркобезопасности вокруг Афганистана. Сейчас ведутся переговоры с заинтересованными иностранными государствами о финансовой помощи в создании подобного пояса на границе с Казахстаном. Действовать надо быстро и решительно, Россия и УрФО становятся не просто территориями транзита опия и другого наркотического зелья, а потребителями его. Это уже угроза будущему страны. На борьбу с наркоторговлей по возможности не надо жалеть ни сил, ни средств, убежден заместитель министра.
О том, как эффективнее всего выполнять поставленные задачи непосредственно в регионах, разговор шел в закрытом режиме. Но какие бы ни прозвучали предложения, Петр Латышев и Вячеслав Трубников пообещали, что накопившиеся в этой сфере проблемы будут решаться с участием властей всех уровней, в том числе и самого высокого.
На коммерческой основе
Напомним, что углубление интеграционных процессов с СНГ Президент страны Владимир Путин поставил в ряд приоритетных задач. А МИДу порекомендовал сосредоточить свои усилия на содействии внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий. Разрыв хозяйственных связей не принес бывшим советским республикам ничего хорошего. Постепенно приходит осознание, что нам не жигь друг без друга. Предстоит снова сформировать единое экономическое пространство, но теперь это будет не любовь по принуждению, а брак по контракту, на основе взаимной выгоды. Вячеслав Трубников, которому поручено курировать эти вопросы, сообщил, что процесс интеграции в новом формате начинают Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Эти четыре страны наиболее сильны экономически. На их долю приходится 88 процентов взаимного торгового оборота и 94 процента валового внутреннего продукта государств СНГ. Предполагается, что это «ядро» постепенно подтянет к себе и другие страны Содружества, наглядно» продемонстрировав экономическую привлекательность сотрудничества.
А пока учреждена специальная группа из руководителей высокого уровня, которая занята выработкой концепции экономической интеграции. Первый замминистра не скрывал, что работа идет трудно. В частности, у тройки есть расхождения с Украиной, которая предлагает ограничиться созданием зон свободной торговли, тогда как остальные выступают за более продвинутые формы интеграции. Украина пока без энтузиазма относится и к вступлению в ВТО. И вообще двух интеграции не выдержать, считают наши украинские партнеры, имея в виду еще и интеграцию в Европу. Позиция российской стороны: эти процессы нераздельны и дополняют друг друга.
Помогать торговле
Совершенствовать сотрудничество с СНГ руководство страны намерено с помощью властных структур и бизнес-элит регионов. Рассчитывают на их участие в развитии транспортной инфраструктуры и топливно-энергетических систем. Решено построить две ГЭС, в том числе в Перми, что позволит обеспечить энергией азиатский peгион, а также перебрасывать ее в Афганистан. Это станет нашим вкладом в восстановление хозяйства этой страны. Достигнут ряд важных соглашений с Туркменией и Азербайджаном. Так, будет создан новый транспортный коридор «Север — Юг», что рас ширит возможности для внешней торговли. Но придется по-новому организовать грузопотоки в Кавказском регионе, интенсифицировать перевозки через Каспийское море. Правда, еще не принято соглашение о совместных действиях на Каспии. Иран продолжает претендовать на 20 процентов Каспийского моря, причем не согласен делить только дно, как предлагает Россия, а требует разделить и воду, то есть провести морскую границу.
Нам настойчиво предлагают демилитаризацию Каспия. В условиях активизации международного терроризма и при наличии множества «горячих» точек в этом регионе пойти на такие шаги было бы легкомысленно, считают в МИДе. Российское военное присутствие в Каспийском регионе обеспечивает мир, стабильность и безопасность всех прибрежных государств. Пока идут трудные переговоры, но надежда на успех крепнет. Кстати, уже есть контракты на изготовление четырех паромов, сдача первого намечена на начало 2005 года. Вячеслав Трубников заметил, что предприятиям округа стоит принять участие в этом выгодном проекте.
Вообще же от властных структур на местах ждут одного — создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности предприятий. Хотя Владимир Путин и похвалил округ, полпред Петр Латышев убежден, что не вовлеченных в дело резервов еще много. Один из них — более тесное взаимодействие самих субъектов, входящих в округ. Нередко каждый стремится налаживать зарубежные контакты автономно, организовывать собственные форумы с участием иностранцев, тогда как эффективнее такие мероприятия делать окружными. Вячеслав Трубников обратил внимание на необходимость более активно снимать бюрократические барьеры, прогрессивные межправительственные соглашения подкреплять соответствующими местными законами.
Не резать по живому
Московский гость обозначил ряд особо острых проблем, которые следует решать в первую очередь. Одна из них — Обустройство границ на современном уровне. В связи с активизацией террористов и наркоторговцев затягивать эту работу больше нельзя. Общая протяженность границы — 7700 километров. В УрФО сразу три субъекта РФ соседствуют с Казахстаном. Не обустроенными остаются только 11 пунктов. Но здесь еще есть спорные моменты, требуются уточнения и согласования с соседями. Главный принцип — не резать по живому, разумно размещать пункты перехода людей, пропуска автомашин. Негоже, когда, чтобы навестить свояка, который живет за два километра, нужно делать крюк в 200 километров к ближайшему пропускному пункту. В то время как наркокурьеры и другие нежелательные персоны проникают в страну беспрепятственно. Здесь нужны умные, неординарные подходы, считает первый заместитель министра. В том числе согласованная визовая политика, усиленный контроль за пребыванием иностранцев. Возможно, стоит использовать принципы Шенгенского соглашения.
Государствам Содружества необходимо принять особые совместные решения и по организации трудовой миграции. С этой весьма сложной проблемой мы столкнулись сравнительно недавно. Европа умело использует трудовую миграцию в своих интересах. Накопила опыт как привлечения, так и пресечения потоков нелегальной рабочей силы. У нас же трудовая миграция пока, как правило, незаконна. Иностранные сезонные рабочие получают зарплату «черным налом», не платят налогов и сами нередко страдают от этого, так как не могут законно вывезти наличные деньги. Как выразился Президент Украины Леонид Кучма, в результате бывают дважды ограбленными. Все эти процессы немедленно надо вводить в правовое поле.
С другой стороны, России пора позаботиться и о своих соотечественниках, которые оказались вне Родины и нередко нуждаются в защите. При МИДе наконец-то создается специальная структура, которая будет заниматься этой проблемой.
Скупой платит дважды
Серьезные трудности у России появились и в области военно-технического сотрудничества с СНГ. К примеру, Таджикистан занял жесткую позицию относительно дальнейшего пребывания 201-й дивизии на своей территории. Идет напряженная дипломатическая работа, сообщил Вячеслав Трубников. Приходится считаться с тем, что у наших всегдашних союзников появилась альтернатива. США и другие страны НАТО за расположение своих военных баз в бывших советских республиках готовы щедро платить. Их влияние в этом регионе заметно растет. Выявляется четкая тенденция к закреплению Америки в том же Афганистане. Все эти тенденции требуют более активной защиты интересов России, прежде всего дипломатическими и экономическими способами. Пока вооруженные силы государств ближнего зарубежья оснащены российским оружием, у нас еще остается надежда на военно-техническое партнерство. Но при этом нужна и гибкая политика льгот, чтобы сделать сотрудничество более привлекательным. Соответствующий закон Госдума сейчас прорабатывает.
Наконец, вопреки прогнозам, с завершением войны в Афганистане не уменьшился поток наркотиков из этой страны. Наоборот, он удвоился. Афганский крестьянин по-прежнему свое финансовое благополучие связывает с выращиванием мака. Практически каждый день у наших пограничников идут местные бои с наркокурьерами. России удалось получить два миллиона долларов от ООН на организацию пояса наркобезопасности вокруг Афганистана. Сейчас ведутся переговоры с заинтересованными иностранными государствами о финансовой помощи в создании подобного пояса на границе с Казахстаном. Действовать надо быстро и решительно, Россия и УрФО становятся не просто территориями транзита опия и другого наркотического зелья, а потребителями его. Это уже угроза будущему страны. На борьбу с наркоторговлей по возможности не надо жалеть ни сил, ни средств, убежден заместитель министра.
О том, как эффективнее всего выполнять поставленные задачи непосредственно в регионах, разговор шел в закрытом режиме. Но какие бы ни прозвучали предложения, Петр Латышев и Вячеслав Трубников пообещали, что накопившиеся в этой сфере проблемы будут решаться с участием властей всех уровней, в том числе и самого высокого.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев: Необходимо обеспе ...
- Сформулированы предложения по перспективам сотрудничества субъектов УрФО со ...
- Петр Латышев обязал руководителей силовых и правоохранительных структур УрФ ...
- Зам. директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин: Россия сейчас не сп ...
- Полпред Президента РФ в УрФО Петр Латышев провел встречу с Президентом Респ ...