Рынок сотовой связи: основные тенденции

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» продолжает анализ рынка услуг операторов сотовой связи Свердловской области.

На всем протяжении 2003 года рынок услуг сотовой связи в Свердловской области, как и в целом по России, переживает период уверенного роста. Число пользователей сотовой связи ежемесячно увеличивается в среднем на 8-12%, что соответствует прогнозам большинства операторов мобильной связи, в конце прошлого года заявлявших о готовности к январю 2004 увеличить число своих абонентов в 2-3 раза.

В то же время развитие рынка услуг сотовой связи в Екатеринбурге идет скорее эволюционным, нежели революционным путем. Операторы, занявшие определенные сегменты рынка, прилагают максимум усилий к удержанию занятых позиций. В условиях, когда рост числа абонентов ограничивается, в первую очередь, техническими возможностями передающих станций, тенденция привлечения максимального числа абонентов любыми методами уступает место маркетинговой политике, ориентированной на работу с наиболее выгодными категориями клиентов.

Положение на рынке

Аналитики, наблюдающие за изменением ситуации, как на сотовом рынке России, так и Свердловской области, отмечают, что одной из основных черт последнего сезона стала стагнация тарифной политики большинства компаний, закрепившихся на крупных региональных рынках. Так, несмотря на острую конкуренцию между тремя основными операторами услуг сотовой связи наиболее популярного стандарта GSM: компаниями «Уралтел», «Екатеринбургская сотовая связь», и «Уральский Джи Эс Эм» (торговая марка «МегаФон») – в Свердловской области с начала года не произошло кардинальных изменений в тарифной политике ни одной из компаний.

По мнению экспертов, основной причиной стагнации является не столько установление уровня цен, равно приемлемого для всех участников рынка, сколько отставание роста технологических мощностей операторов сотовой связи, и прежде всего, числа базовых станций, от увеличения количества абонентов. Ряд факторов, прежде всего – ставшие регулярными сбои в системах связи, позволяет сделать предположение о том, что существующие технологические мощности, принадлежащие всем трем операторам мобильной связи, скорее всего работают на пределе их возможностей. Нынешний, относительно высокий уровень тарифов, ограничивает приток новых абонентов, что позволяет операторам постепенно наращивать технологические мощности, не допуская перегрузки в системе.

Новые ориентиры

Одна из особенностей такого положения на рынке заключается в том, что операторы становятся заинтересованы не столько в увеличении количества абонентов, сколько в росте количества потребляемых ими услуг, прежде всего – в увеличении продолжительности разговоров и использовании дополнительных платных сервисов. Главным объектом конкуренции становится не любой абонент, как это было некоторое время назад, а абонент с высоким трафиком, использующий более 3 часов разговоров в месяц. Удержание такого клиента и стимулирование его к увеличению трафика, равно как и использование большего числа дополнительных платных услуг становится приоритетным направлением маркетинга наиболее дальновидных компаний.

В этом плане показательными являются изменения в тарифной политике компании «Уралтел». Большая часть изменений, произошедших на протяжении последних месяцев, прежде всего – снижение стоимости ряда сервисов, введение более гибкой системы подсчета использованного времени, предоставление дополнительного времени, входящего в абонентскую плату, а также введение бесплатных входящих звонков, – была предпринята в отношении тарифов, предназначенных для клиентов, чьи ежемесячные затраты на телефонные разговоры превышают 50 долларов в месяц. Немногочисленные новые тарифы также рассчитаны на клиентов с высоким уровнем потребления услуг связи. Более того, некоторые тарифные планы стимулируют абонентов увеличивать время разговоров, используя систему накопительных скидок, действующую по схеме «чем больше говоришь – тем меньше платишь».

В то же время в области относительно недорогих тарифов, предназначенных для абонентов, использующих менее 25 долларов в месяц, на протяжении последнего времени тарифная политика «Уралтела» не претерпела существенных изменений. Все это позволяет говорить о том, что компания больше не рассматривает в качестве перспективного пути своего развития привлечение большого числа «малоговорящих» абонентов, принадлежащих к так называемой «студенческой категории».

Несмотря на это, «Уралтел» по-прежнему контролирует большой сегмент рынка сотовой связи в Свердловской области. По словам генерального директора компании Сергея Аркатова, к концу июля услугами сотовой связи «Уралтел» пользовались более 265 тысяч человек, и к началу 2004 года планируется увеличить их число до 400 тысяч. В долгосрочных планах компании – увеличение числа абонентов до 1 миллиона к середине 2005 года. Впрочем, подобные проекты ставятся под сомнение экспертами, которые полагают, что вся емкость рынка услуг сотовой связи в Свердловской области не превышает 900 тысяч человек – остальные просто не могут себе позволить оплачивать услуги сотовой связи. Причем и эти 900 тысяч «Уралтелу» придется делить с другими компаниями, присутствующими на рынке.

Смена бренда

Замедлила темпы привлечения новых клиентов и «Екатеринбургская сотовая связь». После резкого роста числа абонентов в конце прошлого и начале нынешнего года (напомним, с ноября по февраль компания увеличила число обслуживаемых телефонов с 20 до 100 тысяч), вызванного привлекательными тарифными планами компании, причем, прежде всего, в наиболее доступной для рядового пользователя нише, рассчитанной на относительно небольшой трафик, «ЕСС» перешла к той же политике относительной стагнации тарифов, что и её основные конкуренты, что объясняется загрузкой мощности базовых станций компании. С середины февраля по первую декаду апреля компания привлекла 15 тысяч новых клиентов, за следующие полтора месяца – ещё порядка 13 тысяч, к концу июля общее число абонентов компании, по оценкам экспертов, превысило 145 тысяч человек.

Некоторые наблюдатели склонны связывать снижение числа новых абонентов «ЕСС» со сменой привычного бренда компании.

В течение 7 лет «Екатеринбургская сотовая связь» предоставляла свои услуги под торговой маркой «БиЛайн», владельцем которой является компания «Вымпелком». Отзыв бренда произошел в апреле, и был связан с тем, что «Вымпелком» озвучил свои планы по самостоятельному выходу на уральский рынок. Уже в середине лета «ЕСС» объявила о том, что будет работать под торговой маркой «Мотив», разработанной совместно с агентством «Porter Novelli».

Впрочем, дилеры «ЕСС» заявляют, что смена торговой марки практически не сказалась на продажах компании, а некоторое уменьшение числа новых абонентов объясняется постепенным исчерпанием числа пула абонентов, готовых подключиться к сотовой связи при нынешнем уровне тарифов.

Тенденции

VIP-консультант» предсказывал, что попытки увеличить число абонентов более быстрыми темпами, нежели рост числа базовых станций компании, неизбежно должны привести к перегрузке сетей и ухудшению качества связи. У компании «Уральский Джи Эс Эм», работающей под торговой маркой «Мегафон» есть возможность проверить этот тезис на практике. Проведя снижение стоимости ряда услуг в базовых тарифах, рассчитанных на самого массового пользователя, в том числе отменив абонентскую плату на входящие звонки на ряде популярных тарифов «студенческого» стандарта, компании удалось на некоторое время стать лидером по числу новых подключений, прежде всего – в сегменте относительно недорогих тарифов.

Благодаря этому к концу июля «Мегафон» имел 300 тысяч абонентов в шести регионах УрФО, из которых на Свердловскую область, по мнению аналитиков рынка, приходится более 130 тысяч клиентов. Как заявил генеральный директор ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» Александр Арнаутов, к началу 2004 года компания планирует увеличить число абонентов до 500 тыс. человек. Однако менеджмент признает, что для реализации этих планов компании придется в три раза увеличить число своих базовых станций – с 150 до 450 менее чем за 6 месяцев, что позволяет ряду экспертов высказывать сомнения в осуществимости подобного проекта.

Однако скачкообразное увеличение числа абонентов уже привело к увеличению трафика, а оно, в свою очередь, к частым сбоям в сети, перегрузкам линии и общему ухудшению связи. По мнению экспертов, главной причиной проблем в сети «Мегафон» является недостаточное количество базовых станций GSM-1800. Действующее оборудование просто не может справиться с обработкой и передачей всех сообщений.

Наблюдатели отмечают, что, вследствие ухудшения качества предоставляемых услуг, ряд абонентов сети «Мегафон», прежде всего, относящихся к «бизнес»-категории, для которых качество мобильной связи имеет приоритет перед стоимостью услуг, переходят к другим операторам сотовой связи. Следует отметить, что именно представители «бизнес»-категории являются наиболее прибыльными клиентами сотовых операторов, так как являются потребителями наибольшего количества трафика и платных услуг, например – роуминга.

Иными словами, увеличение числа абонентов сотового оператора уже в ближайшее время может привести к реальному уменьшению его прибыли.

Перспективы

По мнению экспертов, в сложившемся состоянии динамического равновесия рынок может находиться неопределенно долгий промежуток времени, особенно в ситуации устойчивого роста, наблюдающегося в сфере услуг сотовой связи в Уральском регионе и относительно спокойной конкурентной борьбе, связанной с ограниченной емкостью сотовых сетей основных конкурентов.

Одной из главных задач, стоящих перед сотовыми компаниями в такой ситуации, является наращивание технических мощностей, прежде всего за счет увеличения базовых станций в наиболее населенных районах Екатеринбурга, число абонентов в которых растет самыми быстрыми темпами по области. Кроме того, практически все компании заявили о начале реализации планов по улучшению приема в сложных в техническом плане и отдаленных районах города, таких как Кольцово, Заречный, Уралмаш, Веер, Химмаш, Уктус и другие.

Другим направлением развития компаний станет увеличение зоны покрытия за счет населенных пунктов области с населением более 50 тысяч человек, (большая часть из них уже охвачена всеми тремя основными операторами стандарта GSM), а так же наиболее густонаселенных и экономически развитых районов области. Особое внимание будет уделяться включению в зону устойчивого покрытия основных автомобильных трасс региона.

Изменения на рынке могут быть связаны с появлением в Свердловской области новых игроков. Ещё в апреле о готовности выйти на уральский рынок заявил второй по величине федеральный оператор сотовой связи – компания «Вымпелком», которая на начало июня объявила о подключении 7 миллионов абонентов, из которых примерно 2,75 миллиона подключено в регионах. «Вымпелком» ещё в декабре 2002 года за 26,5 миллиона долларов приобрел компанию «Восток-Запад Телеком», имеющую лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Уральском регионе. По предварительным данным, сооружение сети базовых станций и тестирование сети завершатся только к середине осени 2003 года.

По словам генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ» Владимира Рыбакина, уральский монополист, контролирующий практически всю стационарную телефонию региона, так же готовится выйти на рынок услуг сотовой связи до конца 2003 года. У ОАО «Уралсвязьинформ» пока нет лицензии на Свердловскую область, но до конца года компания планирует вывести на рынок единый брэнд мобильной связи.

Это означает, что в третьем квартале 2003 года можно ожидать резкого обострения конкуренции на рынке услуг сотовой связи. Очевидно, что только что запущенные сети «Вымпелкома» и «Уралсвязьинформа» не смогут конкурировать с отлаженными системами по качеству связи, поэтому единственным способом, каким новый участник рынка может привлечь к себе абонентов, как из числа пользующихся услугами других компаний, так и не имеющими сотовой связи, является демпинговое снижение тарифов, подобное тому, которое применила при выходе на рынок стандарта GSM «Екатеринбургская сотовая связь».


Другие материалы по теме: