«Капитал» и Дмитрий Ким сообщают, что «Калина» сокращает фирменные магазины»

18 августа 2003 (11:19)

Накануне стало известно, что концерн «Калина» принял решение о закрытии сети фирменных магазинов. Останется только один фирменный магазин на Комсомольской.

Концерн «Калина» принял решение о сокращении числа фирменных магазинов до одного. Как сообщили накануне в комитете по товарному рынку, «Калина» закрыла в Екатеринбурге 2 своих магазина. По информации КТР администрации Екатеринбурга, в скором времени «Калина» закроет еще два магазина. Концерн в будущем намерен вообще свернуть свою магазинную сеть. Магазин фирмы на проспекте Ленина, 5 уже продан. Более того, на этом магазине уже отсутствует даже символика компании. В конечном итоге от сети фирменных магазинов останется всего один магазин – на Комсомольской.

По словам пресс-секретаря концерна «Калина» Сергея Казанцева, отказ от фирменных магазинов означает прежде всего переосмысление компанией своего места на рынке. «Фирменные магазины – это пережиток, который остался еще с советских времен, когда существовала распределительная система. Тогда купить продукцию местного предприятия можно было только в фирменном магазине. Все помнят такие магазины обувной фабрики и других предприятий. Конечно, мы были образцом фирменных магазинов, но нельзя распылять бизнес. И дело даже не в том, что такие магазины могут быть убыточными. Наоборот, все наши магазины были рентабельны. Но прибыль от их работы была несовместима с доходами всего предприятия. Нужно было либо развивать сети и получать от них соответствующую прибыль, либо использовать другие методы сбыта. В конечном итоге было принято решение заниматься тем, что у нас лучше всего получается, – производить и выступать в качестве оптового продавца. Это абсолютно нормально для крупного производителя. Например, нет у нас фирменных магазинов «Procter&Gamble», - заявил Сергей Казанцев.

Отказ от фирменных торговых точек не повлияет на продажи, уверены в концерне. Дело в том, что продукция «Калины» представлена во всех магазинах города, начиная от ЦУМа и заканчивая киоском «Роспечати». В пользу хорошего положения концерна в Екатеринбурге говорит тот факт, что объем реализации в нашем городе составляет порядка 1,5% от всего объемов реализации компании, это 3,9 млрд руб. (по итогам 2002 г.). В свою очередь, на этом фоне сеть фирменных магазинов выглядела весьма блекло и несоизмеримо. Что, собственно, и стало причиной закрытия – зачем содержать сеть своих магазинов, когда они составляют мизерную долю продаж в общих объемах продаж в городе?

Кроме того, сокращение числа фирменных магазинов – тенденция современного рынка, и «Калина» здесь не исключение. По мнению экспертов, конек «Калины» совершенно в другом, и непонятно, зачем вообще компания стала создавать сеть фирменных магазинов. Скорее всего, это был пережиток прошлого, когда компания была региональной. Теперь же, после закрытия сети фирменных магазинов, можно сказать, что концерн стал действительно крупной федеральной и международной компаний. У компании в настоящий момент более 120 оптовых дилеров, которые составляют самую крупную сбытовую сеть в СНГ. Что касается «фирменных» магазинов концерна в других регионах, то, по словам Казанцева, они работают по франчайзингу.

Другими словами, ликвидация сети произошла бы рано или поздно. «Кто-то лучше производит, кто-то лучше продает. Теперь мы будем только производить, а остальные пусть продают. Это нормально, когда компании избавляются от непрофильных активов. Число фирменных магазинов будет только сокращаться», - подытожил Сергей Казанцев. Действительно, если говорить о фирменной торговле как таковой, то участники рынка признаются, что многие покупатели уходят от фирменных магазинов.

По словам Ларисы Перфиловой, начальника торгового центра «Мясокомбината «Екатеринбургский», маркетинговые исследования показали, что в отрасли наметилась тенденция к переходу от фирменной торговли к другим форматам. До 60% продукции комбината реализовывалось через фирменную сеть, сейчас эта цифра постепенно уменьшается. Из действующих 24 фирменных точек мясокомбината порядка 50% , по прогнозам руководства предприятия, перейдет в другой формат. «Фирменная сеть, задуманная изначально как способ изучения рынка и продвижения товаров, уже не оправдывает возложенных на нее надежд. Все чаще покупатель предпочитает супермаркеты с более широким ассортиментом», - говорит Лариса Перфилова. Только в течение этого года мясокомбинату пришлось на 5% увеличить количество сопутствующих товаров в своих магазинах, чтобы сохранить покупателей.

Однако фирменные магазины по-прежнему существуют и еще долго будут работать. По мере развития рынка их число будет неуклонно сокращаться. Их заменят более эффективные формы торговли. Исчезновение сети магазинов концерна «Калина» - это всего лишь малая веха в развитии экономики. А через пару лет про них совсем забудут, так как купить продукцию компании сейчас можно где угодно, хоть в газетных киосках, а скоро можно будет купить и на почте. Напомним, что ФГУП «Почта России» развернула масштабную программу по организации розничной торговли во всех своих 43 тыс. отделений. В них будет широко представлена бакалея, сигареты, пиво, безалкогольные напитки, а также канцтовары, полиграфия, бытовая химия и предметы личной гигиены.


Другие материалы по теме: