«Уральский рабочий» и Владимир Семенихин советуют: «На Чубайса надейся, а сам не плошай»

19 августа 2003 (10:51)

Качканар. Мы уже писали о том, что три города области — Артемовский, Качканар и Первоуральск — включены в эксперимент, задуманный Анатолием Чубайсом. Главный реформатор от энергетики предлагает временно стабилизировать тарифы на электроэнергию и реструктуризировать долги за использованные энергоресурсы на несколько лет. Все это под флагом реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Наш корреспондент встретился с мэром Качканара Анатолием Калугиным, чтобы обсудить, как город готовится к работе в новых условиях, Качканар, как известно, город молодой, ему нет и полувека. Жилой фонд, если не брать во внимание частный сектор, во вполне приличном состоянии, коммуникации, в отличие от старых городов, Не похожи на тришкин кафтан.

Однако минувший отопительный сезон, признал глава города, не был безоблачным. К середине сентября в Качканаре все готово было для подключения тепла, а его дали только второго октября. Причина банальная — долги перед энергетиками. Город на 95 процентов снабжает теплом котельная «Свердловэнерго», а на 5 процентов — ведомственная котельная Качканарского ГОКа. Следовательно, город обречен быть зависимым от «монопольной» энергетики. А монополист, известно, церемониться не будет особо: чуть что — сразу рубильник вниз!

Как часто на город обрушиваются «драконовские» меры? С руководством «Свердловэнерго», считает мэр, взаимопонимание находить удается, все обходится без баррикад. Но бесконечно так продолжаться не может. Долг платежом красен — рано или поздно придется рассчитываться с кредиторами. И полумесячная задержка тепла в минувшем отопительном сезоне — только начало.

Если проанализировать теплоснабжение города за последние пять лет, можно увидеть: потребление городом тепловой энергии сократилось примерно на 25 процентов. Это не значит, что в северном Качканаре зимы стали короче, а морозы сменились осенней прохладой. Нельзя связывать это сокращение и с масштабной экономией энергоресурсов, хотя позитивные подвижки здесь есть. В промышленности потребление тепловых ресурсов снизилось на 40 процентов, в жилищном хозяйстве и бюджетных организациях — на 18—20 процентов.

Тенденция к увеличению объемов производства собственных энергоресурсов в промышленном секторе заметна, что называется, невооруженным глазом. Например, акционерное общество «Металлист» приобрело свою мини-котельную и уже практически отказалось от услуг «большой» энергетики. Градообразующий горно-обогатительный комбинат пошел по пути использования альтернативных источников. На действующих здесь агломерационных машинах образуются отходящие газы. Их температура порядка 280 градусов. Горняки научились их улавливать, а не отапливать ими атмосферу, как прежде. За счет утилизации газов удается обеспечить потребности ГОКа в горячей воде полностью, а в летний период даже появляются излишки, которые можно реализовать. Правда, эта вода неподготовленная, технически неочищенная. Но горняки предлагают ее по 60 рублей за гигакалорию. Химически подготовленную на Качканарской ТЭЦ воду город получает по 234 рубля за гигакалорию. А если комбинат сможет изыскать средства и наладить водоподготовку, то, по оценке специалистов, цена доморощенных теплоносителей горняков не превысит 120 рублей за гигакалорию. Как говорится, игра стоит свеч!

Жилищные и бюджетные организации сократили потребление тепла только за счет того, что к зиме его стали позже подавать, к лету — раньше отключать. Анатолий Калугин считает, что нет необходимости ограничивать потребление тепла физическими лицами, но надо сделать постоянным тариф. С руководством «Свердловэнерго» на сей счет нынче удалось достигнуть договоренности.

Позиция Чубайса в предложенном пилотном проекте по трем городам области такая же. Еще одна проблема — старые долги, так называемые «хвосты» с XX века. Худо-бедно, подчеркнул мэр, последние два года текущие платежи город осуществляет. А вот платить по старым счетам денег ни в бюджете, ни у населения нет. Только ведь и прощать долги никто не будет, хотя предлагаемая Чубайсом схема реструктуризации старых неплатежей выглядит весьма привлекательной.

— Мы со «Свердловэнерго» на ближайшие 5 лет расписали график погашения задолженности, но лучше бы на 10 лет, — грустно пошутил Калугин.

С одной стороны, убежден мэр, это хорошо, что 95 процентов жилого фонда привязано к одному производителю тепловых ресурсов. Нет головной боли, как и где найти газ, мазут, уголь, не нужен так называемый «северный завоз». Забота одна — где изыскать деньги, чтобы своевременно рассчитаться.

С другой стороны, город в полной зависимости от монополиста. И вот что настораживает. Из выступлений Чубайса неясно, что он подразумевает под аббревиатурой ЖКХ. Если только электроэнергию, теплоснабжение, то эта составляющая солидная, но не вся. В жилищных платежах есть еще и такие услуги, как капитальный ремонт, содержание фонда, благоустройство территории, вывозка мусора, озеленение, и т. д. Невозможно реформировать энергетику отдельно, а все остальное, вместе взятое, отложить на потом. Думается, в формате эксперимента нельзя оставлять за кадром ни одну из коммунальных «мелочей», ибо обернуться это может крупными неприятностями для тех, кого обслуживает ЖКХ, — для населения.


Другие материалы по теме: