«Капитал» и Владислав Кулаков думают, что «Маркировка аудиорынок не спасет»

22 августа 2003 (11:46)

Минпечати в целях борьбы с пиратами планирует ввести обязательную маркировку легальной аудио- и видеопродукции. По мнению специалистов, на уровень пиратства такая мера повлияет слабо.

Экспертный совет по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Минпечати России одобрил проект введения единой федеральной системы идентификации экземпляров аудиовизуальных произведений специальными марками. Марка будет размещена на каждой единице аудио- или видеопродукции. По мнению участников Экспертного совета, данная мера существенно сократит возможность оборота контрафактной продукции. Для обеспечения работы единой системы идентификации аудио- и видеопродукции специальными марками предполагается создать профильное государственное учреждение, в функции которого будет входить ведение единого реестра объектов и обладателей авторских и смежных прав, а также организация изготовления и выдачи специальных марок.

В свое время государство установило обязательную маркировку алкогольной продукции. Как отмечают сотрудники органов правопорядка, количество поддельного спиртного намного уменьшилось. Правда, и цена на алкоголь поднялась. Теперь решили защищать авторские права. Эксперты, впрочем, не считают, что установление марок сильно отразится на розничной стоимости. Конечно, государство заработает определенную маржу. Но стоимость маркировки невысока. Главный вопрос – станет ли меньше пиратов.

Кассеты и диски – не алкоголь. В сфере продовольствия население понемногу начинает уделять внимание качеству. Да и то, по утверждению Сергея Мочалина, начальника МОБ УВД Екатеринбурга, значительная часть граждан не прочь купить бутылку водки за 10 руб., несмотря на то, что она поддельная. А с аудиопродукцией сложнее. Ни покупатели, ни продавцы больших неудобств от реализации нелицензионных копий не испытывают. Участники рынка отмечают: «Проблема в том, что российский покупатель вообще мало обращает внимания на маркировку. Обычно его привлекают три параметра: новизна, цена, качество. По первым двум лицензионные товары явно проигрывают. Сегодня из Интернета нетрудно скачать то, что в торговлю поступит только через 3-4 месяца. По качеству иногда разница совсем незначительна. А уж о ценах и говорить нечего», - считает директор магазина «Титаник Видео Рекордз» Владимир Кочетков. С переходом на лазерный носитель нелицензионный товар часто не уступает подлиннику. Сплошь и рядом производителем нелегального видео являются те же заводы, которые выпускают лицензионную продукцию. Сделан заказ на 50 тыс. CD-дисков, а печатают 70 тыс. Лишнюю продукцию продают налево. А выпущена она на том же станке.

В то же время сегодня пираты мало уделяют внимания тому, чтобы контрафактный товар трудно было отличить от лицензионного. Зачастую пиратские цеха не утруждают себя заботой сделать даже приличный вкладыш к диску или кассете. Порой не указывается авторство той или иной песни. Итак, в большинстве случаев отличить пиратские кассеты и диски от лицензионных можно без дополнительных исследований. «Как правило, проверку аудио- и видеопродукции проводит комиссия из двух человек. Вообще признаков нелицензионной продукции очень много. Но в первую очередь обращается внимание на цену и внешний вид товара. Контрафактная продукция значительно дешевле лицензионной. У лицензионного товара упаковка должна плотно прилегать к корпусу кассеты. Сегодня большая часть производителей, кроме того, самостоятельно маркируют подлинные изделия голографическими наклейками. Последние подделать практически невозможно. Если же наклейки нет, специалисты проверяют, обладает ли производитель, наименование которого указано на упаковке, лицензией на выпуск продукции. Если этой фирмы в списке лицензиатов не оказалось, может потребоваться дополнительная экспертиза. Но в большинстве случаев нелегальность удается выявить на месте проверки», - пояснили в пресс-службе УВД Екатеринбурга.

Другими словами, маркировка товара не особо нужна ни покупателям, ни продавцам, ни милиции. По данным Минпечати, 86% СD-дисков, 83% видеокассет, 80% дисков DVD и 76% аудиокассет были изготовлены нелегально. Вследствие «пиратства» государство недополучает налогов на сумму свыше 3,5 млрд руб. в год. Поэтому сама по себе борьба с контрафактными изделиями необходима. Однако, по мнению специалистов, в сложившейся в стране ситуации инициатива Минпечати по маркировке проблемы не решает. «Но какие бы акты государством ни разрабатывались, нужно, чтобы они были направлены действительно на борьбу с пиратством, а не имитировали эту борьбу. По крайней мере, кому нужны законы, исполнение которых, по сути, некому контролировать. А соблюдение авторских прав пока у нас выведено из-под государственного контроля», - заключил Кочетков.


Другие материалы по теме: