Проект раздела Екатеринбурга

Власти Свердловской области выступили с инициативой о разделении Екатеринбурга на 26 самостоятельных муниципальных образований.

В феврале 2003 года губернатор Свердловской области Эдуард Россель на своей ежемесячной пресс-конференции высказал идею о возможном преобразовании Екатеринбурга в агломерат из 26 муниципальных образований, по образцу некоторых европейских городов. По информации ряда СМИ, в течение полугода группа чиновников областного правительства разрабатывала план раздела города. В середине августа проект был опубликован рядом печатных изданий Екатеринбурга. Аналитический бюллетень «VIP-консультант» анализирует причины, побудившие областные власти предложить этот проект, а так же последствия, к которым может привести его реализация.

Проект

Проект, предложенный от имени комиссии правительства Свердловской области и опирающийся на губернаторские инициативы, подразумевает упразднение существующего сейчас муниципального образования «Город Екатеринбург» и образование на его территории 26 более мелких муниципалитетов.

Каждое из получившихся в результате раздела муниципальных образований будет иметь собственного главу, избираемого всеобщим голосованием его жителей, собственные органы представительной власти в виде городской думы, иные атрибуты самостоятельности. Население новых муниципальных образований будет колебаться от 200 до 10 тысяч человек, в ряде муниципалитетов, вся территория которых будет приходиться на промышленные зоны, постоянного населения, по всей видимости, вообще не будет.

Название МО «Город Екатеринбург» предполагается закрепить за одним из муниципалитетов, расположенных в центре города, и ограниченного улицами Челюскинцев, Восточной, Малышева и Московской. Кроме него в центре города так же расположатся муниципальные образования «Демидовское» и «Ивановское». В отдельные города планируется преобразовать окраины Екатеринбурга – будут созданы муниципальные образования «Елизавет», «Керамическое», «Совхозное», «Южное», «Химмаш», «Нижнеисетское», «Садовое» и ряд других. В случае реализации проекта, отдельными муниципалитетами станут так же крупные городские районы – появятся МО «Верх-Исетское», «Синие Камни», «Сортировочный», «Пионерское», «Кировское», «Московская Горка», «Университетское» и другие. План расчленения Екатеринбурга предполагает выделение в самостоятельный муниципалитет всех храмовых сооружений, принадлежащих православной церкви, и объединение их в «Муниципальное образование «Святое». Помимо екатеринбургских церквей и монастырей в него должны войти так же храмовые комплексы на Ганиной Яме и в Верхотурье.

Согласно проектам муниципальной реформы, опубликованным в СМИ, реализация плана раздела Екатеринбурга должна начаться осенью этого года. На октябрь-ноябрь намечен предварительный этап работ, включающий в себя юридическую и топологическую подготовку к размежеванию города. Окончательное решение о разделе Екатеринбурга авторы проекта связывают с результатами выборов мэра города, которые должны состояться в декабре этого года.

Следствия

Следствия, к которым может привести раздел Екатеринбурга на 26 самостоятельных муниципальных образований, достаточно очевидны. Большая часть из них, по мнению экспертов, неизбежно приведет к ряду негативных последствий для экономики города, муниципального хозяйства, а так же причинит ряд неудобств жителям Екатеринбурга.

Как уже было сказано, каждый муниципалитет должен иметь собственного всенародно избираемого главу, который будет вынужден формировать муниципальную администрацию. Статус муниципального образования так же подразумевает существование органа представительной власти в лице городской думы с числом депутатов не менее 14 человек. Кроме того, муниципалитет должен иметь собственные управление образования, управление здравоохранения, службу занятости, службу социальной защиты населения, паспортную службу, налоговую инспекцию, БТИ, ЗАГС, СЭС, а так же ещё порядка 20 обязательных служб и управлений. Все они должны быть укомплектованы соответствующим штатом. По самым приблизительным подсчетам, их создание увеличит количество городских чиновников в 7-8 раз. Соответственно вырастут и расходы на их содержание, что приведет либо к повышению налогового бремени, либо к сокращению финансирования других статей бюджетных расходов. Значительных разовых трат потребует и формирование этих служб, выделение помещений, подготовка и обучение персонала.

Так же план раздела Екатеринбурга, предложенный правительством области на основании инициатив губернатора, предполагает возникновение определенных проблем в сфере перераспределения бюджетных средств. Шесть муниципалитетов, на территории которых расположены крупнейшие промышленные предприятия, торговые центры и центральные офисы крупных банков и коммерческих фирм, будут аккумулировать 80% доходов. В то же время основные расходы, прежде всего – по зарплатам бюджетникам и обслуживанию ЖКХ будут нести «спальные муниципалитеты», лишенные собственных источников доходов. Каким образом планируется выправлять этот бюджетный перекос, авторы проекта не уточняют.

Эксперты отмечают, что предполагаемый областными властями раздел города может причинить целый ряд неудобств жителям Екатеринбурга. Прежде всего, всем им придется сменить прописку, в результате чего они перестанут быть екатеринбуржцами и станут жителями муниципального образования «Сортировочный» или «Садовое», что само по себе может быть воспринято горожанами крайне негативно.

Кроме того, разделение города не совпадает с существующим делением на районы. Многим горожанам придется сменить поликлинику, военкомат, детям будет предписано посещать учебные заведения своего муниципального образования. Коммерческие организации столкнутся с созданием новых налоговых инспекций и многочисленных проверяющих служб, что породит новые поводы для коррупции. Неизбежно усложнится порядок получения различного рода разрешительных документов, например разрешений на строительство или перевод помещений в нежилой фонд, особенно в ситуации, когда проситель окажется жителем соседнего муниципалитета.

Коммуникации и инфраструктура

Одной из главных проблем, которые могут возникнуть при реализации планов правительства области, станет вопрос о разделе городской инфраструктуры и коммуникаций, прежде всего – дорожных магистралей, общественного транспорта, систем водоснабжения и канализации, а так же энергосистем.

Город Екатеринбург развивался как единое целое, коммуникации его отдельных частей тесно связаны между собой. По мнению экспертов, их простой механический раздел между 26 муниципальными образованиями не только не целесообразен, но и в принципе невозможен. Управление коммуникациями и поддержание их в надлежащем состоянии требует координации усилий всего города. Отдельные муниципальные образования будут просто не в состоянии осуществить ремонт теплотрасс, трубопроводов или дорог без согласований с соседями. Так, например, ряд городских улиц будет проходить через 5-7 муниципалитетов, системы водоснабжения будут объединять до 10 новых «городов». Кроме того, не все МО будут обладать собственными техническим ресурсами для проведения необходимых работ, каждый муниципалитет не сможет позволить себе содержать собственное управление дорожного строительства. На практике это может обернуться коллапсом систем коммуникаций.

Отдельный вопрос вызывает будущее общественного транспорта. В случае, если город будет разделен на 26 частей, практически все городские маршруты превратятся в междугородние, в Екатеринбурге будет действовать не только уникальный междугородний трамвай, но и метро, проходящее по территории 8 муниципальных образований. Каким образом будет оплачиваться работа общественного транспорта, самоокупаемость которого не превышает 65%, непонятно. Вряд ли эти расходы согласятся взять на себя те МО, на территории которых расположены депо и автопредприятия, столь же сомнительным выглядит и предположение, что транспортники смогут выставлять счета всем муниципалитетам, например, исходя из числа перевезенных с их территории лиц. Так же не понятно, по какому принципу будет осуществляться ремонт трамвайных рельсов или троллейбусных путей, не говоря уже о строительстве метрополитена.

Одним из методов решения данной проблемы, по мнению разработчиков проекта раздела Екатеринбурга, могло бы стать создание ряда управляющих компаний областного подчинения, в собственность которых были бы переданы городские коммуникации и инфраструктуры. Но, в таком случае, неизбежно возникают два вопроса. Во-первых, стоило ли разделять город для того, чтобы потом вновь создавать общегородские системы? Во-вторых, из каких источников будут финансироваться новые трансмуниципальные предприятия, ведь известно, что сейчас поддержание коммуникаций является одной из самых затратных статей городского бюджета? Кроме того, не до конца понятно, каким именно образом будет осуществляться координация деятельности данных компаний с деятельностью муниципалитетов, и не получится ли так, что их интересы уже в ближайшем будущем принципиально разойдутся.

Очевидно, что в случае раздела города на 26 муниципальных образований, будет бессмысленно говорить о каких-либо стратегических планах развития Екатеринбурга как целого. Каждое муниципальное образование будет развиваться по собственному плану. Скорее всего, уже в ближайшее время это может привести к исчезновению такого понятия как «единый план застройки Екатеринбурга», а вслед за ним – и единого архитектурного решения города.

Кроме того, можно с уверенностью предположить, что разделение Екатеринбурга в соответствии с инициативой губернатора приведет к сворачиванию всех существующих проектов по его развитию и благоустройству, требующих усилий всего города, а не только его отдельных частей. Так, очевидно, не будут реализованы планы по выносу за пределы Екатеринбурга производственных площадей ряда предприятий, прежде всего, небезопасных с экологической точки зрения, проекты благоустройства центральной части города, которая будет разделена между тремя муниципалитетами. Сложно прогнозировать дальнейшее развитие городской инфраструктуры, проектов по газификации отдельных районов города, строительства новых дорожных развязок, метрополитена.

Причины

В то же время авторы плана приводят ряд доводов, которые, по их мнению, могут оправдать реализацию данного проекта, которая связана не только с большими экономическими затратами, но и чревата негативными последствиями для городского хозяйства.

Согласно официальным доводам, создание 26 небольших муниципальных образований позволит повысить управляемость городским хозяйством, прежде всего – сферой ЖКХ, а так же позволит повысить ответственность муниципальных властей перед избирателями. По словам авторов проекта, главы небольших муниципалитетов с населением от 200 до 10 тысяч человек будут ближе к простым жителям, и их насущным необходимостям. Им будет легче вникнуть в проблемы каждого отдельного дома или ЖЭКа, они смогут непосредственно участвовать в реформе коммунальной сферы, что позволит приблизить муниципальную власть к избирателям.

В то же время наблюдатели полагают, что, предлагая проведение муниципальной реформы, которая может привести к целому ряду негативных последствий, губернатор и правительство области преследуют политические цели. Раздел города позволит им упразднить должность мэра Екатеринбурга и устранить с политической сцены администрацию города, которые на протяжении последних лет составляют реальную политическую оппозицию областной власти.

Ни одно из 26 муниципальных образований, получившихся в итоге раздела города, не будет обладать достаточными политическими и экономическими ресурсами для того, чтобы стать основой для сильной и конструктивной оппозиции областной власти. Более того, возможность распоряжаться бюджетами большинства муниципальных образований и городскими коммуникациями, позволит областной власти полностью контролировать вновь возникшие «города».

Между тем практически все независимые эксперты, обращавшиеся к анализу данного проекта, оценивали его как «абсурдный, бесполезный, и опасный для городского хозяйства», и склонялись к мнению, что его реализация невозможна, а в случае, если он все же будет претворен в жизнь, последствия для города могут стать самыми катастрофическими.


Другие материалы по теме: