«Уральский рабочий» и Андрей Морозов утверждают, что «Деньги делают власть»

10 сентября 2003 (11:51)

С точки зрения бизнеса, любые выборы — это, прежде всего, инвестиционный проект. С той лишь бесценностью, что вкладывание денег в политику и политиков сопряжено с большими рисками и обычно носит долговременный характер. Вот под этим углом давайте и оценим нынешнюю кампанию в Свердловской области.

Деньги на ветер?

На поверхностный взгляд, то, что потрачено на четверых кандидатов, не вышедших во второй тур губернаторских выборов, нужно списывать на графу: убытки. Хотя если иметь в виду всеми признаваемую безальтернативность выборов первого лица области, то шансов победить основного претендента не было ни у кого из зарегистрированных кандидате»' Но, тем не менее, все они где-то раздобыли средства на проведение своих избирательных кампаний. Даже коммунист Нязип Сарваров, не имеющий абсолютно никаких доходов за прошлый год, и тот принес в облизбирком 3 миллиона рублей в качестве залога. Итак, зачем бизнес потратился на аутсайдеров?

Прежде всего, с учетом предстоящих в декабре выборов в Госдуму. Не секрет, что все кандидаты в губернаторы, в том числе и основной, планируемый первым номером регионального партийного списка известной федеральной партии, намереваются в госдумских выборах участвовать. И с этой точки зрения может окупиться даже потраченное на Евгения Петрова, который оказался на последнем месте. Кстати, прецедент уже есть — это Евгений Зяблицев, который в 1995 году на губернаторских выборах набрал примерно столько же, сколько сейчас Петров, а потом дважды избирался депутатом Госдумы.

«Отработал», если можно так выразиться, потраченные на него деньги и Н. Сарваров. Как мы понимаем, спонсорами перед ним ставилась задача: во-первых, не допустить срыва выборов, если соперники основного претендента с них снимутся; во-вторых, оттянуть на себя протестный электорат, чтобы он не ушел к оппонентам областной власти. И, скажем, если бы не присутствие Сарварова, то число проголосовавших против всех могло бы зашкалить и под 20 процентов. Плюс к этому, надо полагать, что тех, кто давал деньги Сарварову, мы скоро увидим в партийном списке другой известной федеральной партии на выборах в Госдму.

И коли уж мы заговорили о партийных списках, то здесь безусловным фаворитом выглядит Юрий Кузнецов. В том смысле, что он единственный, кроме опытного претендента, кто шел под партийным брендом и здорово поспособствовал его раскрутке. И если подходить с точки зрения экономической эффективности, то каждый голос из около 8 процентов, отданных Ю. Кузнецову, обошелся ему дешевле, чем другим претендентам.

Все-таки самым удачным выборным бизнес-проектом следует считать Андрея Вихарева. Ведь до губернаторских выборов его знали в Свердловской области только лишь как участника передела собственности на Уралхиммаше. И его попадание в Совет Федерации мало что изменило в этом плане. Во-первых, он представляет там Курганскую область, а ни для кого не является тайной «рыночный» подход к получению места сенатора. Во-вторых, незадолго до губернаторских выборов Вихарев со скандалом потерял статусную должность заместителя председателя верхней палаты российского парламента.

И все же скажем: истинная цена политика определяется на выборах. Иными словами, есть ли отдача от вложенных в него денег в виде процентов народной любви. А. Вихарев доказал, если хотите, свою «продаваемость» электорату. Более того, если бы правительство области не предприняло срочные меры по противодействию «подаренной» ему «организованными пенсионерами» идеи «земляных сертификатов», то Вихарев скорее всего попал бы во второй тур.

Сейчас же для российского сенатора возникает опасность, что вложившие в него деньги захотят, как выражаются бизнесмены, побыстрее их «отбить». Что возможно, если он выдвинется и в мэры Екатеринбурга, и в депутаты — благо эти выборы проходят в один день. Так в свое время «спалили» имевшего неплохой начальный политический ресурс владельца сети супермаркетов «Кировский» Игоря Ковпака.

Однако самое интересное, это, конечно, инвестиции бизнес-элиты в кандидата от действующей власти.

Что пожалели для победы

Нет, внешне все выглядит очень убедительно. Чуть ли не большинство директоров крупных предприятий стали доверенными лицами кандидата №1. Союз предприятий металлургического комплекса Свердловской области единогласно проголосовал за его поддержку...

Но вот парадокс — во всех «металлургических» городах опытный претендент не имел тех результатов, на которые по праву рассчитывал.

Возьмем, например, Нижний Тагил, где директора трех градообразующих предприятий и сам мэр вошли в состав «доверенных» одного из претендентов, который очень много помогал городу.

И что?

Опытный претендент набрал здесь средненько и вполне сопоставимо с остальными территориями.

Или же алюминщики, кои, что называется, близнецы-братья с областной властью. «Алюминиевая столица» Урала — город Каменск-Уральский, всегда голосующая известно за кого, на этот раз недотянула до своих прежних показателей. Не лучшим образом обстоит дело и в городе трубников — Первоуральске. Здесь самое высокое по области протестное голосование.

Красноуральск, где все определяет медный комбинат «Святогор», вообще отличился — победа здесь осталась не за тем, на кого рассчитывали.

По мнению экспертов, деньги «сделали» власть. В том смысле, что бизнес-элитам не нужна была безоговорочная победа одного из кандидатов в первом туре. Ведь, как вы помните, конфликт между областной властью и промышленниками, например, по тому же «нравственному налогу», до сих пор не разрешен. И бизнес вложился в демонстрацию своих возможностей, чтобы потом стать равноправным партнером с властями предержащими для успешных переговоров.

Вместо послесловия

Полагаем, что реализацию окупаемости вложенных в губернаторские выборы средств бизнес может начать с того, что создаст проблемы при переутверждении Алексея Воробьева в должности премьера. И разменной картой при этом станет методика межбюджетных отношений на 2004 год.


Другие материалы по теме: