С 30 марта VIP-зал кинотеатра "Салют" представляет: восточная философская комедия, покорившая критику и публику во всем мире – «ДУШ»

Режиссер: Чжан Ян

В ролях: У Цзян, Цзюань-синь, Хэ Цзэн, Сюй Чжу

"Серебрянная раковина" "лучшему режиссёру" на фестивале в Сан-Себастьяне-99.

Приз зрительских симпатий на Фестивале Дальневосточного кино в Удине-2000 (Италия).

Приз зрительских симатий на фестивале в Роттердаме - 2000.

"Золотой Александр" на фестивале в Салониках - 99.

Приз ФИПРЕССИ на фестивале в Торонто- 99.

Награда Golden Space Needle - "лучшему фильму" и награда "лучшему режиссёру" на фестивале в Сиэттле-2000.

Фильм получил множество наград на европейских и азиатских кинофестивалях. Получил за то, за что дают награды: за ясность киноязыка и проникновение в глубины человеческих душ. Это история отца и двух его взрослых сыновей – старший занимается финансовой карьерой, младший, страдающий аутизмом, работает вместе с отцом в бане. Баня становится главным местом действия, а вода – четвертым главным героем.

«Душ» – далеко не единственная азиатская картина последних двух-трех лет, которая искренне возвеличивает воду и показывает, что люди вернее, даже лучшие из людей, есть суть растения, семена которых посадил кто-то из невидимых богов, а вода растит их. В итоге же можно сделать следующий вывод: если людей поливают водой (дождевой или из душа), они будут цвести, как прекрасные растения.

Конечно, здесь считывается национальный географический контекст (традиция многомерных оросительных систем, которая составляет основу жизнедеятельности), но любопытно то, как режиссеры один за другим концентрируют свое внимание на такой древней мифологической фактуре, как вода, не обращая внимания на то, какое «цифровое» тысячелетие на дворе. С другой стороны, поклонники азиатского кино знают, что его художественная магия как раз и заключается в том, что оно как бы смотрит сквозь время – там, где голливудцы пекутся о минутах, азиаты размышляют о веках.

С точки зрения стиля «Душ» сделан в традициях незамысловатого реализма. Эпизоды фиксируют изменения настроения, но не зацикливаются на них (как это было бы в большом коммерческом кино), а сразу же через затемнение – отдают эстафету следующим. Как капли дождя – одна за другой, и вот уже «целый таз» фильма.

Жанр картины в каталогах кинофестивалей называют комедией. Но смех здесь вызывают «трюки» чеховского толка – на фоне общей грусти вдруг возникает ощущение клоунады, которые вообще-то понимают только те, кто умеет печалиться.

Надо еще сказать о том, что «Душ» - это с какой-то точки зрения история о надежде на цивилизацию. Цивилизацию в прикладном смысле – о надежде на то, что к лучшей жизни нас таинственными тропами ведут те, кто обустраивает быт, например, сантехники. Один из героев вспоминает, что ему показали фотографию, на которой были изображены бабушка и внучка, направляющиеся к озеру, где, следуя буддийской традиции, можно раз в год совершить религиозное омовение. Это воспоминание дает нам всем понять, что каждодневное мытье под душем – не ерунда комфорта, а достижение человеческого духа. Будем довольствоваться мылом и тогда отдохнем и увидим небо в алмазах…


Другие материалы по теме: