«Уральский рабочий» и Михаил Смышляев описывают «Шесть мятежных суток»

7 октября 2003 (12:32)

Североуральск. Шестые сутки продолжается на СУБРе акция протеста трудящихся, о которой «УР» уже сообщал. Шахтеры заявляют о том, что нормы выработки, которые устанавливает для них работодатель, стали уже непосильными, а заработная плата остается низкой.

1 октября

На шахте «Кальинская», отработав утреннюю смену, горнорабочие отказались выходить на поверхность. 280 человек остались под землей » и направили через профсоюз , требования к администрации.

На шахте. № 16 поддержали кальинцев. Смена, которая работала с пяти часов дня, тоже решила не покидать забоев.

На предприятии началась массовая акция протеста, одна за другой прекратили работу шахта № 15, остановилась шахта Черемуховская, где 210 человек тоже остались под землей. К ним присоединились горняки шахты № 14 и строящейся шахты Новокальинской.

2 октября

Стоят уже все шесть шахт СУБРа. По сведениям Независимого профсоюза горняков, под землей находятся 550 человек. Столько же протестует на поверхности. Всего же «мятежников» не менее четырех тысяч человек. Работа рудника, на долю которого приходится сегодня около 70 процентов добываемого в стране боксита, парализована.

Однако оба профсоюза — Независимый профсоюз горняков и горно-металлургический профсоюз России — не называют акцию забастовкой. «Это коллективный трудовой спор с администрацией, — заявляет и.о. председателя НПГ М. Брыкушина. — Шахтеры больше не могут выполнять такие нормы выработки, терпение у людей кончилось, им надоело получать низкую заработную плату».

А заработная плата у забойщиков и проходчиков такая: если горняки выполняют план, то получают в среднем по 5900 рублей. Это данные отдела труда и зарплаты. Что- бы получить по 12 тысяч, которые зарабатывают некоторые бригады, надо перевыполнить норму на 40 — 50 процентов. А нормы и без того немалые.

Предприятие входит в со- став компании ОАО «СУАЛ-холдинг», которая объединяет 17 предприятий алюминиевой отрасли, в том числе — два бокситовых рудника. Для руководства СУБРа и его акционеров, как они сами заявляют, подобное развитие событий в Североуральске яви- лось полной неожиданностью. Начиная с 2001 года, когда СУБР был интегрирован в холдинг, его экономика набирала обороты, предприятие стало прибыльным. Благодаря инвестициям новых владельцев. СУБР — единственный в России — начал строить новую шахту взамен двух старых, на Новокальинской возводится башенный копер.

С большим размахом в городе в последние годы празднуют профессиональный праздник — День шахтера, в Североуральск приезжают знаменитости — А. Малинин, Н. Бабкина и другие артисты.

Но все эти награды и праздники, так сказать, парадная сторона жизни. Есть и другая, о которой редко пишут газеты. Оба профсоюза выступили в поддержку требований рабочих. Уже 1 — 2 октября для подземщиков было организовано горячее питание, в шахты стали доставляться медикаменты, передачи от жен, сигареты, все самое необходимое. Профком в эти дни превратился в штаб, где на- лажено круглосуточное дежурство.

Но попытки сесть за стол переговоров всякий раз заканчивались ничем. Горняки требовали повысить заработную плату: при выполнении проходчиками плана на 100 процентов заработная плата работника четвертого (высшего) разряда должна составлять не менее тысячи долларов США. Это основное требование.

Также шахтеры требуют вернуть недоплаченные суммы за работу в выходные дни, оградить участников акции от преследований администрации, отменить работу в выходные и праздничные дни согласно статьям 153 и 110 Трудового кодекса. Сегодня многие шахтеры работают по 6 — 7 дней в неделю, это считается необходимым для достижения оптимальных объемов производства на предприятии. Но шахтеры, соглашаясь с этим, требуют, чтобы за вынужденную переработку им платили вдвойне.

3 октября

Состоялось первое заседание примирительной комиссии. В ней 34 человека со стороны рабочих и столько же — со стороны работодателей. Из Москвы прилетает представитель акционеров во главе с руководителем департамента по управлению производством А. Жаровым. На совещании присутствует также первый заместитель правительства Свердловской области В. Молчанов и глава города И. Абдин.

Выступает генеральный директор ОАО «Севуралбокситруда» В. Радько: «За каждый день простоя предприятие теряет 6 миллионов рублей. Удовлетворение требований по заработной плате нереально. Оно потребует дополнительно до конца года 445 миллионов рублей, в 2004 году — около 2 миллиардов. Снижение объемов добычи при пятидневной рабочей неделе неминуемо приведет к сокращению на шахтах...

При этом убытки предприятия в четвертом квартале со- ставят 296 миллионов, а в следующем году — 1,8 миллиарда рублей».иктор Васильевич выражает готовность повысить зарплату рабочих в пределах выделенного фонда, что, увы, будет прибавкой незначительной.

Представитель акционеров А. Жаров призывает перевести процесс обсуждения проблемы в законные рамки и вывести людей из шахт, что вызывает горячие возражения со стороны бастующих.

О необходимости перевести процесс в законное русло говорит и глава города И. Абдин. Для города сегодня СУБР — это 85 процентов налоговых поступлений.

Однако убедить людей не удалось, они по-прежнему остались в шахтах.

4 октября

Издан приказ первого вице-президента СУАЛ-холдинга Е. Ольховика, который обязывает принять все необходимые меры для обеспечения жизни и здоровья работников, провести переговоры с лидерами профсоюзов об организации вывода людей из шахт.

«Переговоры зашли в тупик», — заявляет лидер независимого профсоюза М. Брыкушина.

Горняки заявляют, что будут сидеть до конца.

Поздним вечером вновь собирается согласительная комиссия, администрация рудника предлагает увеличить зарплату горнякам на десять процентов. Бастующие не принимают это предложение.

5 октября

Прошли пятые сутки. Народ продолжает сидеть в шахтах, но появились сведения, что по состоянию здоровья были вынуждены подняться на-гора один рабочий шахты № 16 и двое — Черемуховской.

В город приезжают пер- вый заместитель правительства Свердловской области Г. Ковалева. Однако и ей не удалось достичь консенсуса.

6 октября

Кардинальных изменений в первой половине дня не произошло, хотя приехал председатель НПГ А. Сергеев, который заявляет, что провел переговоры с руководством «СУАЛ-холдинга». Достигну- то принципиальное соглашение по следующим пунктам: необходимо принять меры по выводу людей, находящихся под землей, в кратчайшие сроки найти взаимоприемлемое решение вопроса об оплате труда работников СУБРа, а также об оплате работы в выходные дни.

Но шахтеры по-прежнему отказываются выходить на поверхность. На снимке: лидер независимого профсоюза горняков М. Брыкушина информирует шахтеров о ходе переговоров.

Кстати

Мы попросили прокомментировать события в Североуральске председателя обкома профсоюза горно-металлургической промышленности Владимира Камского:

- Мы не поддерживаем действия независимого профсоюза горняков, поскольку они не вписываются в рамки коллективного договора и существующего закона. Считаем, что проблему повышения заработной платы горняков можно и нужно решать путем переговоров. Мы и сейчас участвуем в этом процессе. Сегодня в Североуральске находятся шесть членов центрального совета нашего профсоюза.. мы организовали горячее питание и медицинское обслуживание бастующих. С нашей помощью четыре человека, у которых ухудшилось состояние здоровья, были подняты на поверхность. Сейчас, по моим сведениям, под землей находятся 548 человек.

Мы свою позицию обозначили так: чем раньше отношения между бастующими и администрацией войдут в цивилизованное русло, тем быстрее будут решены проблемы, которые существуют между коллективом трудящихся и работодателями.


Другие материалы по теме: