«Подробности» и Дмитрий Антоненков рассказывают, как проходит «Забастовка на СУБРе: шахтеры думают уступить»

7 октября 2003 (12:30)

Около 500 человек Североуральского бокситового рудника остаются под землей. Их первоначальными требованиями были повышение зарплаты до тысячи долларов и снижение нормы выработки.

Однако уже сейчас, на шестой день забастовки, горняки рассматривают возможность уступок.

Шахтеры СУБРа уже шестой день остаются под землей на глубине до 770 метров. Деятельность предприятия парализована. Сейчас горняки, не участвующие в акции протеста, поддерживают работу насосов шахт, подачи электроэнергии и вентиляции, чтобы обеспечить своих коллег всем необходимым для жизни. Рядом с бастующими постоянно находятся медики. В подземельях повышенная влажность и давление. При продолжительном воздействии эти факторы могут существенно подорвать здоровье людей.

Уже в четверг врачи подняли на поверхность в тяжелом состоянии рабочего шахты Кальинская. В выходные еще пятерым стало плохо. Они были эвакуированы и на данный момент пребывают дома.

Напомним, что забастовка на СУБРе началась около часа дня 1 октября с отказа работников Кальинской подниматься на поверхность. Шахтеры потребовали увеличения зарплаты с 12 тысяч рублей до 1000 долларов и снижение нормы выработки.

Представители СУАЛа, акционеры СУБРа, заняли жесткую позицию. Они отказались о чем-либо договариваться, пока существует угроза здоровью рабочих. Как заявила «Подробностям» начальник отдела региональных связей холдинга Ольга Слепцова, забастовка проходит на незаконных основаниях. Руководство СУБРа не было предупреждено об акции за десять дней, как того требует законодательство. Работодателю не были объявлены официальные требования бастующих. Суаловцы объявили о том, что согласны вести переговоры с лицами, официально представляющими сторону бастующих.

По оценкам специалистов, трудовые отношения не имеют к забастовке субровцев никакого отношения. Скорее здесь можно говорить о «заказе» со стороны. Но «заказ» этот, судя по всему, исходит не от представителей других финансово-промышленных групп. Свердловские металлурги, например, живут дружно. А возникающие проблемы решают цивилизованно — с помощью Союза металлургов, клуба корпоративной этики или просто за столом переговоров.

Вероятно, забастовка на СУБРе — это попытка завязать не просто экономическую, а скорее политическую интригу с помощью легких на подъем рабочих. Возможно, кто-то очень удачно пытается совместить шахтерские волнения с приездом Владимира Путина и Герхарда Шредера, чтобы дестабилизировать обстановку в Свердловской области. Не исключено, что кризис на СУБРе может быть интересен как прецедент для политиков федерального масштаба, готовящих серию шахтерских забастовок по всей стране накануне госдумовских или президентских выборов.

Между тем боевой настрой бастующих заметнс утихает. Если раньше они заявляли, что не поднимутся на поверхность, пока не будут выполнены все требования, то уже в понедельник, после очередного заседания согласительной комиссии, профсоюз рассматривает возможность уступок. За столом переговоров гендиректор СУБРа Виктор Радько предложил за счет бюджета предприятия увеличить зарплату рабочим на 10 процентов. В среднем шахтеры получат около 900 рублей надбавки.

Вчера вечером до поздней ночи шло совещание профсоюза, на котором общественники решали, идти ли на уступки. Его итоги станут известны сегодня.


Другие материалы по теме: