«Уральский рабочий» и Юлия Вострецова цитируют: «Аркадий Чернецкий: «Жители богатой области не должны бедствовать»

24 октября 2003 (11:12)

22 октября шесть депутатов Законодательного собрания Свердловской области внесли в областную Думу пакет из пяти законопроектов, призванных сфокусировать внимание власти на проблемах наименее защищенных жителей нашей области, повысить ответственность депутатов перед своими избирателями, а также более четко разграничить функции между областью и ее главным городом - Екатеринбургом.

Разработчики документов - депутаты областной Думы во главе с председателем комитета Палаты представителей по вопросам законодательства и местного самоуправления Аркадием Чернецким, подробно разъяснили суть своих предложений на пресс-конференции. В принципе, ничего сенсационного или революционного в них нет, как раз наоборот: подобные положения успешно действуют во многих субъектах Федерации, облегчая и улучшая жизнь жителей этих регионов.

Бюджет социальный - размер минимальный

Помнится, не далее как нынешней весной все средства массовой информации облетело крылатое высказывание губернатора Свердловской области о том, что в нашем регионе нет нищеты. Возможно, угроза массового голода действительно не висит пока над Уралом, вот только вряд ли оптимизм областной власти разделяют те 458 тысяч пенсионеров, доходы которых ниже прожиточного минимума. Заметим, минимума официально установленного, то есть тоже, мягко говоря, заниженного, на который сегодня можно прожить лишь впроголодь.

Вдумайтесь: треть наших ветеранов живут за гранью нищеты! Не лучше и финансовое положение многодетных семей, которых и так осталась лишь 21 тысяча: вот тебе и концепция народосбережения, о которой так много говорят у нас в области!

Между тем, в одиннадцати субъектах Российской Федерации уже действуют региональные законы, улучшающие материальное положение наименее защищенных граждан. Причем ввести дополнительные выплаты смогли не только наиболее денежная Москва, но и Пермская, Самарская и некоторые другие области.

Коль скоро Свердловская область постоянно отчитывается о высоких темпах роста экономики, а свой бюджет мы именуем «социальным» - нам сам Бог велел по-

заботиться о своих стариках (тем более что борьбу с бедностью назвал в числе первоочередных задач и российский Президент в своем послании Федеральному Собранию!). А еще - помочь многодетным матерям и почетным донорам, Последнюю категорию граждан, которых Государственная Дума в этом году лишила заслуженных льгот, разработчики документа тоже решили включить в число получателей областных доплат, - чтобы восстановить справедливость по отношению к людям, самоотверженность которых ежегодно сохраняет тысячи жизней.

Конечно, авторы законопроекта - депутат Палаты представителей А. Чернецкий и депутат областной Думы Н. Райченок - прекрасно осознают, что возможности областного бюджета сегодня довольно ограниченные. А значит, размеры доплат будут поначалу скромными и, конечно, не решат в полной мере проблем бедствующих земляков. И все же, убежден А. Чернецкий, «главное - на этом пути сделать первый шаг». Положительная динамика развития народного хозяйства Свердловской области позволяет надеяться на то, что в будущем появится возможность эти выплаты увеличить. Пока же, по расчетам депутатов, потребуются дополнительные расходы облбюджета в размере 334,8 млн. рублей, что поможет улучшить материальное положение 508 тысяч жителей Свердловской области.

Сэкономим на черных «Волгах»

Еще один законопроект социальной направленности, на мой взгляд, для множества пожилых людей едва ли не более актуален, чем непосредственное материальное вспомоществование. Речь идет о введении для пенсионеров в летнее время бесплатного проезда в пригородном железнодорожном транспорте.

Подобная практика также применяется в некоторых российских регионах, к примеру, в Ленинградской области, где проезд для пенсионеров в электричках бесплатный с 1 мая по 1 октября, У нас же таким правом пользуются, согласно федеральному законодательству, только 27 тысяч человек (инвалиды первой группы), а для прочих категорий пенсионеров, наоборот, с 15 мая отменяются действующие зимой льготы.

Те, у кого есть свое подсобное хозяйство (поскольку «садом», а тем более «дачей» наши участки назвать трудно), знают, что при всем том, что всю зиму мы не покупаем овощи и картофель, огороды все же не являются существенным подспорьем для семейного бюджета. Дело в том, что кучу денег «съедает» дорога. Особенно бьет электричка по кармшгу пенсионеров. Недаром бросают сегодня люди разработанные участки: если огород далеко от города, его и продать почти невозможно.

Как сообщил депутат Облдумы В. Крицкий, закон, облегчающий жизнь пенсионеров-садоводов, получился довольно затратным: разработчики заложили в проект 285 миллионов рублей из такого расчета, что каждый из 1,2 миллиона свердловских пенсионеров сможет 12 раз за лето воспользоваться правом бесплатного проезда. Возможно, после более точного подсчета количества пассажиров-льготников требуемая сумма окажется меньше.

Третий законопроект из внесенного в Думу пакета вообще сложно оценить с финансовой точки зрения, поскольку касается он помощи гражданам, оказавшимся в непредсказуемой трудной жизненной ситуации - пострадавшим от различных катастроф, пожаров, терактов и т.п. Сегодня оказание такой помощи фактически никак не регламентировано, а ведь совсем не обязательно решение по каждой ситуации принимать в правительстве. Предложенный законопроект определяет механизм оказания государственной помощи и предусматривает выплату пострадавшим единовременного пособия в размере 10 тысяч рублей, а также бесплатного предоставления жилья на срок до трех месяцев.

Надо отметить, что законопроекты, требующие дополнительных бюджетных затрат, депутаты спешили внести до того, как Дума начнет работу над бюджетом 2004 года: как правило, в процессе его доработки достаточно крупные суммы «ходят» из одних бюджетных статей в другие. Депутаты решают, что в данный момент важней: социальные программы или, к примеру, расходы на новые компьютеры для областных чиновников.

Кстати, убеждены разработчики законопроектов, найти средства на реализацию их идей вполне

реально уже в бюджете 2004 года. За счет чего? - хотя бы за счет сокращения расходов на госаппарат, которые в Свердловской области, в сравнении с аналогичными бюджетными статьями соседних регионов, завышены в несколько раз. Кроме того, говорит В. Крицкий, если в Свердловской области будет строго соблюдаться закон о государственных нуждах, регламентирующий закупки товаров для бюджетных учреждений, мы сможем сэкономить те сотни миллионов рублей, которые сегодня просто уходят в карманы недобросовестных чиновников и бизнесменов.

Будем взаимно ответственны

Что касается четвертого законопроекта, журналисты сразу же высказали депутатам сомнение, в том что он будет поддержан всеми их коллегами. Дело в том, что А. Чернецкий и Е. Порунов предлагают внести изменения в Устав Свердловской области, согласно которым избиратели получат право отозвать не оправдавшего их доверие депутата. Сегодня «народный избранник» фактически не несет никакой ответственности перед теми, кто доверил ему власть, и такой порядок, считают инициаторы внесения поправки, надо менять.

Еще областным законодателям предлагается внести изменения в закон «О статусе административного центра Свердловской области». Собственно, каждому жителю области понятно, что главный ее город от своего ведущего положения имеет не одни сплошные плюсы: мифические «сверхдоходы», о которых всегда рассказывают жителям глубинки в преддверии очередных выборов, широким потоком уходят в вышестоящий бюджет. Зато осуществление Екатеринбургом функций областного центра фактически не финансируется областью.

Всем еще памятен недавний визит в наш город российского Президента В. Путина и канцлера ФРГ Г. Шредера; делегации рангом пониже приезжают в Екатеринбург постоянно. Кроме того, здесь

базируются все ветви власти областного, окружного уровня и т.д. А значит, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня должна быть принята и программа развития областного центра, реализация которой должна стать делом не только муниципального образования «Город Екатеринбург», но и всей области.

За этой законодательной инициативой стоит отнюдь не желание заполучить еще больше средств для и без того богатого, по мнению областной власти, города. Дело в том, что и администрации Екатеринбурга, и многим депутатам, и самим горожанам давно надоели бесконечные конфликты, провоцируемые областной исполнительной властью, которые мешают работать, создают нездоровую атмосферу не только в Екатеринбурге, но и во всей области.

Положить этому конец можно. По мнению соавтора законопроекта И. Борзенкова, «все конфликты возникают там, где взаимные права и обязанности четко не определены». Поправки в закон об административном центре как раз предполагают четкое «размежевание» - законодательное закрепление за городом определенных обязанностей и выделение на их выполнение средств из областного бюджета. Этот законопроект является логическим продолжением процесса разграничения полномочий между уровнями власти и отвечает нормам недавно принятого федерального закона о местном самоуправлении.

В заключение пресс-конференции А. Чернецкий отметил, что сегодняшние законодательные инициативы - лишь очередная страница в совместной работе депутатов двух палат областного парламента. У них есть уже подобный опыт: на днях Облдумой был принят в первом чтении новый Административный кодекс - в редакции, как раз предложенной Чернецким и его товарищами, альтернативной правительственному варианту. А ряд разработанных этой группой депутатов законов уже успешно работает на благо всех жителей области.

Депутаты предлагают принять законы;

- о региональных: доплатах пенсионерам, многодетным матерям и донорам;

- о бесплатном проезде пенсионеров-садоводов;

- о государственной помощи пострадавшим от пожаров и катас-троф;

- об отзыве не оправдавших доверие депутатов;

- о правах и обязанностях областного центра - Екатеринбурга.


Другие материалы по теме: