Федеральные сети выходят на уральский рынок

До конца 2003 года петербургская торговая сеть «Пятерочка» откроет в Екатеринбурге 3 универсама, а уже в следующем году руководство компании планирует открыть сеть магазинов по всей Свердловской области.

Обсуждение темы экспансии на Урал крупнейших столичных и зарубежных торговых сетей началось еще в конце 2001 года, когда крупнейшая питерская торговая сеть «Пятерочка» впервые заявила о своих намерениях выйти на рынок Екатеринбурга. Однако реальные действия столичных торговых сетей начались только спустя два года.

Планы

Интерес крупных федеральных торговых сетей к рынку Уральской столицы неудивителен, если учесть тот факт, что по объему товарооборота Екатеринбург сейчас уступает только Москве и Санкт-Петербургу. На одном из заседаний городского Комитета по развитию товарного рынка, посвященном подведению итогов 9 месяцев 2003 года, вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев отметил, что сегодня уровень развития городской торговли позволяет назвать Екатеринбург «маленькой Москвой».

Но, несмотря на привлекательность местного рынка, до сих пор о своих планах о продвижении в Екатеринбург заявило весьма ограниченное число крупных российских и зарубежных сетей. О реализации конкретных проектов в Екатеринбурге и Свердловской области заявили пока только международный концерн финского происхождения «Ikea», питерская сеть универсамов «Пятерочка».

Руководство «Пятерочки» уже сообщило о том, что до конца 2003 года откроет в Екатеринбурге 3 универсама. В ноябре планируется открытие магазина на ул. Сурикова, еще 2 универсама будут открыты в Орджоникидзевском и Кировском районах Екатеринбурга.

Всего в ближайшие несколько лет «Пятерочка» планирует открыть 30 универсамов в Екатеринбурге и ещё 20 в городах Свердловской области, таких как Первоуральск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский и в ряде других. Площадь универсамов, по словам руководства компании, будет не менее 500 квадратных метров. Кроме того, в 2004 году «Пятерочка» планирует создание сети гипермаркетов в Екатеринбурге.

О своих претензиях на долю рынка розничной торговли Екатеринбурга в этом году также заявил московский Торговый дом «Копейка», однако планы его не столь определенны. Весной этого года руководство компании выразило намерение приобрести екатеринбургскую торговую сеть «Монетка» (4 универсама и 1 гипермаркет). В «Копейке» подтверждали факт проведения переговоров торгового дома с руководством «Монетки» о покупке им торговой сети. Говорилось и о том, что ведутся переговоры и о покупке акций «Монетки».

«После того, как будут достигнуты все договоренности, а также заключены соглашения, руководство «Копейки» намерено провести переговоры с администрацией Екатеринбурга и правительством области», – сообщили в Торговом доме. Также в ТД «Копейка» отметили, что после приобретения розничной сети, компания не ограничится рынком Екатеринбурга. Планируется развитие сети по всей территории Свердловской области.

Между тем, генеральный директор торговой сети «Монетка» Роман Заболотнов категорически заявлял, что «никаких переговоров с ТД «Копейка» о продаже торговой сети не ведется». Как пояснял Заболотнов, четыре месяца назад велись переговоры с ТД «Копейка» о слиянии на основе партнерских отношений, однако стороны не пришли к соглашению. «Монетка» по-прежнему остается локальной сетью. О продаже торговой сети пока речи не идет.

Конкурентная ситуация

На сегодняшний день крупные торговые компании, которые практически полностью охватывают столичные рынки, видят свое дальнейшее развитие в продвижении в регионы. Очевидно то, что силы в конкурентной борьбе между столичными и местными сетями будут неравными. Так, самая мощная торговая сеть Екатеринбурга – Супермаркет «Кировский» – в настоящий момент насчитывает 40 магазинов (из них 28 в Екатеринбурге). Торговая сеть «Купец» имеет 30 торговых точек в Екатеринбурге и только 1 находится в области, в Богдановиче. Торговая сеть «Монетка» присутствует только на рынке города и насчитывает 5 магазинов. В этом году из категории торговых сетей выбыл «Интенсивник». Количество его магазинов сократилось до четырех. При этом осваивать рынок за пределами Свердловской области местные торговые сети начали только в последние два года, и пока это получается только у «Кировского».

По оценкам специалистов, сегодня предприятия торговли Екатеринбурга переходят к прогрессивной, европейской модели планирования товарного рынка. Идет активная работа по развитию самообслуживания и других современных форм торговли, внедрению штрих-кодирования на предприятиях – товаропроизводителях, в оптовой и розничной торговле. Так, по данным Комитета по развитию товарного рынка администрации Екатеринбурга в настоящее время в городе существует 279 продовольственных магазинов самообслуживания, в том числе 156 имеют оборудование для считывания штрихового кода. С начала года на самообслуживание переведен 51 продовольственный магазин, в том числе с применением технологии штрихового кодирования – 33. Непродовольственных магазинов, применяющих прогрессивные формы торговли – 916, из них 512 самообслуживания, в том числе 211 с применением штрихового кодирования. С начала года переведено на самообслуживание 39 непродовольственных магазинов, в том числе с применением технологии штрихового кодирования – 41.

За последний год увеличились и объемы реализации организаций торговли. Общий объем розничного товарооборота в г. Екатеринбурге за 9 месяцев 2003 года составил 51 854 миллиона рублей, что в действующих ценах на 23%, а в сопоставимых ценах на 10,9% выше уровня прошлого года. В том числе товарооборот розничной торговли за 9 месяцев 2003 года увеличился в сопоставимых ценах на 11%, а общественного питания увеличился на 11% к уровню сентября 2002 года. Товарооборот розничной торговли составил 49 729 млн. руб.

Аналитики считают, что в последние годы организации торговли, в том числе и торговые сети Екатеринбурга развиваются гармонично. Но на данный момент этого не хватает, чтобы составить конкуренцию столичным сетям. Например, только по итогам 2002 года оборот «Пятерочки» составил 500 миллионов долларов, (то есть примерно треть всего товарооборота Екатеринбурга) количество универсамов – 142, (почти в два раза больше, чем всех магазинов в торговых сетях Свердловской области) количество обслуженных покупателей – 160 миллионов человек. Прочно закрепив за собой позицию национального лидера розничной торговли, компания сохраняет самые высокие темпы развития в стране и ежемесячно открывает 3-4 магазина. По этим показателям «Пятерочка» опережает все российские торговые фирмы вместе взятые. Кроме того, сеть занимает ведущие позиции в продуктовом рейтинге по освоению регионов. Помимо Москвы (83 магазина) и Санкт-Петербурга (86 магазинов), компания открыла свои универсамы в Воронеже (12 магазинов), Челябинске (15 магазинов), Перми (7 магазинов) и Уфе (8 магазинов). До конца 2003 г. «Пятерочка» планирует довести количество универсамов до 210 единиц, увеличить товарооборот до 630 млн. долларов, и обслужить около 230 млн. покупателей.

По количеству магазинов и товарообороту «Копейка», конечно же, уступает «Пятерочке», но для нашего рынка это тоже достаточно большая торговая сеть. На начало года торговая сеть «Копейка» насчитывала 31 магазин в Москве. В то время практически готовы к открытию были еще 9 магазинов. Планировалось, что к концу года (с учетом возможных поглощений) количество магазинов «Копейка» в Москве может достигнуть 60.

Очевидно, что экономические ресурсы крупных столичных сетей на порядок выше, чем у местных. Однако давние позиции на рынке, налаженные отношения с поставщиками и высокая лояльность покупателей, обеспеченная постоянным проведением промо-акций и введением системы дисконтных карт позволяют местным сетям составить достойную конкуренцию вторжению московских и питерских структур.

Участники рынка розничной торговли неоднократно говорили о том, что приход на рынок Екатеринбурга столичных розничных сетей – достаточно сильная угроза для местных торговых сетей. Причину этого они видят, прежде всего, в том, что федеральные оптовые сети имеют достаточно большой капитал. Они могут себе позволить существенные вложения в рекламу и оборотные средства. Кроме того, в сетях федерального масштаба намного выше и уровень маркетинга.

Директор торговой сети «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак считает, что приход столичных сетей отрицательно скажется на деятельности местных предприятий торговли. «Это связано с тем, что торговые сети федерального масштаба имеют большой объем закупок, – считает И. Ковпак. – Они могут себе позволить торговать в убыток, чего нельзя сказать о наших сетях». Кроме того, И. Ковпак отметил, что для наших производителей не имеет значения, местная это сеть или нет. Они будут продавать свою продукцию тому, кто больше заплатит.

По мнению вице-мэра Виктора Контеева, при экспансии столичных сетей с рынка может уйти примерно половина местных магазинов самообслуживания.

Возможности для конкуренции

Однако генеральный директор торговой сети «Купец» Олег Хабибуллин придерживается другой точки зрения. Он считает, что если правильно выстраивать свой бизнес, конкурировать со столичными сетями вполне возможно. «Заявление представителей «Пятерочки» о том, что продукты питания первой необходимости могут стоить дешевле на 10-12%, это, скорее всего, блеф, поскольку невозможно торговать продуктами на 15% дешевле существующих цен на рынке розничной торговли», – говорит Олег Хабибуллин.

Эксперты отмечают, что у местных сетей есть возможности для конкуренции с федеральными. Дополнительные перспективы у них могут появиться, например, в случае объединения региональных торговых сетей. Определенные шаги в этом направлении уже совершались. Так, объединились торговые компании «Юнилэнд-Екатеринбург» и «Супермаркет Кировский», в марте 2003 года создан СУПР «Альянс», который объединяет торговые компании «Купец», «Юнилэнд», «Кардинал», «Звездный», ТД «Конфи». По собственным оценкам «Альянса», его участники контролируют до 30% розничного товарооборота Екатеринбурга. Возможности этого союза, в том числе и в области противостояния экспансии федеральных компаний, достаточно велики, и, по мнению экспертов, в случае проведения грамотной кампании по удержанию рынка, им удастся если не вытеснить москвичей и питерцев, то составить им достойную конкуренцию.


Другие материалы по теме: