«Деловой квартал» и Наталья Баранчикова комментируют «Внештатные учения»

5 ноября 2003 (11:44)

Чем больше отечественный бизнес стремится соответствовать западному образцу, тем выше претензии работодателей к квалификации персонала. Недостаточное финансирование высшего образования привело к тому, что вузам сложно привлечь молодых перспективных преподавателей. Если в советские времена в университетах оставались лучшие студенты, то сегодня одаренные выпускники больше нацелены на коммерческие структуры. Зато в высшие учебные заведения пришли руководители и менеджеры предприятий, финансовых учреждений. По их мнению, студенты - это как раз тот материал, из которого можно «вылепить» необходимого специалиста.

Сотрудник по требованию

Преподаватели-совместители, работающие на половину или четверть ставки, были в институтах и университетах во все времена. Работать в высшем учебном заведении всегда считалось почетным. И сейчас чиновники и депутаты читают лекции для престижа. Кроме них, задействованы в этом процессе предприниматели, работающие над кандидатскими и докторскими диссертациями. Вузы относятся к такому симбиозу положительно. Станислав Набойченко, ректор УГТУ-УПИ: Основной костяк профессорско-преподавательского состава УГТУ - штатные педагогические кадры. Но в привлечении совместителей наш вуз заинтересован, так как они напрямую связаны с производством. А следовательно, университет может обеспечить студентам производственную и преддипломную практику. Мы за разумное участие приходящих лекторов в учебном процессе.

Специалисты-практики стали активно сотрудничать с вузами в начале 90-х гг. И тенденция эта в последние годы становится все более очевидной. Владимир Шаврин, начальник учебно-методического управления УГТУ-УПИ: В этом учебном году в университете будут работать около 20% совместителей. Мы приглашаем людей с большим опытом работы к преподаванию специальных дисциплин - необходимо «держать руку на пульсе времени». Желающих передать накопленный опыт студентам находится немало.

Деканы факультетов, заведующие кафедрами сами предлагают бизнесменам прочитать курс лекций. Правда, кроме престижа, вузы предложить мало что могут. Преподавание требует времени и сил, а адекватного материального вознаграждения не приносит. Михаил Пятков, начальник управления кадров Уральского государственного экономического университета: С 1 октября 2003 г. для преподавателя

1 разряда утвержден оклад в 600 руб. Например, доцент, кандидат наук (преподаватель 15 разряда) может рассчитывать на оклад 2180 руб., плюс доплата 900 руб. за ученую степень и 40% от оклада за должность доцента. Итого он получит 3952 руб. в месяц. При таком финансировании, по словам Михаила Пяткова, аспирантура и докторантура не могут подготовить достаточного для университета количества преподавателей с ученой степенью. Уволившихся больше, чем тех, кто окончил аспирантуру и остался в вузе.

Совместители, сотрудничающие с университетами, приходят вовсе не за дополнительными деньгами. Как признаются предприниматели, часто они даже не знают, какой оклад им положен. Михаил Ходоровский, д.э.н., профессор, председатель правления СКБ-банка, заведующий кафедрой «Банковское дело» УГТУ-УПИ: У нас на кафедре совместителей бывает до 50%. Мы стараемся привлечь побольше практиков там, где есть возможность. Организовывать такое сотрудничество приходится по-разному: где-то мне просто не могут отказать, а где-то есть встречное желание взглянуть в глаза студентам, попробовать себя на педагогическом поприще.

Действительно, немало предпринимателей считают, что высшее образование во многом не соответствует требованиям рынка. Евгений Артюх, основатель и руководитель группы компаний «Левъ & Левъ-Аудит»: Все вдруг бросились готовить бухгалтеров, экономистов, юристов. И вроде бы рынок сам должен был откорректировать качество образования. Но я, как руководитель группы компаний, которая занимается консультационными услугами, испытываю трудности с подбором персонала: не могу найти ни нормального юриста, ни экономиста, ни бухгалтера.

Молодые кадры в Екатеринбурге готовит порядка 30 государственных и негосударственных высших учебных заведений и их филиалов. Один только УГТУ-УПИ в 2003 г. закончили 6150 человек (на 1040 больше, чем в 2002 г.), 773 из них с красными дипломами. По данным, предоставленным отделом практики и трудоустройства УГТУ-УПИ, в следующем году из стен университета должны выйти уже 7 300 дипломированных менеджеров, инженеров, экономистов.

Столкнувшись с конкуренцией на рынке образования, вузы стараются максимально увеличить свою привлекательность для молодежи и вносят изменения в перечни специальностей и специализаций. Так, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) в 2002-2003 учебном году начал набор на специальность «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности», специализации «Экономика международного туризма», «Экономико-правовое регулирование экономической деятельностью» специальности «Мировая экономика». Вуз подал документы в Минобразования РФ на утверждение еще двух новых специальностей. Валентин Камышов, ректор УрГЭУ: Выпускающие кафедры, деканаты совершенствуют профессиональные образовательные программы. И это заслуживает одобрения, ведь жизнь не стоит на месте, и вносить коррективы необходимо.

Несмотря на все попытки высших учебных заведений модернизировать содержание курсов лекций, уровень подготовки выпускников, по мнению работодателей, страдает. И одна из главных причин - оторванность обучения от реальной деятельности. Евгений Артюх: Ничего не хочу сказать плохого про те вузы, где учился. Но зачастую студентам дают сырые, оторванные от действительности материалы. Выходом из этого вроде бы является американская модель преподавания - так называемые кейсы, примеры. Но у нас это все еще не наработано.

Преподаватели обязаны систематически повышать свою квалификацию. По закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» средства в высшие учебные заведения на эти цели не реже чем раз в 5 лет должны поступать из федерального бюджета. Но сегодня университеты и институты вынуждены находить деньги сами. Пополнять теоретические знания, работая с литературой, новыми публикациями, преподаватель может и самостоятельно. Проблемы возникают, когда речь заходит об адаптации этих положений в реальных условиях. Договориться с предприятиями о сотрудничестве бывает сложно. И задачу «привнести дыхание рынка» в процесс профессиональной подготовки специалистов берут на себя представители деловых кругов. Михаил Ходоровский: Связка между практикой и теорией сегодня нарушена. Это ощущается, когда приходишь в аудиторию к студентам: иногда чувствуешь, что за общими схемами, за чисто учебными конструкциями они не очень видят жизнь. Если ты знаешь практику и представляешь, что хотел бы получить с точки зрения квалификации от своих сотрудников, наверное, правильно с этим пониманием и прийти в студенческую аудиторию. Тогда можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы получить молодого специалиста нужной, требуемой рынком кондиции. Участвовать в процессе подготовки кадров для собственной коммерческой организации как минимум полезно.

Конечно, прийти в вуз и полностью перестроить курс лекций на свое усмотрение нельзя. Учебные планы специальностей составляют в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОСами). ГОСы устанавливают не только общие требования к образовательным программам, но и их минимальное содержание, сроки освоения и максимальный объем учебной нагрузки студентов. Лектор же составляет рабочую программу дисциплины, которую обычно нужно согласовать и на выпускающей кафедре, и в учебно-методическом управлении или соответствующем совете вуза, и с проректором по учебной работе.

Так что набор дисциплин и объем знаний, который студенты должны получить, а преподаватели изложить, определен заранее. Другое дело, что поле для маневра все равно остается. Светлана Озорнина, заместитель председателя правления ВУЗ-банка: Общую схему мне, конечно, рекомендуют. Но я стремлюсь изменить содержание лекций с учетом более актуальных вопросов: на важные темы уделяю больше времени. Кроме того, мы всегда стараемся обсуждать какие-то практические примеры, проблемы, возникающие при работе банка, и пути решения.

Руководители и менеджеры предприятий говорят, что пытаются давать студентам не только сухую теорию, но и практику, стремятся, чтобы учащиеся активно участвовали в процессе: прослушав лекции, отвечали на вопросы, готовились к занятиям. Михаил Ходоровский: Я читаю курс банковского дела. Как мне не рассказать своим студентам об актуальных проблемах и задачах, которые стоят перед коммерческим банком? Конечно, этот опыт я несу в аудиторию, иллюстрирую те положения, которые я должен в рамках учебного курса изложить. Надеюсь, что студентам интересно.

Своя игра

Уже не редкость, когда бизнесом начинают заниматься и штатные сотрудники вузов: низкие заработные платы побуждают искать работу на стороне, докторов и кандидатов наук приглашают к сотрудничеству коммерческие организации. Отдав много лет высшей школе, многие просто не могут отказаться от преподавания. Александр Казаков, управляющий филиалом «Кредит-Урал Банка» в Екатеринбурге: Знаю, что всегда останусь в вузе, хоть и на четверть ставки. Материальная сторона здесь не столь важна. Преподаватель - пожизненная работа. Есть много примеров, когда люди продолжали читать лекции и в 80 лет. А практика, конечно, обогащает лекции. Я читаю «Банковское право» и знаю при этом и истоки, и экономическую, и правовую, и организационную сторону банковской деятельности. Могу показать студентам, как правовая конструкция, юридическая формула, которая есть в законе, накладывается на действительность.

Кроме морального удовлетворения чтение лекций приносит и практические выгоды. Михаил Ходоровский: Совмещать, конечно, тяжело, но зато я могу брать своих студентов на практику, приглашать самых лучших на работу после окончания вуза, а значит, и формировать достаточно квалифицированный персонал банка.

Возможность выбрать наиболее выдающихся студентов используют практически все преподаватели-практики. В аудитории это сделать проще, чем на собеседовании в отделе кадров. Александр Казаков: Когда длительное время контактируешь со студентами, можно выделить действительно неординарных ребят, готовых для профессиональной деятельности. Если у меня или у моих знакомых есть вакансия, я такого студента могу сразу пригласить на работу. Кроме чтения лекций, есть множество других форм взаимодействия с будущими молодыми специалистами. Можно вести в вузах внеаудиторные занятия, приглашать учащихся на практику, руководить дипломами и курсовыми работами. Более того, по словам преподавателей, студенты часто сами проявляют инициативу, интересуются вакансиями у научных руководителей.

Сотрудничая с вузом, реально сформировать наиболее полное представление о молодежи. Евгений Артюх: На занятиях я предлагаю заполнить анкеты. Мне интересно, как смотрят на свою будущую карьеру студенты-юристы. Хотят ли они заниматься правоприменительной практикой, в чем видят свою роль, какова их гражданская позиция? Адвокат может стать и просто посредником для передачи денег между клиентом и чиновником или судьей, а может защищать право, биться за интересы клиента несмотря ни на какие административные барьеры. И знаете, получаю интересные результаты анкетирования. Например, немало студентов пятого курса считают, что справедливость в суде восстановить нельзя!

Предприниматели идут в вузы не только затем, чтобы «вырастить» студента по своим меркам и критериям, но и из альтруистических побуждений - просто передать молодежи накопленные знания. Евгений Артюх: Право, аудит - это науки, которые по сути своей абстрактны. Можно быть круглым отличником в институте, но до тех пор, пока не прикоснешься к практике, невозможно стать специалистом. Я работаю на рынке консультационных услуг с 1991 г. и необходимые навыки приобрел. У меня есть опыт, и я хочу им поделиться.

Еще один повод начать преподавать - научиться работать с большой аудиторией. К тому же у слушателей могут возникнуть самые неожиданные решения обсуждаемых проблем. Светлана Озорнина: Все-таки со студентами общаться полезно. Я читаю курс «Банковские риски», и иногда встречаются довольно интересные мнения, в моем случае - о происходящих экономических событиях и состоянии банковской системы. Молодежь подает свежие, неординарные идеи. Кроме того, специалисты признаются, что, работая над текстом лекций, часто приходится корректировать и свой собственный опыт, сравнивать его с существующими теоретическими научными взглядами. Это помогает систематизировать знания, а иногда и критически их оценить.

Системный подход

Прочитав один-два курса лекций, подготовить себе идеального работника нельзя. Многое зависит от качества преподавания остальных предметов. Светлана Озорнина: Чтобы работать в том же кредитном отделе, кроме банковских рисков сотрудник должен знать еще много других дисциплин, например, анализ хозяйственной деятельности предприятий. А значит, эту дисциплину вуз тоже должен подать адекватно. Мне кажется, что читать все курсы, кроме, может быть, общетеоретических, фундаментальных (экономическая теория, высшая математика), необходимо с участием специалистов-практиков.

Чтобы сделать подготовку своих будущих кадров всесторонней, предприятия стремятся более тесно взаимодействовать с высшими учебными заведениями. Так, «Свердловэнерго» уже около 10 лет сотрудничает с кафедрой «Системы управления энергетикой и промышленными предприятиями» (СУЭиПП) УГТУ-УПИ. Владимир Белоусов, заместитель генерального директора по корпоративному управлению и тарифообразованию «Свердловэнерго»: Сейчас, когда энергетика входит в рынок, мы испытываем большую потребность в подготовленных кадрах: менеджерах, экономистах, финансистах. У наших специалистов уже есть определенный опыт, и хотелось бы, чтобы молодежь эти знания могла перенять и в дальнейшем использовать. Мы производим отбор еще до поступления в вуз, а затем обучаем перспективных студентов по договору в УГТУ-УПИ. Платим стипендию, постоянно поддерживаем контакт, а неуспевающих отчисляем.

Сейчас «Свердловэнерго» обучает для себя около 250 человек. И качеством подготовки руководство предприятия довольно. Студенты напрямую связаны с производством: их берут на практику, регулярно проводят деловые игры. Лекции только финансово-экономической направленности читают 7 сотрудников «Свердловэнерго». Всего же, по подсчетам Владимира Белоусова, с учетом технических дисциплин, преподают не менее 20 работников компании. А три года назад при Екатеринбургской электросетевой компании (ЕЭСК) создали филиал кафедры СУЭиПП. Говорят, взяли пример с медицины - кафедры медицинских институтов часто работают прямо в больницах. На базе филиала по годичной и двухлетней программам энергетики проводят переподготовку менеджеров с высшим образованием. Владимир Белоусов: Учебу сотрудники не прекращают. Руководство компании уверено, что связь науки и производства необходима. Это взаимное обогащение: для вуза - практикой, для нас - теоретическими знаниями. Во всей нашей структуре работают 20 тыс. человек, и проводить эксперименты в такой огромной организации сложно и затратно. Так что финансово-экономические новшества мы опробуем на ЕЭСК - там всего 1 тыс. сотрудников. Знаете, успехи есть. И во многом благодаря совместным с УГТУ научным разработкам, подготовке, переподготовке кадров.

Ждать, пока первокурсники «вырастут», готовы не все организации. Чтобы дать выпускникам дополнительные знания и практические навыки, часто используют другие методы. Так, ВУЗ-банк собирается запустить образовательную программу для пятикурсников, обучающихся по банковским специальностям в высших учебных заведениях города. Светлана Озорнина: Речь идет о программе «Карьера ВУЗ-банк». Сначала предложим всем желающим заполнить анкеты и пройти собеседование, потом отберем группу. Обучать собираемся как теории банковской системы в целом, так и практическим вопросам - особенностям проведения операций в нашем банке, технологии продаж банковских продуктов, программному обеспечению, которое сами используем в работе. В итоге лучших возьмем на практику, а потом и в штат.
Еще один вариант подготовки кадров - отобрать среди студентов пятых курсов самых способных и дать им самим постепенно влиться в жизнь предприятия. Михаил Носырев, первый проректор Уральской государственной горно-геологической академии: В прошлом году «Уралмаш» провел анкетирование студентов 5 курса. Выбрали лучших ребят. Предложили им зарплату около 10 тыс. руб. при условии, что они во вторую половину дня будут работать на заводе управленцами (заместителями начальников участков, цехов, начальниками конструкторских бюро). И дипломы они писали там же.

Золотая середина

Приходящие лекторы университетам и институтам необходимы, но заменить ими всех своих преподавателей вузы не стремятся. Во-первых, штатную укомплектованность учебного заведения регламентирует Минобразования - работать на полную ставку в вузе, существующем более 9 лет, должны не менее половины преподавателей. Во-вторых, желательна ученая степень. Михаил Пятков: Чтобы высшее учебное заведение получило статус университета, «остепененность» профессорско-преподавательского состава должна быть не ниже 60%, причем 10-12% должны иметь степени докторов наук. Поэтому важно привлекать в первую очередь докторов и кандидатов наук.

Ну и, наконец, практики далеко не всегда уважительно относятся к теории, могут за ежедневной текущей деятельностью не видеть обобщений. А для вузов университетского уровня, как отмечают их руководители, фундаментальная подготовка имеет особое значение. Преподаватель должен к тому же обладать педагогическим мастерством, вести воспитательную работу, разрабатывать методическую литературу. Станислав Набойченко: Преимущество государственных вузов в том и состоит, что большинство педагогов штатные. С ними удобнее работать даже с точки зрения администрации - легче организовать учебный процесс, они более дисциплинированы. А приходящий лектор всегда может все бросить и уйти, или уехать в длительную командировку по своей основной работе. Большое количество совместителей просто опасно. Я заинтересован в том, чтобы был штат собственных преподавателей и постоянно обновляющееся число приходящих.

В любом случае избежать дополнительной подготовки молодых специалистов работодателям вряд ли удастся. Независимо от того, довольны они уровнем знаний выпускников высших учебных заведений или нет, после приема на работу нового сотрудника придется обучать. Невозможно в стенах вуза научить студента всем тонкостям работы в конкретной организации. Владимир Шаврин: Некорректно говорить, что академическое образование отстает от практики или опережает ее. Оно не в состоянии, да и не обязано давать знания, достаточные для любой практической деятельности. Главная цель - подготовить творческого работника, способного к дальнейшему самосовершенствованию. Вуз расставляет ориентиры, намечает пути, обозначает проблемы и обучает методам их решения. Преподаватели утверждают, что в университетах и институтах молодежь знакомят с фундаментальными вещами, основополагающими моментами и учат учиться. А остальное зависит от желания самих студентов. Общая низкая подготовленность - это проблема и вузов, и самих выпускников. Чтобы подкрепить теорию практикой, специалисты советуют студентам начинать работать в той сфере, в которой они собираются себя реализовать, уже на последних курсах.


Другие материалы по теме: