Авторынок: смена потребительских предпочтений

На рынке Екатеринбурга наблюдается рост числа салонов, торгующих автомобилями зарубежного производства.

Несмотря на рост цен на автомобили европейского производства в 2003 году, по причине укрепления евро и повышения пошлин на некоторые модели, спрос на иномарки не снижается, а растет. Большинство дилеров связывают такую динамику с общим увеличением доходов населения и фирм. Действительно, с ростом доходов населения продажи автомобилей увеличились.

По словам представителей автосалонов, сейчас на рынке много новых моделей, у потребителей появился большой выбор и желание чаще менять автомобили.

Потребители

Предпочтения среднего покупателя новой иномарки все больше смещаются в дорогой ценовой сегмент. Теперь автолюбители чаще выбирают «Ford Foсus», «Toyota Corolla» или «Mitsubishi Carisma». В 2001 году объем продаж автомобилей класса «премиум» в стране почти удвоился: с 5721 до 11033 машин. В 2002 году тенденция сохранилась, и сегодня 10-15% всех иномарок, проданных в России через официальных дилеров, составляют автомобили стоимостью от 60 тысяч долларов. В Екатеринбурге динамика спроса на роскошные автомобили находится в русле общероссийской тенденции.

Главным событием рынка новых иномарок по итогам января-сентября 2003 года, стала смена лидера: корейская «Daewoo», бессменно занимавшая первую строчку в рейтингах объемов продаж, уступила ее японской «Toyota», утроившей реализацию продукции в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Toyota» реализовала в России за три квартала 2003 года более 17 тысяч автомобилей по сравнению с 14 тысячами, проданных «Daewoo», и намерена довести продажи по итогам года до 20 тысяч автомобилей.

Самой популярной в РФ иностранной моделью в 2003 году стал производимый в России «Ford Focus», объем продаж которого составил 9412 машин против 9378 «Daewoo Nexia».

По мнению экспертов рынка, эти факты свидетельствуют о смене приоритетов массового российского потребителя иностранных автомобилей с самой массовой до недавнего времени в России модели «Daewoo» из Узбекистана в сторону более дорогих иномарок. Кроме того, с ростом доходов все больше покупателей уходят из ценовой ниши российских автомобилей, что также явилось причиной роста продаж иномарок в текущем году.

Эксперты крупнейшего российского производителя легковых автомобилей АО «АвтоВАЗ» констатируют, что до 2003 года большинство покупателей в России могли рассчитывать на покупку автомобиля ценой не выше 7 тысяч долларов.

В настоящее время, с учетом роста реальных доходов населения, пристрастия покупателей стали смещаться в сторону более дорогих автомобилей, в сегменты от 8-10 тысяч долларов и 10-15 тысяч долларов, с более высокими потребительскими свойствами.

Согласно прогнозу «АвтоВАЗа», продажи легковых автомобилей в России в 2005 достигнут 1623 тысяч, а в 2008 году – 1769 тысяч. При этом сегменты дешевых автомобилей будут иметь тенденцию к сокращению или стабилизации на фоне общего роста рынка. Сотрудники «АвтоВАЗа» считают, что спрос на автомобили с ценой менее 3 тысяч долларов в 2008 году составит 129 тысяч против 135 тысяч в 2003 году, на автомобили с ценой 3-4,5 тысячи долларов – 339 тысяч против 324 тысяч в 2003 году. В то же время спрос на машины с ценой 6-8 тысяч долларов в 2008 году возрастет до 591 тысячи с 409 тысяч в 2003 году.

В то же время позитивные изменения на российском рынке не повлияли на продажи продукции некоторых производителей, в первую очередь, европейских. «BMW», «Volkswagen» и «Skoda Auto» по итогам трех кварталов 2003 года сократили реализацию автомобилей. Укрепление курса европейской валюты по отношению к американскому доллару вызвало повышение стоимости продукции европейских производителей и, как следствие, переориентацию спроса потребителей, не желающих проигрывать на курсовой разнице.

Спрос

По мнению многих автопроизводителей, 2003 год продемонстрировал реальные возможности роста для компаний на российском рынке. За первый квартал текущего года объемы продаж многих дилеров иностранных автомобильных заводов превысили все ожидания.

Официальные продажи новых иномарок в России (без учета данных СП «GM-АвтоВАЗ» и «УзДэу») за I квартал 2003 года выросли почти на 60%, считают сотрудники компании «Рольф-холдинг», эксклюзивного дистрибьютора японской «Mitsubishi». «Тойота Мотор» оценивает общий рост несколько скромнее – в 45%. Однако участники рынка сходятся во мнении, что увеличение продаж автомобилей в 2003 году является крупнейшим за последние годы, и утверждают, что положительная динамика роста сохраняется.

Впервые в июне 2003 года в автосалонах России наблюдался дефицит машин многих популярных брэндов, прежде всего азиатских, цены на которые выставляются в долларах. Дилеры просто не успевали ввезти нужное количество автомобилей, и в итоге клиентам предлагали стоять в очереди.

Директор департамента продаж эксклюзивного дистрибьютора «Toyota» в России ООО «Тойота Мотор» Андрей Безруков, отмечал в интервью газете «Ведомости», что дефицит по широкому диапазону моделей иномарок наблюдался в стране впервые. До этого ажиотажный спрос возникал только на некоторые новинки. Покупателей не отпугнуло даже проведенное представительством «Toyota» повышение цен на модели Corolla и Camry в среднем на 500 долларов. Дефицит автомобилей наблюдался и у официального дилера «Toyota» в Екатеринбурге, компании «Тойота-Центр». В июне желающие приобрести автомашину могли только посмотреть образцы и записаться в очередь на покупку. На марки «Corolla» и «Avensis» запись велась на сентябрь – октябрь. «В результате роста спроса за I квартал объем продаж автомобилей «Toyota» вырос в 2 раза», – сообщили в отделе продаж компании «Тойота-Центр».

Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании «Рольф-холдинг», говорил «Ведомостям», что нехватку машин ощущали и дилеры «Mitsubishi». «Спрос растет более высокими темпами, чем ожидалось, поэтому все машины продаются сразу», - отмечал он в июне.

Как сообщили сотрудники компании «Mitsubishi-Motors», официального дилера «Mitsubishi» в Екатеринбурге, в июне покупатели, желавшие приобрести наиболее популярную модель «Carisma», вынуждены были записываться на более позднее время.

За I квартал 2003 г. объем продаж автомобилей компании «Mitsubishi-Motors» в Екатеринбурге вырос почти в 1,5 раза. Повышенный спрос на автомобили в компании связывают с появлением средств у населения, а также со снижением курса доллара.

Рост продаж

Компании, занимающиеся реализацией автомобилей, регулярно заявляют о повышении объемов продаж своей продукции в Екатеринбурге.

В автосалоне «Пежо», который является официальным дилером компании «Peugeot» в Екатеринбурге, за 9 месяцев 2003 года объем продаж увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. По словам исполнительного директора автосалона Григория Балакина, всего по Екатеринбургу в текущем году было продано около 200 автомобилей.

Официальный дилер компании «Renault» в Екатеринбурге – «АвтоСан» – за 9 месяцев 2003 года увеличил объемы продаж автомобилей «Renault» в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Продажи дилера «Mitsubishi» в столице Урала в 2002 году составили 186 штук, а за 10 месяцев 2003 года – 406 автомобилей.

Об активной политике автопроизводителей по продвижению своей продукции свидетельствует регулярное появление в Екатеринбурге новых салонов по продаже иностранных и отечественных автомобилей.

Только за последние два месяца об открытии салонов заявили 4 дилера иностранных автопроизводителей.

17 октября 2003 года открылся второй автоцентр официального дилера «Mitsubishi» в Екатеринбурге, «Оками-Моторс». По словам представителей автоцентра «Оками-Моторс», необходимость появления второго центра «Mitsubishi» наряду с уже существующим несколько лет «Сити-Моторс» обусловлена большим потенциалом авторынка в этом регионе. Таким образом, Екатеринбург присоединился к Москве, Санкт-Петербургу и Казани, городам, где уже работают более чем по одному дилеру. В следующем году два автоцентра планируют реализовать в городе около 1200 автомобилей «Mitsubishi».

12 ноября в Екатеринбурге состоялось открытие автосалона «Volvo» компании «АвтоЛэнд», официального дилера «Volvo». Площадь нового автосалона составит около 500 квадратных метров. В салоне будет осуществляться продажа автомобилей «Volvo» и полное фирменное послепродажное обслуживание.

Еще один автомобильный центр открывается 20 ноября 2003 года. Площадь двухэтажного здания автоцентра «Audi – Екатеринбург» составит более 2 тысяч квадратных метров.

Кроме того, в настоящее время в Екатеринбурге ведется строительство нового автосалона компании «Пежо» площадью 3,5 тысячи квадратных метров. Новый автосалон, по словам представителей компании «Пежо» в Екатеринбурге, будет предоставлять покупателям полный цикл услуг. Открытие автосалона запланировано на июль 2004 года.

По словам исполнительного директора автосалона «Пежо» Григория Балакина, на сегодняшний день с компанией работают салоны Челябинска, Перми, Тюмени и других крупных городов. В ближайшее время планируется открытие салона в Омске. «Кроме того, автосалон «Пежо» активно развивает сеть в Свердловской области. Так, планируется открытие автосалонов в городах Нижний Тагил и Каменск-Уральский», – заявил Григорий Балакин.

Итог

Таким образом, Российский рынок становится все более привлекательным для мировых автогигантов, которые в настоящее время стремятся проникнуть в новые регионы с потенциально высоким ростом, в то время как снижается рост на их основных рынках сбыта в Японии, США и Европе.

По мнению российских автомобильных дилеров, прогноз развития рынка иностранных легковых автомобилей более чем оптимистичен. Некоторые участники рынка предсказывают, что продажи иностранных автомобилей в 2004 году могут вырасти почти в полтора раза, а объем рынка легковых автомобилей в целом будет увеличиваться на 10% ежегодно в течение еще 4-5 лет.

Пока же, по данным Минтранса РФ, количество личных легковых автомобилей на 1 тысячу жителей составляет 150 единиц, но через 5-7 лет этот показатель может достигнуть 250-270 автомобилей, что сопоставимо с показателями ряда европейских стран. В 2003 году продажи легковых автомобилей, по оценке экспертов, могут составить 1,4-1,5 миллиона автомобилей, продажи официальных дилеров иностранных автомобилей в январе-сентябре уже составили 134 тысячи по сравнению с 78 тысячами в январе-сентябре 2002 года. В 2004 году продажи легковых автомобилей в РФ составят порядка 1,5-1,6 миллиона, при этом доля новых иномарок увеличится до 250 тысяч.


Другие материалы по теме: