Перспективы строительства магниевого завода в Асбесте

Планы по созданию в Свердловской области магниевого завода были оглашены еще два года назад. Однако до сих пор не был предъявлен даже бизнес-план проекта.

В конце сентября 2003 года министр металлургии Свердловской области Владимир Молчанов заявил о начале реализации в октябре текущего года проекта по строительству магниевого завода в городе Асбест. Разработка проекта началась в 2001 году, когда предполагалось организовать опытное производство этого металла.

Однако, на сегодняшний день не состоялось ни одного заседания рабочей группы по составлению бизнес-плана строительства. При этом руководство ОАО «СУАЛ-Холдинг», объявленного областным правительством главным инвестором проекта, не оглашает даже дату начала его реализации.

Перспективы

С начала промышленного производства магния фактически его потребляла одна отрасль – оборонная. Но с 60-х годов металлом заинтересовались и гражданские потребители. Связано это с тем, что магний обладает рядом свойств, открывающих широкие возможности его применения: в сплавах он более стоек к нагрузкам и агрессивным средам, чем его основной конкурент алюминий, кроме того, магний в полтора раза легче алюминия. Однако повсеместное распространение магния сдерживалось его относительной редкостью в рудах и технологической сложностью изготовления сплавов и литья готовых изделий.

Несколько лет назад в производстве магния произошел инженерный прорыв, были созданы современные технологии его обработки. В результате магний перестал быть редким металлом. Это позволило расширить его применение, так в отдельных марках автомобилей удалось повысить использование металла до122 кг.

За последнее десятилетие мировое потребление магния и сплавов на его основе удвоилось и достигло 420 тысяч тонн в год. Связано это с эффективностью использования металла в авиа- и автомобилестроении, а также при производстве высококачественных марок стали и чугуна, алюминиевых сплавов.

Согласно прогнозам австралийской компании АМС, потребление магния в ближайшие годы существенно увеличится, особенно в отрасли автомобилестроения. В Австралии, по словам заместителя генерального директора ОАО «Ураласбест» Анатолия Щелконогова, организаторы строительства завода по производству магния мощностью

97 тысяч тонн магния и сплавов в год ориентируются на высокую потребность мировых рынков в этом виде сырья. «Перед ними не стоит проблемы, смогут ли они реализовать свою продукцию», – отметил Анатолий Щелконогов.

Свердловская область является одним из немногих регионов России, где существуют реальные возможности организации магниевого производства. Главная причина этого – высокая обеспеченность возможного производства сырьем. Удобной площадкой для строительства завода по выпуску магния является район города Асбеста, 60 км восточнее Екатеринбурга. На комбинате «Ураласбест» в отвалах находится 4 миллиарда тонн отходов основного производства, серпентинита, который содержит 20-25% магния. Каждый год эти отвалы увеличиваются на 30 миллионов тонн. Серпентинит является идеальным сырьем для производства магния, кроме того, его переработка могла бы существенно снизить нагрузку на окружающую среду.

Одними из важнейших факторов строительства завода выступают также наличие рабочей силы, квалифицированного персонала, развитой промышленной базы комбината «Ураласбест» и возможность использовать недостроенные промышленные объекты в городе Асбесте и его окрестностях. Кроме того, для реализации этого проекта имеется вполне развитая инфраструктура: в районе Асбеста расположена Белоярская АЭС со свободными и довольно дешевыми энергоресурсами, вблизи проходит Транссиб, имеется развитая сеть автодорог.

Единственным препятствием на пути строительства этого предприятия является отсутствие средств. По подсчетам специалистов «Ураласбеста», в целом на уральский «магниевый» проект с объемом производства 50 тысяч тонн в год требуются инвестиции в размере 300 миллионов долларов.

Поиск инвестора

Два года назад руководство ОАО «Ураласбест», оценив экономическую целесообразность производства магния в Асбесте, приняло решение о разработке проекта строительства магниевого завода. Однако для реализации столь масштабных планов предприятию потребовались дополнительные инвестиции, поэтому «Ураласбест» обратилось к правительству Свердловской области, которое пообещало найти инвестора.

Первое расширенное совещание по рассмотрению бизнес-плана строительства состоялось в мае 2001 года. На нем присутствовали руководители ОАО «Ураласбест», представители губернатора Свердловской области, сотрудники Украинского государственного научно-исследовательского института титана, Всероссийского алюминиево-магниевого института, Российского научно-исследовательского проектного института титана и магния. По итогам обсуждения было решено организовать опытное производство магния мощностью до 200 тонн в год на базе завода «Ависма». Его установку планировалось завершить в 2002 году. После отработки технологических, экономических и экологических вопросов на опытном производстве, строительство магниевого завода должно было начаться на территории бывшей седьмой асбофабрики ОАО «Ураласбест».

В сентябре 2001 года ОАО «Ураласбест» разработало проект пилотной установки. Однако опытное производство в Березняках не было профинансировано со стороны правительства Свердловской области. Поэтому руководство «Ураласбеста» решило самостоятельно продолжить строительство завода и создать собственный проект пилотной установки. Правительство Свердловской области снова решило поучаствовать в строительстве, пообещав выделить средства в размере 1 миллиона долларов.

Но и в этот раз область не смогла найти средства, в результате чего ОАО «Ураласбест» приступило к самостоятельному поиску инвестора и попыталось привлечь Малышевское рудоуправление, которое входит в концерн ОАО «Тепловыделяющие элементы». Предполагалось, что обогатительная фабрика Малышевского рудоуправления, производящая полевой шпат, будет перепрофилирована на производство магния.

По подсчетам специалистов «Ураласбеста», размещение завода на территории обогатительной фабрики Малышевского рудоуправления должно было стать в три раза дешевле, чем на территории бывшей седьмой асбофабрики. При этом, по мнению представителей ОАО «Ураласбест», в поселке Малышева необходимо было построить три корпуса. Строительство первого корпуса, производительность которого составила бы 20 тысяч тонн магния в год, требовало вложений в размере 80 тысяч долларов.

Между тем, в Министерстве промышленности Свердловской области заявили, что вопрос об участии Малышевской обогатительной фабрики в проекте строительства завода по производству магния не решен окончательно. «Вряд ли вице-президент концерна ТВЭЛ согласится на это», – отметили в министерстве.

В декабре 2001 года концерн «ТВЭЛ» все-таки подписал протокол, в котором говорилось о необходимости проработки вопросов использования обогатительной фабрики Малышевского рудоуправления в магниевом производстве.

В июне 2002 года руководство ОАО «Ураласбест» направило предложение об участии в проекте магниевого производства на базе Малышевского рудоуправления еще одному потенциальному инвестору, ОАО «АвтоВАЗ». «Магний, который планируется производить, можно применять в автомобилестроении. По европейским требованиям, необходимо снижать количество потребляемого автомобилями бензина, следовательно, нужно выпускать более легкие автомобили, а магний намного легче алюминия. Ряд мировых автопроизводителей уже имеет свои магниевые заводы. Поэтому мы и обратились к руководству «АвтоВАЗа» с таким предложением», – сообщили в ОАО «Ураласбест».

Кроме того, в сентябре 2002 года заместитель генерального директора ОАО «Ураласбест» Анатолий Щелконогов встретился с представителями партнера «Тойоты», компании «Чори» (Япония), для обсуждения возможного участия «Тойоты» в реализации проекта завода.

Однако, несмотря на попытки «Ураласбеста» привлечь инвесторов, потенциальные партнеры завода не торопились с принятием решения. Судя по всему, представители областной исполнительной власти, взявшие на себя обязательства по поиску инвесторов, не смогли заинтересовать их в финансировании будущего производства.

Таким образом, к началу 2003 года инвестор для реализации проекта строительства в поселке Малышева так и не был найден. На предприятии ситуацию с проектом строительства характеризовали как негативную, несмотря на довольно высокую привлекательность магниевого производства и широкие возможности использования продукции завода.

Суал

Процесс поиска инвестора для магниевого завода в Асбесте получил продолжение в текущем году.

В августе 2003 года правительство Свердловской области представило нового инвестора: министр металлургии Свердловской области Владимир Молчанов сообщил о желании «СУАЛ-Холдинга» вложить средства в реализацию проекта. Структурами, близкими к исполнительной власти, не раз отмечалось, что в привлечении к проекту алюминиевого холдинга свою роль сыграли «особые взаимоотношения» между этой компанией и правительством Свердловской области.

Следует отметить, что «СУАЛ-Холдинг», рассматривал и другие проекты строительства в Асбесте. Первоначально он планировал построить не магниевый, а алюминиевый завод. Однако, позиция областных властей заставила его пересмотреть свои планы. Кроме того, строительство магниевого производства обнаружило и экономические перспективы. «Алюминиевое производство займет площади, мощности электростанций, но быстро исчерпает себя. Магниевый же проект рассчитан на более продолжительное время. Поэтому предпочтительным является строительство завода по производству магния», – заявляли специалисты.

По мнению экспертов, строительство магниевого завода могло бы всерьёз заинтересовать «СУАЛ», имеющий значительный опыт в организации металлургического производства. Кроме того, этот холдинг является одним из крупных потребителей магниевых продуктов и производителей кремния, который можно получать, в том числе и на базе магниевого производства в Асбесте.

Некоторое время назад «СУАЛ-Холдинг» открыто высказывал свой интерес к переработке серпентинита под Асбестом. «Наше отношение к проекту, предлагаемому Эдуардом Росселем, однозначно позитивное», – заявлял директор PR-департамента холдинга Алексей Гончаров.

В числе потенциальных рынков сбыта переработанных отходов назывались алюминиевые заводы и «Верхнесалдинское производственное металлургическое объединение», производящее титаномагниевые сплавы.

Однако, несмотря на то, что «СУАЛ», по словам представителей правительства области, согласился инвестировать в строительство завода, до сих пор разработка проекта находится в той же стадии, что и в 2001 году. За это время не изменилось ничего, кроме детальной проработки специалистами ОАО «Ураласбест» технологии и изучения возможностей будущего производства.

Эксперты отмечают, что до сих пор не разу не была собрана даже рабочая группа по реализации данного проекта, состоящая из представителя «Ураласбеста» и двух специалистов со стороны СУАЛа. Представители инициаторов проекта полагают, что причиной этого является отсутствие инициативы со стороны алюминиевой кампании. Независимые эксперты полагают, что не исключена возможность того, что СУАЛ-холдинг просто саботирует реализацию проекта.

Наблюдатели отмечают, что согласие СУАЛа принять участие в финансировании проекта магниевого завода могло быть подкреплено исключительно желанием руководства холдинга сохранить определенные отношения с действующим главой Свердловской области. Следует отметить, что в настоящее время «СУАЛ-Холдингом» в Республике Коми реализуется проект по разработке Среднетиманского месторождения бокситов и созданию комплекса алюминиевых заводов. Общая стоимость проекта оценивается в 2 миллиарда долларов США. Холдинг на протяжении последних лет предпринимает ряд шагов, направленных на привлечение в проект иностранных инвестиций. В целях экономии средств холдинг приостанавливает часть проектов по модернизации собственных производств. Сложно предположить, что в подобной ситуации руководством СУАЛа будут в скором времени изысканы 300 миллионов долларов для строительства завода в Асбесте.

Возможно, понимание этого факта появилось и у руководства «Ураласбеста», которое в очередной раз, уже без помощи правительства Свердловской области, продолжает разработку технологии выщелачивания, которая может обеспечить снижение себестоимости магния, а так же ищет альтернативных инвесторов. «Пока реализация проекта зависит от «СУАЛ-Холдинга». Однако, вопрос остается в подвешенном состоянии. Между тем, у нас есть и другие потенциальные инвесторы. И мы готовы обсуждать любые предложения, которые могут закончится началом реальных работ по строительству завода по производству магния», – заявляют на предприятии.


Другие материалы по теме: