«Деловой квартал» и Михаил Старков считают, что на екатеринбуржском рынке выдвинулся «Предпоследний из могикан»

24 ноября 2003 (09:13)

На минувшей неделе стало известно, что агрохолдинг «Росагро» консолидировал 61% акций екатеринбургского ОАО «Жировой комбинат», став одним из крупнейших игроков масложирового рынка России. Теперь эксперты отводят ему третье место. Первые два занимают холдинговые компании «Нижегородский МЖК» и «Букет». По прогнозам, быстрый рост вертикально-интегрированных холдингов приведет к тому, что скоро на рынке останется 3-4 игрока. После приобретения екатеринбургского комбината можно считать, что тройка лидеров уже обозначилась.

Мимо рта

Аналитики уверяют, что в ближайшие несколько лет доля агропромышленных холдингов, объединяющих всю технолгическую цепочку – от производства сырья до торговли в розницу, – составит 50% товарного производства сельскохозяйственной продукции. Масложировое направление считается одним из самых высокодоходных. О привлекательности бизнеса свидетельствуют скандалы вокруг жировых комбинатов. Последние два-три года в печати регулярно появлялись сообщения: «Агрохолдинг купил жиркомбинат». Менялись только названия. «Мне предлагали такие условия, которые не снились вам в самом радужном сне», – сказал корреспонденту «ДК» генеральный директор ОАО «Жировой комбинат» Владимир Веселов. Какую сумму заплатил ему холдинг «Русагро», остается только гадать.

В начале 2001 г. акции жирового комбината скупал концерн «Калина». Руководство компании вынашивало планы создания продовольственно-косметического холдинга. При очевидном различии производств, отмечали эксперты, у косметических кремов и майонеза одинаковое сырье – гидрированные жиры. В качестве примера приводили международный концерн Unilever, образованный в 1930 г. слиянием английского мыловаренного предприятия Lever Brothers и голландского производителя маргарина Unie. С его приходом в Россию и покупкой в 1998 г. московского маргаринового завода связывают начало передела собственности на масложировом рынке. «Калина» замахнулась на лидеров отрасли – в 2000 г. первое место по производству майонеза в России занимал московский жиркомбинат (МЖК) – 22%, второе – екатеринбургский (ЕЖК) – 15%. По мнению наблюдателей, концерн мог помочь обоим предприятиям в разработке маркетинговой стратегии и организации сбыта. Пищевики так не считали. Скупщики акций действовали очень жестко, – говорил корреспонденту «ДК» гендиректор МЖК Мелкон Азнаурьян. Мое общение с менеджерами «Калины», в частности, с финансовым директором Александром Петровым, началось лишь после того, как им удалось собрать определенный пакет. Сочтя присутствие «Калины» в числе акционеров неуместным, руководство МЖК передало 15% акций Саратовскому жиркомбинату (теперь он входит в холдинг «Букет») и дилерам. От уже ненужных 8,9% акций «Калина» избавилась в августе. Позже пресс-служба концерна сообщила, что сделка была чисто спекулятивной: купили, чтобы продать. Того же мнения придерживается Владимир Веселов, полагающий, что денежной суммой для приобретения контрольного пакета МЖК концерн не располагал.

По словам г-на Веселова, примерно в то же время гендиректор «Калины» Тимур Горяев предложил ему создать холдинг, добавив к ЕЖК еще 3-4 профильных предприятия. Веселов отказался, дав Горяеву совет поставить на ноги разграбленный Троицкий жиркомбинат (Челябинская область). На «Калине» решили, что обойдутся без Веселова. В феврале 2001 г. концерн приобрел 15% акций ЕЖК у «Финпромко». Руководитель компании Анатолий Павлов заметил, что бумаги не приносили ему никаких дивидендов и, продав их, он только выиграл. Еще 5% акций уступил «Калине» Павел Федулев. Ситуация накалилась. Решающее слово оставалось за «Северной казной», владевшей 21-процентным пакетом жиркомбината. Банк приобрел их в 1995 г. с условием, что ценные бумаги никогда не будут проданы третьим лицам. «Калина» была тем самым третьим лицом и предлагала, по словам председателя совета директоров Владимира Фролова, на 100 млн руб. больше. Но Фролов сказал: «Репутация стоит дороже», и сделка не состоялась. Акции выкупил Армавирский маслозавод – стратегический партнер ЕЖК. У «Калины» и аффилированной с ней компании «Союзспецстрой» осталось 27,25% акций. «Это все, что они могут получить, до тех пор, пока государство не захочет расстаться со своим 15% пакетом», – сказал тогда Веселов. Однако всякий раз, когда речь заходит о продаже этого пакета, теперь уже бывший министр по управлению госимуществом
Вениамин Голубицкий, представляющий в совете директоров ЕЖК интересы государства, отвечает «нет».

Новая экономическая политика

В июле 2003 г. акции ЕЖК, которыми владели «Калина» и «Союзспецстрой», приобрел агрохолдинг «Русагро». К тому времени концерн уже отказался от намерений создать продуктово-парфюмерный холдинг и начал избавляться от непрофильных активов. Агрохолдингу они пришлись кстати. «Русагро» был известен как игрок сахарного рынка. Масложировое направление его руководство решило развивать в том же 2001 г. Тогда в распоряжении компании был только Краснодарский масложиркомбинат. Позже в агропромышленную группу вошли Аннинский (Воронежская область) и Кропоткинский (Краснодарский край) маслоэкстракционный заводы. Теперь новое направление приносит $140 млн из $500 млн общего оборота. Два года назад руководство «Русагро» уже предлагало Владимиру Веселову объединить усилия по выводу на федеральный уровень майонезных и маргариновых брендов – в пику компании Unilever, наладившей в России свое производство (торговые марки «Рама», «Делми», «Калве»). Однако Веселов отказался от сотрудничества: Краснодарский комбинат был в загоне. Чтобы вернуть его к жизни, требовались серьезные инвестиции. Я говорил: до тех пор, пока не подтянете технологию, объединяться нет смысла. Но за два года многое изменилось. «Русагро» присоединил новые производственные мощности и вложил $21 млн в перевооружение Краснодарского комбината.

В 2003 г. почти все российские жиркомбинаты оказались поделены между холдинговыми структурами. Независимых предприятий осталось два – одно в Екатеринбурге, другое в Иркутске. После покупки калиновского пакета наблюдатели предсказывали долгую борьбу между «Русагро» и ЕЖК, но 12 ноября генеральный директор комбината и два его заместителя согласились продать холдингу свои 34% акций (25,29% принадлежали Владимиру Веселову, 4,5% – его сыну, работающему на комбинате инженером планово-экономического отдела). Сделка состоялась в минувшую пятницу. Как говорит Владимир Петрович, к этому шагу его подтолкнул естественный ход событий: Такие холдинги – прогрессивная форма организации производства: минимизация расходов и большие возможности для привлечения кредитов. Самое главное в том, что они включают в свою структуру все звенья – от первичной переработки сырья до оптовой, а то и розничной торговли. Одиночному предприятию, даже нашему, конкурировать с такими монстрами все труднее и труднее.

Пакет акций, проданный Армавирскому заводу, повис в воздухе: его собственник умер, а сам завод перешел в управление к агрохолдингу «Букет» (он объединяет Саратовский и Новосибирский жиркомбинаты, пять маслозаводов и элеватор в Саратовской области). Государство не продает свой пакет и в этом году. Остальные акции – почти все – теперь у «Русагро». Эксперты подсчитали, что с приобретением ЕЖК холдинг приберет к рукам 12% российского масложирового рынка. По некоторым данным, комбинат контролирует сегодня более 70% масложирового рынка Свердловской области и более 40% – Уральского региона. В прошлом году предприятие выпустило 239,5 тыс. т майонеза (15% российского производства) и 16 тыс. т маргарина (3%); за первые полгода 2003 г. – 17,5 тыс. т (14,5%) и 8,5 тыс. т (3,5%) соответственно. К концу года комбинат сделает 61-62 тыс. т продукции на $55 млн. Чистая прибыль составит более $5 млн. Приобретение комбината «Русагро» все расценивают как большую удачу.

На масложировом рынке холдинг продвигает торговые марки «Аведовъ», «Марио» и «Вкусная почта», но за пределами Краснодарского края они неизвестны. Майонеза «Марио», по подсчетам Владимира Веселова, «Русагро» выпускает пока всего 400 т в месяц. У ЕЖК есть свой бренд «Щедрое лето» – за пределами Урала и Сибири его тоже никто не знает. Не исключено, что теперь «Щедрому лету» придется потесниться, уступив половину тоннажа «Марио». Позже, когда холдинг увеличит объемы производства, один из брендов выйдет на федеральный уровень. Останется ли к тому времени Веселов на прежней должности, сказать наверняка нельзя. Есть мнение, что новый собственник поменяет на комбинате управленческую команду. Нынешний гендиректора говорит, что готов к любому исходу событий, но пока руководство холдинга «Русагро» просило его остаться.


Другие материалы по теме: