Перспективы «Единой России» в Свердловской области
Партия, не отстаивающая интересы местных элит, не может рассчитывать на поддержку на региональных выборах.
Менее чем через 4 месяца состоятся выборы в Законодательное собрание Свердловской области. Ротации будет подвергнута половина депутатов Областной Думы. Согласно федеральному законодательству, вступить в предвыборную борьбу смогут только федеральные партии или блоки с их участием.
Ещё недавно эксперты предполагали, что за места в Областной Думе будут бороться, в основном, местные отделения крупных федеральных партий, получившие поддержку со стороны региональных элит. Но ситуация, складывающаяся в последние месяцы в нынешнем составе нижней палаты областного парламента, заставляет предположить, что местные экономические и политические элиты откажутся от поддержки федеральных партий на региональных выборах. Причины скрываются в ловушках для региональных элит, которые таит в себе подобный союз.
Ловушка «партии власти»
Любая политическая партия существует для реализации ее членами своих проектов социального переустройства общества. Здесь политологи отмечают первую и главную разницу между создаваемыми сверху «партиями власти» и всеми другими политическими организациями: «партия власти» создается «сверху» и с единственной целью – обеспечить существующей в обществе правящей верхушке гарантию сохранения ее положения и видимость общественной поддержки таковой.
Партия власти может быть вполне народной и искренней, но только до тех пор, пока в её структуры не инкорпорируются элиты, заинтересованные не в продвижении государственной идеологии, а в сохранении своих старых привилегий в новых условиях. Политический коллапс ожидает партию в том случае, когда подобные функционеры получают реальный контроль над деятельностью подразделений партии, в том числе – и её региональных отделений.
Фатальным шагом для «Единства», «партии власти», созданной перед прошлыми выборами в Государственную Думу, стало объединение с блоком «Отечество – Вся Россия».
Стоит вспомнить, что «Единство» создавалось на базе ориентированных на сильный федеральный центр региональных и федеральных элит, в то время как «Отечество» с самого начала было партией высокопоставленной и успешной региональной бюрократии. В условиях огромной популярности Владимира Путина, никакой необходимости смешивать новую силу в обществе – пропрезидентское «Единство» – с деморализованным и проигравшим «Отечеством» не было. Но устоявшиеся ельцинские бюрократические элиты смогли провести такое объединение, которое стало первой крупной победой старой системы над попытками Путина изменить общество.
Слияние двух партий, в первую очередь, отразилось на политической жизни в регионах. Не секрет, что структура политического пространства в большинстве развитых субъектов федерации принципиально схожа: существует устоявшаяся бюрократическая элита, стоящая у власти, ей противостоят оппозиционные экономические и политические силы, стремящиеся к переопределению властных полномочий или защите собственных позиций от посягательств тех, кто находится у власти.
Также стоит отметить, что в период становления «партии власти» особо деятельное, в том числе – и материальное участие в формировании ее региональных отделений приняли именно оппозиционные элиты, что, само по себе логично: оппозиционные элиты полностью разделяли цели, декларируемые партией (построение властной вертикали ограничение самовластия местных «царьков», создание единых «правил игры» для всех участников рынка). Но после того, как в регионах «партия власти» от сотрудничества с идеологически близкой оппозицией переориентировалась на поддержку местной правящей бюрократической верхушки, ситуация кардинальным образом изменилась.
Для правящих элит инфильтрация в «Единую Россию» – это возможность упрочить собственную власть и еще один повод нейтрализовать оппозицию, прикрывшись партбилетом.
Но возникает вопрос – согласится ли оппозиция отказаться от своих амбиций и планов только потому, что «партия власти» сделала ставку на действующую региональную власть? Очевидно, что нет – оппозиция не откажется от борьбы за собственные интересы. Практика показывает, что в случае смены правящей элиты, «партия власти» моментально переиграет свои позиции и сделает ставки на новых хозяев положения, согласившись со всеми обвинениями в адрес прошлой и свалив всю вину на московских кураторов «взбунтовавшегося» региона. В этой связи нынешняя «партия власти» – это не средство удержания или завоевания власти, а еще один ее символ.
Таким образом, любые интриги внутри «партии власти», призванные повлиять на расстановку сил в ней, обречены на провал: внутри этой структуры самый веский аргумент – наличие власти. Находящиеся у рычагов управления элиты неизбежно окажутся победителями в любом случае и, напротив, даже высокие внутрипартийные посты не спасут оппозиционеров от постепенного выведения их за рамки партийных структур.
Таким образом, борьба с существующей в регионе властью внутри «партии власти» заведомо обречена на неуспех и участие в этой борьбе – ловушка, сковывающая активность оппозиционных элит в реальной борьбе за лидирующее положение.
Ловушка федеральной партии
Главная проблема любой крупной централизованной партии, причем не обязательно «партии власти» – это чрезвычайно широкие полномочия федерального руководства, которое имеет возможности оказывать существенное влияние на политику регионального отделения, зачастую – безо всякого внимания к позиции членов местного отделения и интересам стоящих за ними региональных элит. В критической ситуации воля руководства может спутать все карты местному партийному активу. Интересы крупных партий тесно связаны с борьбой на федеральном уровне и проблемы во взаимоотношении местных элит между собой однозначно будут принесены в жертву «высшим партийным интересам». При этом региональное отделение оказывается перед выбором: блюсти интересы стоявшей за ним изначально оппозиционной элиты или выполнять решение партии.
Примером может служить ситуация, сложившаяся в Областной думе Законодательного Собрания Свердловской области, когда неожиданное изменение мнения федерального руководства партии привело к конфликту интересов политсовета регионального отделения, оказавшегося в прямой зависимости от московского начальства, и думской фракции, по-прежнему отстаивающей интересы тех элит, которые провели её в думу.
Сама возможность возникновения подобных казусов, значительно снижает интерес региональных политических сил (как оппозиционных, так и находящихся «у власти») к идее продвигать в местные органы законодательной власти отделения крупных федеральных партий. Эксперты полагают, что на предстоящих выборах интерес к таким партиям будет относительно невысок.
Перспективы
Очевидно, что в ситуации, созданной новым федеральным законодательством о выборах, допускающим к участию в избирательных кампаниях в регионах только федеральные политические партии, местным политическим и экономическим элитам, желающим создать собственную контролируемую фракцию в областной думе, придется отказаться от достаточно заманчивых планов поставить на региональное отделение «партии власти» или другой крупной федеральной структуры, неспособной отстоять их интересы. Политические силы заинтересованы в представительстве в региональных органах законодательной власти, способной быть независимой от внешних факторов в виде «московского политсовета» и «решений партсъездов». Это должна быть «карманная партия», или, скорее, партийный блок, который будет отстаивать интересы тех, кто привел его в думу. При этом ресурсов местных элит вполне должно хватить для того, чтобы сделать свою фракцию полностью независимой от федерального руководства «политического карлика». Более того, в случае, если в Областную думу пойдет не отдельная партия, а блок, в который объединятся региональные отделения федеральных структур, то контроль над ним будет осуществлять только те, кто за ним стоит.
Поиск и создание партий и блоков, способных пройти в Областную Думу, уже в ближайшее время может стать одной из основных задач политических и экономических структур, оппозиционных действующей областной власти.
Впрочем, столь же очевидно, что услугами «партии власти» или другой крупной политической партии на предстоящих выборах не воспользуется и Эдуард Россель. Несмотря на то, что сейчас высшее партийное руководство делает ставку на союз с губернатором, у последнего нет никаких гарантий, что через некоторое время ситуация не изменится на диаметрально противоположную, и новая фракция «единороссов», созданная в думе под его эгидой, по приказу из Москвы не начнет голосовать против него. Учитывая опыт предыдущих кампаний, можно предположить, что Россель в очередной раз создаст на базе «Преображения Урала» очередной блок из ряда карликовых партий и сам поведет его на выборы.
Очевидно, что в такой ситуации в предстоящей кампании по выборам в облдуму ни «партия власти», ни другие крупные федеральные партии не будет востребованы ни одной из политических сил региона, и, вполне возможно, вообще не примут участия в выборах. В результате в областной думе в очередной раз сложится традиционная система: блоку Росселя будет противостоять несколько оппозиционных сил, а региональное отделение «партии власти» превратится в символическое представительство, несущее функции по созданию видимости существования пресловутой вертикали власти.
Менее чем через 4 месяца состоятся выборы в Законодательное собрание Свердловской области. Ротации будет подвергнута половина депутатов Областной Думы. Согласно федеральному законодательству, вступить в предвыборную борьбу смогут только федеральные партии или блоки с их участием.
Ещё недавно эксперты предполагали, что за места в Областной Думе будут бороться, в основном, местные отделения крупных федеральных партий, получившие поддержку со стороны региональных элит. Но ситуация, складывающаяся в последние месяцы в нынешнем составе нижней палаты областного парламента, заставляет предположить, что местные экономические и политические элиты откажутся от поддержки федеральных партий на региональных выборах. Причины скрываются в ловушках для региональных элит, которые таит в себе подобный союз.
Ловушка «партии власти»
Любая политическая партия существует для реализации ее членами своих проектов социального переустройства общества. Здесь политологи отмечают первую и главную разницу между создаваемыми сверху «партиями власти» и всеми другими политическими организациями: «партия власти» создается «сверху» и с единственной целью – обеспечить существующей в обществе правящей верхушке гарантию сохранения ее положения и видимость общественной поддержки таковой.
Партия власти может быть вполне народной и искренней, но только до тех пор, пока в её структуры не инкорпорируются элиты, заинтересованные не в продвижении государственной идеологии, а в сохранении своих старых привилегий в новых условиях. Политический коллапс ожидает партию в том случае, когда подобные функционеры получают реальный контроль над деятельностью подразделений партии, в том числе – и её региональных отделений.
Фатальным шагом для «Единства», «партии власти», созданной перед прошлыми выборами в Государственную Думу, стало объединение с блоком «Отечество – Вся Россия».
Стоит вспомнить, что «Единство» создавалось на базе ориентированных на сильный федеральный центр региональных и федеральных элит, в то время как «Отечество» с самого начала было партией высокопоставленной и успешной региональной бюрократии. В условиях огромной популярности Владимира Путина, никакой необходимости смешивать новую силу в обществе – пропрезидентское «Единство» – с деморализованным и проигравшим «Отечеством» не было. Но устоявшиеся ельцинские бюрократические элиты смогли провести такое объединение, которое стало первой крупной победой старой системы над попытками Путина изменить общество.
Слияние двух партий, в первую очередь, отразилось на политической жизни в регионах. Не секрет, что структура политического пространства в большинстве развитых субъектов федерации принципиально схожа: существует устоявшаяся бюрократическая элита, стоящая у власти, ей противостоят оппозиционные экономические и политические силы, стремящиеся к переопределению властных полномочий или защите собственных позиций от посягательств тех, кто находится у власти.
Также стоит отметить, что в период становления «партии власти» особо деятельное, в том числе – и материальное участие в формировании ее региональных отделений приняли именно оппозиционные элиты, что, само по себе логично: оппозиционные элиты полностью разделяли цели, декларируемые партией (построение властной вертикали ограничение самовластия местных «царьков», создание единых «правил игры» для всех участников рынка). Но после того, как в регионах «партия власти» от сотрудничества с идеологически близкой оппозицией переориентировалась на поддержку местной правящей бюрократической верхушки, ситуация кардинальным образом изменилась.
Для правящих элит инфильтрация в «Единую Россию» – это возможность упрочить собственную власть и еще один повод нейтрализовать оппозицию, прикрывшись партбилетом.
Но возникает вопрос – согласится ли оппозиция отказаться от своих амбиций и планов только потому, что «партия власти» сделала ставку на действующую региональную власть? Очевидно, что нет – оппозиция не откажется от борьбы за собственные интересы. Практика показывает, что в случае смены правящей элиты, «партия власти» моментально переиграет свои позиции и сделает ставки на новых хозяев положения, согласившись со всеми обвинениями в адрес прошлой и свалив всю вину на московских кураторов «взбунтовавшегося» региона. В этой связи нынешняя «партия власти» – это не средство удержания или завоевания власти, а еще один ее символ.
Таким образом, любые интриги внутри «партии власти», призванные повлиять на расстановку сил в ней, обречены на провал: внутри этой структуры самый веский аргумент – наличие власти. Находящиеся у рычагов управления элиты неизбежно окажутся победителями в любом случае и, напротив, даже высокие внутрипартийные посты не спасут оппозиционеров от постепенного выведения их за рамки партийных структур.
Таким образом, борьба с существующей в регионе властью внутри «партии власти» заведомо обречена на неуспех и участие в этой борьбе – ловушка, сковывающая активность оппозиционных элит в реальной борьбе за лидирующее положение.
Ловушка федеральной партии
Главная проблема любой крупной централизованной партии, причем не обязательно «партии власти» – это чрезвычайно широкие полномочия федерального руководства, которое имеет возможности оказывать существенное влияние на политику регионального отделения, зачастую – безо всякого внимания к позиции членов местного отделения и интересам стоящих за ними региональных элит. В критической ситуации воля руководства может спутать все карты местному партийному активу. Интересы крупных партий тесно связаны с борьбой на федеральном уровне и проблемы во взаимоотношении местных элит между собой однозначно будут принесены в жертву «высшим партийным интересам». При этом региональное отделение оказывается перед выбором: блюсти интересы стоявшей за ним изначально оппозиционной элиты или выполнять решение партии.
Примером может служить ситуация, сложившаяся в Областной думе Законодательного Собрания Свердловской области, когда неожиданное изменение мнения федерального руководства партии привело к конфликту интересов политсовета регионального отделения, оказавшегося в прямой зависимости от московского начальства, и думской фракции, по-прежнему отстаивающей интересы тех элит, которые провели её в думу.
Сама возможность возникновения подобных казусов, значительно снижает интерес региональных политических сил (как оппозиционных, так и находящихся «у власти») к идее продвигать в местные органы законодательной власти отделения крупных федеральных партий. Эксперты полагают, что на предстоящих выборах интерес к таким партиям будет относительно невысок.
Перспективы
Очевидно, что в ситуации, созданной новым федеральным законодательством о выборах, допускающим к участию в избирательных кампаниях в регионах только федеральные политические партии, местным политическим и экономическим элитам, желающим создать собственную контролируемую фракцию в областной думе, придется отказаться от достаточно заманчивых планов поставить на региональное отделение «партии власти» или другой крупной федеральной структуры, неспособной отстоять их интересы. Политические силы заинтересованы в представительстве в региональных органах законодательной власти, способной быть независимой от внешних факторов в виде «московского политсовета» и «решений партсъездов». Это должна быть «карманная партия», или, скорее, партийный блок, который будет отстаивать интересы тех, кто привел его в думу. При этом ресурсов местных элит вполне должно хватить для того, чтобы сделать свою фракцию полностью независимой от федерального руководства «политического карлика». Более того, в случае, если в Областную думу пойдет не отдельная партия, а блок, в который объединятся региональные отделения федеральных структур, то контроль над ним будет осуществлять только те, кто за ним стоит.
Поиск и создание партий и блоков, способных пройти в Областную Думу, уже в ближайшее время может стать одной из основных задач политических и экономических структур, оппозиционных действующей областной власти.
Впрочем, столь же очевидно, что услугами «партии власти» или другой крупной политической партии на предстоящих выборах не воспользуется и Эдуард Россель. Несмотря на то, что сейчас высшее партийное руководство делает ставку на союз с губернатором, у последнего нет никаких гарантий, что через некоторое время ситуация не изменится на диаметрально противоположную, и новая фракция «единороссов», созданная в думе под его эгидой, по приказу из Москвы не начнет голосовать против него. Учитывая опыт предыдущих кампаний, можно предположить, что Россель в очередной раз создаст на базе «Преображения Урала» очередной блок из ряда карликовых партий и сам поведет его на выборы.
Очевидно, что в такой ситуации в предстоящей кампании по выборам в облдуму ни «партия власти», ни другие крупные федеральные партии не будет востребованы ни одной из политических сил региона, и, вполне возможно, вообще не примут участия в выборах. В результате в областной думе в очередной раз сложится традиционная система: блоку Росселя будет противостоять несколько оппозиционных сил, а региональное отделение «партии власти» превратится в символическое представительство, несущее функции по созданию видимости существования пресловутой вертикали власти.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |