«Деловой квартал» и Антон Казарин рассказывают про «Валютный интерес к товару»

15 декабря 2003 (07:46)

На Уральской региональной валютной бирже (УРВБ) состоялись первые товарные торги – продукцией машиностроения. Специалисты утверждают, что вокруг товаров можно сформировать такой же цивилизованный биржевой рынок, как вокруг валюты или акций. Поэтому стремятся сделать торги регулярными. Но на пути к цивилизованности, как обычно в России, стоят чиновники и монополисты.

В начале декабря «беловоротничковые» ряды дилеров и брокеров УРВБ разбавили покупатели и продавцы «цвета хаки» – в торгах товарной секции биржи участвовали ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил), ЗАО «Уральская бронетанковая техника» (Нижний Тагил) и ООО «УралИжСервис» (Ижевск). Объем торгов составил 29 113 772 руб., всего заключено 22 сделки.

Как рассказал «ДК» вице-президент УРВБ Максим Костарев, инициатива организации торгов исходила от самой биржи: Мы провели переговоры с руководством Уралвагонзавода и быстро нашли точки соприкосновения. УВЗ предложил нам весь перечень продукции – около 1 тыс. наименований. Совместно мы отобрали 44 наименования и попробовали торговать. На мой взгляд, получилось неплохо. Уралвагонзавод – одно из крупнейших предприятий машиностроения, его продукцию покупают все.

Идею заняться товарными рынками УРВБ «подкинуло» правительство. Изначально предполагалось, что здесь будут торговать зерном. В конце 2001 г., когда на рынке появился излишек зерна, российские власти решили провести масштабные закупки в государственный фонд. В Екатеринбурге оператором так называемых зерновых интервенций выбрали валютную биржу, обладающую необходимым оборудованием и персоналом. Опыт оказался успешным – всего с 13 ноября 2001 г. по 22 января 2002 г. на УРВБ заключили 110 сделок, объем торгов составил 450 356 300 руб. (268 300 т).

Наряду с УРВБ развивать свою товарную секцию начала Екатеринбургская фондовая биржа, испытывающая серьезный недостаток финансовых инструментов – фондовики разработали механизм торговли форвардными контрактами на поставку нефтепродуктов. Тестовые торги провели в октябре 2002 г., а с июня нынешнего года они стали регулярными. Координатором и исполнителем проекта выступила инвестиционно-финансовая группа «Аккорд-Инвест», подготовительный этап профинансировала компания «Сибнефть». Кстати, от нее и исходила инициатива организации биржевых торгов нефтепродуктами.

Товарные проекты биржевиков привлекли внимание правительства. 2 апреля 2002 г. свердловский министр экономики и труда Галина Ковалева провела на УРВБ выездное заседание министров. Тогда чиновникам продемонстрировали возможности программного обеспечения будущей товарной секции.

Плюсы биржевой торговли для экономики и предприятий области понятны. Во-первых, только на бирже создается рыночный механизм ценообразования на оборачивающиеся товары. Во-вторых, правила биржевых торгов прозрачны и понятны, чего не скажешь о требованиях большинства конкурсов и тендеров, в которых приходится участвовать поставщикам. Наконец, торги на руку государству – министерства и ведомства избавляются от хлопот с организацией конкурсных комиссии, рассмотрением заявок и т. д.

Однако, несмотря на все плюсы, товарные прожекты бирж развиваются не слишком успешно. Весной 2002 г. вице-президент УРВБ по связям с общественностью Елена Яшина предположила в разговоре с корреспондентом «ДК», что в нынешнем году будут проходить постоянные «зерновые» торги – «создана вся инфраструктура, проинформированы участники рынка, проведены необходимые консультации, отлажена электронная система онлайн-торгов». До сих пор этого не произошло. По словам Максима Костарева, после удачного опыта с УВЗ на биржу поступает много предложений от других предприятий-производителей, в частности машиностроителей и пищевиков. Но назвать это полноценной биржевой торговлей можно лишь с большой натяжкой – продавец всего один, и говорить о формировании какой-либо адекватной рыночной цены не приходится. УРВБ в этом случае выступает, скорей, как новый канал сбыта крупного предприятия.

На ЕФБ, по словам руководителя отдела листинга Андрея Татьянникова, торги идут с интервалом два раза в месяц, однако обороты не увеличиваются даже по сравнению с началом работы. Операторы нефтяного рынка также говорят о недостатке продавцов. Тимофей Зинкин, коммерческий директор фонда «Урал-бизнес-нефть»: Нефтяная биржа, на мой взгляд, ничего нам не дает. Я знаю, что с противной стороны торгует только «Сибнефть», контролирующая больше половины местного бензинового рынка. О каком конкурентном предложении можно говорить? Ни к чему это не приведет, пока на биржу не придут другие поставщики.

Специалисты надеются, что новый толчок развитию товарных рынков дадут закупки товаров для больниц, школ и других государственных и муниципальных учреждений. Первый шаг уже сделан – в августе в постановление областного правительства 97ПП «Об организации исполнения действующего законодательства при проведении закупок продукции для государственных нужд» внесли изменения, позволяющие переводить всю процедуру на биржи. Осталось только убедить чиновников в необходимости открыто проводить госзакупки. Пока из всех муниципальных образований ГСМ для котельных на конкурсной основе приобретают только Екатеринбург, Краснотурьинск и Талица. Максим Костарев: Сейчас многие товарные биржи пытаются организовать рынки, но ничего толкового не получается. Я считаю, государство должно сыграть свою роль. Закон о биржах и биржевой торговле от 1992 г. морально устарел, его надо переделывать. Для проведения зерновых интервенций просто приняли постановление за подписью Касьянова. А сейчас необходим документ в статусе закона. Помимо этого, нужно еще и время. По словам г-на Костарева, на УРВБ занимаются валютными торгами с 1992 г. А более-менее развитый рынок получили только сейчас – в 2003 г.


Другие материалы по теме: