«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова сообщают, что «Газпрому» выставят счет за Ямал»

24 декабря 2003 (10:10)

Вчера начальник департамента транспорта, связи, строительства и эксплуатации дорог ЯНАО Олег Монастырных сообщил «Ъ» о том, что «Газпром» заявил о своей готовности войти в акционерный капитал компании. Его участие поможет решить вопрос привлечения финансов в строительство железнодорожной инфраструктуры на Ямале. Однако пока детали участия «Газпрома» в ямальском проекте не определены. Это можно будет сделать по результатам работы рабочей группы, о создании которой было принято решение на недавнем совете директоров ЯЖК.

ОАО «Ямальская железнодорожная компания» было зарегистрировано в Новом Уренгое в сентябре 2003 года. Его акционерами выступили администрация ЯНАО (45%), Свердловская железная дорога (45%) и ямальский грузоперевозчик — ОАО «Севтюменьтранспуть» (10%). По данным в руководстве самой компании, величина уставного капитала на сегодняшний день составляет 10 млн руб. ЯЖК объединяет всю железнодорожную инфраструктуру Ямала, создана для эксплуатации уже имеющихся и строительства новых железнодорожных путей.

На сегодняшний день одной из основных интриг проекта ЯЖК являются позиции «Газпрома». Как уже писал «Ъ», у газового монополиста есть планы по освоению Ямала. И для разработки и эксплуатации месторождений необходима развитая транспортная инфраструктура, которая бы охватывала самые отдаленные участки полуострова. С другой стороны, проблема в том, что сама программа комплексного освоения Ямала до сих пор не принята. Не так давно правительство РФ направило ее на доработку в «Газпром». Более того, федеральные власти уже делали заявления относительно альтернативных способов использования углеводородного топлива. В частности, говорилось о том, что экономичнее было бы приобретать газ в Средней Азии и развивать малые месторождения. Сам «Газпром» либо отмалчивался, либо давал туманные комментарии по поводу своей заинтересованности в проекте. Все это вместе взятое вызывало неуверенность наблюдателей в том, что «Газпром» согласится выступить инвестором ямальского проекта. Сами его организаторы утешали себя тем, что в случае отказа со стороны газовиков можно было бы привлечь нефтяные компании, такие как «Лукойл» и «Сибнефть».

Позавчера в Ноябрьске прошло собрание совета директоров ЯЖК, на котором обсуждались вопросы относительно будущего компании, а также участия в этом будущем «Газпрома». Как рассказал корреспонденту «Ъ» участник этого совещания начальник департамента транспорта, связи, строительства и эксплуатации дорог администрации ЯНАО Олег Монастырных, представитель «Газпрома» в лице заместителя начальника управления транспортом Юрий Пахомов заявил о согласии концерна войти в капитал ЯЖК. По словам господина Монастырных, Юрий Пахомов мотивировал свой ответ тем, что «Газпром» заинтересован в завершении строительства железнодорожных веток от Уренгоя на Ямбург и Надым.

Акционеры заседания расценили этот ответ как окончательное согласие «Газпрома» выступить инвестором проекта. В пользу этого мнения говорит принятое решение о создании рабочей группы. По словам Олега Монастырных, эта группа должна сделать оценку объектов незавершенного строительства, необходимую для этого сумму инвестиций и, соответственно, долю участия газовиков в капитале ЯЖК. «В конце первого квартала следующего года эта группа должна завершить свою работу», — отметил он.

В самом «Газпроме» намерение принять участие в проекте подтвердили, однако раскрыть свои планы по ямальскому проекту отказались. Как заявили «Ъ» в пресс-службе «Газпрома», «все будет зависеть от тех условий, которые нам предложат».

Между тем, по сведениям «Ъ», предполагается уступить газовикам 30%-ный пакет акций ямальской железнодорожной компании. Как рассказал «Ъ» источник ямальской администрации, это возможно благодаря переуступке «Газпрому» своих пакетов СвЖД и самой администрации. Что касается миноритарного акционера в лице ОАО «Севтюменьтранспуть», то, как ожидается, его доля должна остаться без изменения.

«Ъ» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: