Рынок сотовой связи: итоги года

Для рынка услуг операторов сотовой связи 2003 год стал периодом экстенсивного роста.

Прошедший год стал периодом роста рынка сотовой связи в Свердловской области.

Так, старейший оператор сотовой связи стандарта GSM, предоставляющий свои услуги на территории области – компания «Уралтел» – за год увеличила число своих абонентов в три раза. Если на 1 января 2003 года общее число абонентов компании составляло порядка 150 тысяч, то в середине четвертого квартала руководство этого оператора объявило о подключении 400 тысяч абонентов. Специалисты компании полагают, что, с учетом предновогодних продаж, к началу января 2004 года общее число клиентов Уралтела превысит 450 тысяч человек, из которых порядка 85 тысяч – за пределами Екатеринбурга.

Вторую позицию по количеству клиентов занимает компания «Екатеринбург-2000», работающая под торговой маркой «Мотив» в стандартах GSM и D-AMPS. На 1 декабря 2003 года количество её абонентов превысило 172,8 тысячи человек, и, по мнению экспертов компании, уже к концу январских праздников это значение может составить 200 тысяч абонентов. Следует отметить, что в этом случае число клиентов компании за год увеличится в 5 раз.

Третье место в области по числу абонентов занимает компания «Уральский Джи Эс Эм», работающая под торговой маркой «Мегафон». По подсчетам экспертов, на территории Среднего Урала она обслуживает не менее 150 тысяч клиентов.

Таким образом, всего за прошедший год число абонентов сотовой связи наиболее популярного стандарта GSM (на него приходится более 90% подключенных абонентов в Свердловской области) увеличилось с 200 до 800 тысяч человек, то есть в 4 раза.

Положение на рынке

В то же время эксперты отмечают, что в 2003 году не наблюдалось столь резких изменений в тарифной политике, какие были отмечены в конце предыдущего года (напомним, что в результате так называемых «тарифных войн» менее чем за 4 месяца средняя стоимость минуты разговора сократилась почти в три раза, а стоимость подключения снизилась со 100 долларов до нуля). На протяжении текущего года практически не произошло изменения стоимости минуты разговора (в среднем, на различных тарифах произошло снижение её реальной стоимости в пределах 1,1-1,8 раза).

Новые тарифы, введенные сотовыми операторами на протяжении года, также не представляли собой каких-либо значительных сдвигов в сторону удешевления стоимости минуты разговора. Они были призваны скорее помочь клиенту скорректировать свои траты в зависимости от характера и продолжительности его обычных звонков.

С другой стороны, на протяжении 2003 года значительно снизилась, а по некоторым тарифам вообще исчезла плата, взимаемая за дополнительные услуги, предоставляемые операторами сотовой связи – SMS, голосовой почты, различные операции со счетом клиента, роуминг.

Эксперты связывают такую тарифную политику сотовых операторов с экстенсивным характером развития рынка сотовой связи в регионе. Для этапа экстенсивного развития характерна далекая от предельной насыщенность потенциального рынка (общая емкость рынка Екатеринбурга оценивается в 800 тысяч номеров, Свердловской области – в 1200 тысяч: это означает, что рынок исчерпан менее, чем на две трети). В связи с этим конкуренция между основными участниками рынка ведется за подключение новых абонентов, а не за привлечение клиентов других компаний (в общем объеме подключений их доля составляет не более 5%).

Дополнительным фактором, сдерживавшим падение тарифов в течение года, являлась ограниченная емкость сетей основных операторов. Технические возможности сотовых компаний – прежде всего, мощность базовых станций – не позволяли осуществлять привлечение клиентов свыше определенного лимита, обусловленного скоростью развития технической инфраструктуры компании. В таких условиях обострение конкурентной борьбы и привлечение дополнительных абонентов просто не выгодно для компаний, что также не способствует изменению уровня тарифов.

Тенденции

Одной из основных тенденций, определявших развитие систем сотовой связи в Свердловской области в 2003 году, стало резкое увеличение числа базовых станций, предпринятое всеми основными операторами. С одной стороны, это увеличение было призвано улучшить качество приема сигнала в Екатеринбурге (на него приходится более 70% всех установленных станций), с другой – увеличить зону покрытия по Свердловской области, путем включения в неё как всех основных населенных пунктов Среднего Урала, так и большей части главных дорог области.

Так, самой разветвленной сетью на данный момент обладает Уралтел: число его станций превышает 160 штук диапазоном 900 и 1800 мГц, в течение года оно увеличилось в 2 раза. Более чем в 2,5 раза выросло количество базовых станций «Мотива» и «МегаФона». За год сетью базовых станций были покрыты практически все города области с населением более 50 тысяч человек, значительная часть основных автотрасс области.

Практически всеми компаниями, присутствующими на рынке сотовой связи региона, в течение года были налажены договорные отношения с другими российскими и крупными иностранными сотовыми компаниями, позволившие обеспечить уральских клиентов приемлемым уровнем роуминга по России и в основных регионах мира.

Несмотря на относительный паритет в области организации роуминга, эксперты отмечают, что, по результатам ряда независимых тестов, выгодное положение в данной отрасли принадлежит сети «МегаФон». Это объясняется, в первую очередь, следующим образом: в отличие от Уралтела и «Мотива», «МегаФон» является частью федеральной сотовой компании, что облегчает для нее установку роуминга внутри страны и за её пределами.

Новый оператор

1 декабря 2004 года на рынок сотовой связи Свердловской области вышла компания «ВымпелКом», работающая под торговой маркой «БиЛайн» – второго по величине оператора сотовой связи в России. Число его абонентов превышает 10,6 миллиона человек.

Два тарифа, с которыми «БиЛайн» вышел на уральский рынок, далеки от предсказываемого многими экспертами начала очередного витка «тарифных войн»: при относительно низкой стоимости внутрисетевых звонков они обнаруживают достаточно высокую стоимость связи со стационарными телефонами.

Вкупе с небольшим числом базовых станций (на данный момент их 35, в то время как у Уралтела – 160), это позволяет утверждать, что компания в настоящее время не стремится, да и не может принимать серьёзное участие в борьбе за передел местного рынка сотовой связи. По всей видимости, в цели «ВымпелКома» входит скорее утверждение своего присутствия на определенной территории, в том числе и для обеспечения собственного роуминга в Уральском регионе. Эксперты полагают, что в ближайшее время компания может рассчитывать не более чем на 3-5% от общего числа абонентов Свердловской области, но ситуация может серьезно измениться с развитием сети «Вымпелкома» и переходом от экстенсивной модели развития рынка к интенсивной.

Однако в настоящее время единственными конкурентными преимуществами федерального оператора являются качественный роуминг и предоставление такой услуги, как MMS, поддержка протокола GPRS. Остальные сотовые компании, работающие в Свердловской области, не предоставляют подобной услуги, позволяя выходить в Интернет только в формате WAP-протокола, который стоит дороже и дает возможность пользоваться только сайтами, специально предназначенными для владельцев сотовых телефонов. Однако следует отметить, что подобная услуга будет востребована только владельцами достаточно дорогих телефонов, поддерживающих этот формат, а таких не более 7% от общего числа абонентов.

Перспективы

Из основных тенденций, которые ожидаются на рынке услуг сотовой связи Свердловской области, прежде всего, следует отметить предполагаемое снижение цен на все услуги с 1 января 2004 года на 7%. Оно связано с отменой взимания налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Так как обычно в прайс-листах компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, тарифы указываются без НДС, их клиентам будет легко убедиться в удешевлении данного вида услуг.

Также в 2004 году ожидается существенное расширение возможностей сотовой связи. Помимо SMS сообщений и WAP-протокола, позволяющего выходить с сотового телефона в Интернет, ожидается внедрение услуги MMS-сообщений.

«Несомненно, эта услуга будет востребована нашими абонентами, – считают в компании «Уралтел». – Спрос на услугу существует, компания располагает данными маркетинговых исследований, которые говорят о том, что пользователи ждут как сам GPRS – передачу данных, так и дополнительные сервисы, основанные на нем: WAP через GPRS, обмен ММS».

Как отмечают в компании Уралтел, появление этой услуги произойдет после внедрения технологии GPRS, которое намечено на 2004 год. К середине года подобные технологии, по всей видимости, начнут внедряться и другими компаниями: о такой возможности заявили представители сети «Мотив».

Что касается тенденций развития рынка, то они, по мнению экспертов, будут следующими: в первые месяцы 2004 года продолжится экстенсивное развитие рынка за счет привлечения новых клиентов. Влияние нового оператора – сети «БиЛайн» – по всей видимости, не окажет серьезного влияния на рынок (что объясняется, в первую очередь, малой емкостью его сетей и ограниченностью охвата). Конкуренция между основными операторами останется на сегодняшнем уровне или незначительно усилится.

Но, если в будущем году сохранятся существующие темпы прироста числа абонентов (порядка 100 тысяч в месяц), то уже к концу первого квартала 2004 года рынок будет практически полностью заполнен. Такая ситуация уже сложилась на многих развитых рынках сотовой связи, прежде всего, в Европе (в некоторых странах проникновение превышает 100%, то есть на каждого жителя страны приходится более чем 1 сотовый телефон), и в первой половине следующего года ожидается в крупнейших мегаполисах России.

При таком развитии событий основные операторы рынка будут вынуждены перейти от экстенсивного метода работы, ориентированного на постоянное привлечение все нового числа клиентов, в первую очередь, из числа ранее не имевших телефона, к интенсивному, одной из основных черт которого станет борьба за лояльность своих клиентов с одновременным стремлением привлечь к себе абонентов конкурирующих операторов.


Другие материалы по теме: