Владимир Черкашин: Банк должен учитывать потребности клиентов

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин.

– Владимир Алексеевич, сегодня банки все больше внимания уделяют развитию розничной сети. Какие шаги предпринимаются Уральским банком в этом направлении?

– Работа с населением является традиционным направлением деятельности Сберегательного банка. Вклады физических лиц в Уральском банке Сбербанка России на 1 ноября 2003 года составили около 48 миллиардов рублей. Количество открытых счетов физических лиц превысило 19,5 миллиона единиц. Одним из активно развивающихся направлений деятельности банка в 2003 году стало потребительское кредитование. Этой услугой воспользовалось более 300 тысяч человек.

В истекшем году удалось достичь существенных результатов в части кредитования физических лиц. Кредитный портфель физических лиц вырос более чем на 5 миллиардов рублей и составил 10,3 миллиарда рублей. Более 300 тысяч человек воспользовались услугой потребительского кредитования.

В настоящее время банк предоставляет 8 видов кредитов населению. Самый популярный вид кредитования – это кредитование на неотложные нужды, объем которого составляет около 90% кредитов, выданных физическим лицам в Уральском банке Сбербанка России.

Услуга предоставления кредитов населению востребована на рынке, поэтому мы приближаем ее к потребителю: банк активно увеличивает количество точек, осуществляющих кредитование частных клиентов.

В 2003 году Уральский банк Сбербанка России сделал определенный шаг в развитии кредитования строительства и приобретения жилья для населения. Сейчас такой кредит можно получить на срок до 15 лет. Кроме того, дальнейшее развитие имело связанное кредитование, когда банк кредитует крупные покупки населения при наличии договора с торговой точкой, где производится покупка. Банк предлагает также образовательный кредит на обучение на дневном отделении в среднем или высшем учебном заведении. По данному виду кредита заемщиком может выступать как сам студент, так и его ближайшие родственники.

Население активно пользуется возможностями, предоставляемыми Сбербанком. Спрос на потребительские кредиты велик, поэтому банк постоянно увеличивает количество работников, занимающихся обслуживанием населения.

В рамках расширения объемов услуг населению Уральский банк Сбербанка России развивает сеть банкоматов. За период с октября 2002 года по октябрь 2003 года было установлено 58 новых банкоматов. Расчеты за товары и услуги с использованием банковских карт Сбербанка России осуществляются в 528 торгово-сервисных предприятиях на территории функционирования Уральского банка Сбербанка России. На сегодняшний день банк выпустил более 220 тысяч пластиковых карт.

Нужно сказать, что в Уральском банке Сбербанка России сегодня трудится более 16 тысяч человек в 125 отделениях. Наша сеть – это 1629 внутренних структурных подразделений на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан. Мы находимся во всех крупных городах и сельской местности. Все эти точки обслуживания работают, как единый механизм.

– Какие изменения произошли в Сберегательном банке за год в области кредитования предприятий? Увеличились ли объемы кредитования?

– Потребность в дополнительных оборотных средствах или инвестициях приводит предприятия, в первую очередь, в банки. При этом надо отметить, что, для обеспечения их потребностей, кредитное учреждение должно обладать возможностью предоставить значительные суммы на продолжительное время. Уральский банк Сбербанка России имеет такие возможности.

На сегодняшний день крупнейшими заемщиками банка являются ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «Торговый дом «Авто Урал», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ФГУП Комбинат «Электрохимприбор», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», ООО «Содействие», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО ВСМПО, ОАО «Гайский ГОК», ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» и др.

Количество счетов юридических лиц, обслуживающихся в Уральском банке, сегодня превышает 136 тысяч единиц. Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, составил в 2003 году более 25,7 миллиарда рублей.

Уральский банк Сбербанка России имеет возможность предоставлять и реально выдает предприятиям долгосрочные инвестиционные кредиты на срок до 5 лет. При поддержке банка в 2003 году был осуществлен ряд инвестиционных проектов на крупных предприятиях региона: на ОАО «Уралэлектротяжмаш» было профинансировано строительство газотурбинной теплоэлектростанции и цеха электрических преобразователей, ОАО «Уральские авиалинии» был приобретен еще один авиалайнер ТУ-154М.

Заявок на получение инвестиционных кредитов в банк поступает достаточно много. Клиенты банка могут столкнутся со сложностями при разработке документации. Тем не менее, компании, которые действительно заинтересованы в осуществлении своих планов, имеют реальную возможность получить кредит на развитие предприятия в Сбербанке.

Общая задолженность клиентов банка по инвестиционным проектам на конец 2003 года составляет порядка 1,3 миллиарда рублей. Мы надеемся, что и в текущем году этот продукт получит наибольшее развитие.

– Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке банковских услуг Свердловской области?

– Уральский регион по количеству кредитных организаций и их филиалов занимает четвертое место в Российской Федерации (после Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Дагестан). Следует также отметить наличие широкой сети точек обслуживания банков: общее количество филиалов, дополнительных офисов и операционных касс сегодня превышает 500 единиц.

Свердловская область, пожалуй, относится к одной из самых конкурентных в сфере банковских продуктов территорий России. Я полагаю, что она занимает по уровню конкуренции 2-3 место в стране.

В Свердловской области рыночная доля Сберегательного банка по разным продуктам неодинакова. По вкладам физических лиц в рублях она составляет около 50% вкладов на территории области, по объему выданных кредитов – около 25% (в том числе по кредитам, выданным физическим лицам – около 43%), по размещенным в банке средствам юридических лиц – более 20%. Доля Уральского банка Сбербанка России остается в целом стабильной.

Количество банков, находящихся на территории Свердловской области, превышает число кредитных организаций в других субъектах Уральского региона. В Екатеринбурге действуют банки, которые входят в число крупнейших в России по объему депозитов, привлеченных от физических лиц.

Для того, чтобы увеличить долю рынка, банки в Свердловской области проводят довольно агрессивную политику привлечения клиентов, в том числе физических лиц. Уральский банк Сбербанка России также предпринимает определенные действия в этом направлении. В частности, удержание лидерства в сфере денежных переводов мы связываем с развитием новой конкурентной услуги – срочного перевода за 24 часа, оптимально сочетающего скорость и стоимость оказания услуги.

Еще одним традиционным направлением работы Сбербанка, которое в настоящее время активно развивается в других банках, является прием коммунальных платежей населения. В рамках этого направления Сбербанк планирует расширение услуг.

Безусловно, Уральский банк обладает рядом объективных преимуществ по сравнению с другими кредитными учреждениями. Например, банк предоставляет один из самых больших лимитов максимального размера кредита на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков, низкие процентные ставки по кредитам. К преимуществам можно отнести значительную ресурсоемкость банка (достаточный объем долгосрочных ресурсов, необходимых для финансирования крупных инвестиционных проектов). Кроме того, Уральский банк Сбербанка России предоставляет клиентам возможность долгосрочного кредитования до 5 лет.

– Какими характеристиками, по вашему мнению, должен обладать современный банк?

– Современный конкурентоспособный банк должен уделять большое внимание развитию материально-технической базы, что предполагает наличие достаточных площадей для обеспечения комфортных условий обслуживания клиентов, в том числе VIP-клиентов, современный интерьер офисов, использование эффективных банковских технологий. То есть банк должен обеспечивать высокую скорость обработки документов, индивидуальный подход и максимальное внимание к клиенту, развитие комплекса технологий, связанных с обслуживанием клиентов. Эти факторы являются приоритетными в потребностях крупных и средних клиентов – юридических лиц, экономически активного населения, – которые заинтересованы в комплексном обслуживании, реализации различных проектов и индивидуальных расчетных схем.

Для предприятий малого бизнеса и основных категорий населения, в том числе пенсионеров, приоритетным фактором при выборе банка являются ценовые условия. В целом для населения достаточно значимый фактор – надежность и стабильность банка, а также доступность с точки зрения территориальной расположенности офиса.

Таким образом, для того, чтобы банк соответствовал требованиям рынка, он должен, в первую очередь, учитывать потребности различных категорий клиентов, обеспечивать высокий уровень предоставления услуг.

Уральский банк Сбербанка России активно инвестирует в качественный рост своего бизнеса. Объемы инвестиций на цели развития сегодня превышают 700 миллионов рублей в год. Банк осуществляет проекты строительства новых офисных зданий, развития телекоммуникаций, автоматизации операций, технической реконструкции помещений. Сегодня банк обладает огромным парком компьютерной техники – у нас около 14000 компьютеров, – объемы обновления которого очень высоки.

Банк расширяет и проводит усовершенствование парка инкассаторской техники: сегодня он составляет около 260 единиц бронированной техники. Кроме того, происходит развитие новых технологий. Например, на территории, где очень сложно работать небольшим операционным кассам, используются передвижные бронированные операционные кассы, тем самым обеспечивается обслуживание населения в удаленной местности.

– Каковы планы развития Уральского банка Сбербанка России в 2004 году?

– В первую очередь Уральский банк Сбербанка России продолжит наращивание объемов деятельности. Это касается и сферы кредитования, и расчетов, проводимых банком. Кроме того, в наступившем году банк планирует продолжить развитие и расширение филиальной сети, совершенствование технологической составляющей банковской деятельности, развитие сетей коммуникаций.

В планах на 2004 год – создание в Екатеринбурге центра эмиссии, который позволит улучшить качество обслуживания наших клиентов, ускорить процесс оформления и выдачи банковских карт. Мы станем четвертым банком в системе Сберегательного банка, который создаст собственный центр эмиссии международных карт.


Другие материалы по теме: