ОСАГО: Кому выгодна «автогражданка»

Обязательное страхование автогражданской ответственности не выгодно ни страховщикам, ни страхователям.

С 1 июля 2003 года в России вступил в действие закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. С 1 января отсутствие полиса ОСАГО считается нарушением закона и карается штрафом от 5 до 8 МРОТ. При этом, по заявлениям представителей страховых компаний, несмотря на то, что в декабре в страховых компаниях Екатеринбурга наблюдался наплыв желающих, не все автовладельцы приобрели полис ОСАГО.

Как заявили сотрудники филиала управления по Свердловской области компании «Росгосстрах», «сейчас спрос на полисы очень большой, однако, на наш взгляд, сегодня застраховалось не более 50% автовладельцев». Также они отметили, что, как только ГАИ ужесточит меры к автовладельцам, которые не имеют полиса ОСАГО, в отделениях страховых компаний вновь появятся очереди.

Страховщики

С момента вступления в силу закона об ОСАГО по декабрь 2003 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), произошло 36 тысяч страховых случаев, 22 тысячи из них урегулированы. Средняя выплата по страховому случаю составляет 27,5 тысячи рублей – в основном возмещаются расходы на ремонт автомобиля. При этом общий объем выплат страховщиков растет: так, в октябре 2003 года он увеличился на 20%.

По мнению представителей страховых компаний, обязательное страхование автогражданской ответственности не является для них выгодным занятием. «ОСАГО – не есть благо для страховых компаний, – заявляет исполнительный директор СК «Уралрос» Владимир Хвалько. – В ряде стран этот вид страхования убыточен, так как приток денежных средств в виде взносов много меньше, чем величина страховых выплат».

Начальник отдела продаж Уральской страховой палаты «ГУТА» Галина Бей считает, что закон о страховании автогражданской ответственности работает в пользу автовладельцев, для страховщиков этот вид страхования убыточен. «В первую очередь, это связано с тем, что для данного вида страхования компания должна набрать необходимый компенсационных пакет для выплат, а создается он из средств, которые были внесены автовладельцами за страховку. Сейчас ситуация такая, что у многих компаний не сформирован этот пакет, то есть пока приходится делать выплаты из собственных средств. Еще очень важный момент: страховка оформляется на сумму чуть больше 2 тысяч, а по договору идет возмещение средств и за причинение вреда здоровью, и за восстановление транспортного средства. Сумма выплат порой достигает максимальной установленной ставки – 400 тысяч рублей», – отметила Галина Бей.

«Страховая компания «Северная казна» заключила договоров по ОСАГО на десятки миллионов рублей. Страховые выплаты составили 3,25 миллиона рублей» – заявил генеральный директор СК «Северная казна» Владимир Меренков, подводя итоги действия закона об ОСАГО в октябре 2003 года. Он также отметил, что, согласно проведенным исследованиям, стоимость страхового полиса по ОСАГО на территории Свердловской области за этот период составила 1,5 тысячи рублей, а средняя выплата в области – 35-40 тысяч рублей.

«Средняя сумма выплат по обязательному страхованию превышает стоимость, на которую заключен договор, примерно в десять раз. В стоимость страхового полиса заложены очень значительные расходы: обслуживание полиса, ведение дела, сумма выплат предполагаемого ущерба», – добавляет начальник отдела общего страхования СК «Ермак» Юрий Сафронов.

«Опыт западных компаний показывает: бизнес в автостраховании является довольно невыгодным. Например, в Польше страхование в этой сфере появилось раньше, чем в нашей стране. В течение двух лет компании получали прибыль, но постепенно стали терпеть убытки.

Какое будущее ожидает страхование гражданской ответственности в России, станет ясно только со временем. У нашей компании уже было несколько страховых случаев выплат по «автогражданке». И они могут служить наглядным примером того, насколько это «выгодно»: один клиент оформил полис на сумму 1800 рублей, в течение месяца он 2 раза попадал в ДТП: по первому случаю выплаты составили 13 тысяч, по второму – 73 тысячи рублей», – отмечает директор Екатеринбургского представительства СК «Гамма» Михаил Телков.

Кроме того, значительные убытки, по словам представителей страховых компаний, приносят мошенники, занимающиеся подделкой полисов ОСАГО с целью их продажи или симулированием аварий для получения выплат от страховых компаний. «Мошенничество в страховании существует, и бороться с ним надо, как и с любым другим», – комментирует ситуацию на страховом рынке Свердловской области начальник центра страхования транспортных средств Екатеринбургского филиала ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» Екатерина Чистякова.

В то же время, страховщики утверждают, что страхование автогражданской ответственности полезно для расширения рынка страхования. Кроме того, введение этого законодательства преследует цели интеграции России в мировое сообщество.

«Мировая практика показывает, что в среднесрочной перспективе подобная деятельность приводит к выравниванию сумм взносов и выплат», – заявил генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков. По мнению Александра Меренкова, обязательное страхование необходимо компаниям, собирающимся долгое время оставаться на рынке, прежде всего, для воспитания у клиентов привычки покупать страховые продукты.

«Россия собирается вступать во ВТО и тесно сотрудничать с ЕС. Для этого необходимо получить «зеленую карту» по транспорту, которая предполагает существование в стране системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Если Россия получит «зеленую карту», наши автомобилисты смогут беспрепятственно передвигаться по Европе, а без закона об ОСАГО это невозможно», – считает менеджер центра обслуживания клиентов ООО «Евро-Азиатская страховая компания» Валентина Белошейкина.

Страхователи

С 1 января 2004 года сотрудники ГИБДД вправе взимать штрафы за отсутствие полиса обязательного автострахования. При этом, поскольку страхование автогражданской ответственности является обязательным, от того, что компания не смогла вовремя оформить полис, пострадает только она. «В нашей компании основными клиентами за последнее время стали юридические лица, так как руководители предприятий понимают, что в дальнейшем без полисов могут возникнуть проблемы. Среди физических лиц ажиотажа не наблюдается, и это закономерно, ведь у 30-35% физических лиц автотранспорт в зимний период находится на хранении в гараже. Можно ожидать, что первая «волна» многочисленных штрафов, от которой пострадают автовладельцы, начнется в феврале – марте 2004 года», – заявил директор СК «Уралрос» Владимир Хвалько.

Надо сказать, что страхование автогражданской ответственности, в первую очередь, актуально для тех предприятий, которые имеют значительный автопарк. При этом, некоторые организации страховали автогражданскую ответственность до вступления в силу закона об обязательном страховании. «Наше предприятие занимается грузоперевозками. Уже на протяжении двух лет мы страхуем автогражданскую ответственность, то есть еще до вступления в силу закона на нашем предприятии страхование по этому виду риска было важным, – заявил заместитель директора МУП «МЕГАП №3» Алексндр Лыжин. – За все это время мы не встречали отказов со стороны страховых компаний, на протяжении длительного времени сотрудничаем с компаниями «Северная Казна» и «Уралрос». В этом году наше предприятие выделило 300 тысяч рублей на приобретение полисов ОСАГО».

Однако для других предпринимателей с 2004 года страховка становится одной из новых статей затрат. По словам директора транспортного предприятия «Уралтеп – 2001», с которым на договорной основе работает Уралмашзавод, Сергея Кружалова, процесс страхования начался в июне 2003 года. «Всего наш парк насчитывает 150 машин. Когда происходила подготовка к страхованию, многие страховые компании выразили желание сотрудничать с нами. В результате мы заключили договора с двумя компаниями – «Уралрос» и «Росгосстрах», – отметил он.

Директор ООО «Такси-Город» Антон Каразневич так прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг страхования автогражданской ответственности на предприятии: «Такси-Город» объединяет порядка ста индивидуальных предпринимателей, водители были обязаны сами оформить полисы ОСАГО. Со стороны руководства был сделан шаг навстречу: в последнюю неделю прошедшего года в офис были приглашены агенты страховых компаний, чтобы оформить на месте страховые договоры. Общая сумма, на которую были застрахованы такси, составила примерно 300 тысяч рублей. Сейчас у нашего предприятия нет незастрахованных транспортных средств».

«На оформление полисов ОСАГО наше предприятие потратило 500 тысяч рублей, – заявил начальник ЕМУП «Спецавтобаза» (вывоз мусора, снегоуборочные работы) Игорь Королев. – Затраты на оформление договоров не были заложены в статье расходов, поэтому пришлось привлекать незапланированные средства».

Как заявили в ЕМУП «Санитарный автотранспорт», все машины в автохозяйстве предприятия застрахованы. «Средства на оформление полисов ОСАГО выделены из бюджета нашего предприятия, который формируется из перечислений бюджетных учреждений. Несмотря на трудности, возникающие при финансировании предприятия, мы смогли выделить 560 тысяч рублей на страхование автогражданской ответственности. Автохозяйство ЕМУП «Санитарный автотранспорт» состоит в основном из машин скорой помощи, а они все иностранного производства, что увеличило расходы на оформление полисов. Наше предприятие давно является клиентом страховой компании «Уралрос», поэтому мы заключили договор именно с этой компанией», – сообщила главный бухгалтер ЕМУП «Санитарный автотранспорт» Наталья Трегубова.

В то же время, некоторые предприятия сталкиваются с отказами страховых компаний оформлять страховые полисы по «автогражданке». Заместитель генерального директора по экономике муниципального объединения автобусных предприятий Екатеринбурга (МОАП) Мария Соловьева сообщила: «Наше предприятие застраховало свои машины на общую сумму 1,8 миллиона рублей. Однако многие страховые компании отказались работать с нами, сославшись на то, что страхование автобусов не выгодно».

Проблемы со страхованием атогражданской ответственности возникли и у многих государственных предприятий. «Я занимаюсь страхованием юридических лиц и могу сказать, что эта категория страхователей оттягивала принятие решения до самого последнего момента. На данный момент процент застрахованных юридических лиц в Екатеринбурге составляет 10%. Пока в нашу компанию обращаются за полисами ОСАГО в основном коммерческие предприятия, количество застрахованных государственных предприятий очень небольшое», – отметил начальник имущественного управления Екатеринбургского филиала страховой группы «Спасские ворота» Валерий Куклов.

Действительно, например, в Главном управлении ГО и ЧС Свердловской области не перечислены средства на страхование. «На данный момент транспортные средства в автохозяйстве не застрахованы в полном объеме, – заявила главный бухгалтер Главного управления ГО и ЧС Свердловской области Татьяна Зверева. – Наше управление выставило счет Министерству финансов на общую сумму 81 тысяча рублей для приобретения полисов ОСАГО, но на данный момент перечислена лишь часть средств».

Итог

По-видимому, реальные итоги введения в стране обязательного страхования автогражданской ответственности можно будет подвести только через некоторое время. Сегодня же, судя по заявлениям страховщиков и автовладельцев, страхование ОСАГО не выгодно ни тем, ни другим. Более того, некотрые страховщики открыто заявляют о том, что для них «автогражданка» убыточна, поскольку выплаты по этому виду страхования превышают сборы, поступающие от продажи полисов.


Другие материалы по теме: