«КоммерсантЪ-Урал» и Игорь Кулешов сообщают, что «Депутаты докопались до изумрудов»

13 февраля 2004 (09:26)

Свердловские парламентарии настаивают на деприватизации «Изумрудных копей Урала»

Прокуратура Асбестовского района (Свердловская область) по распоряжению Генпрокуратуры РФ проверила законность приватизации Малышевского изумрудно-берилиевого рудоуправления. Прокуроры утверждают, что приватизация проведена в точном соответствии с российским законодательством. Однако инициировавшие проверку депутаты Свердловской областной думы продолжают утверждать, что приватизация рудника нарушила экономические интересы России, и настаивают на его национализации.

Малышевское месторождение изумрудов входит в тройку крупнейших месторождений мира. По оценкам специалистов, его разведанные запасы изумрудов составляют свыше 61 тыс. кг, а их стоимость оценивается в $ 900–1000 млн в нынешних ценах мирового рынка. До начала 90_х годов это месторождение входило в Малышевское рудоуправление, находившееся в федеральном подчинении. В ходе приватизации (в 1993 году) принадлежавшие рудоуправлению изумрудный рудник, фабрика и гранильные отделения были выведены в отдельное предприятие – ОАО «Изумрудные копи Урала». Контрольный пакет акций ИКУ (55%) принадлежал государству в лице Минимущеста РФ, остальные акции — сотрудникам рудника. В 2001 году руководство ОАО «Изумрудные копи Урала» совместно с зарегистрированной на Виргинских островах компанией «Cabal development Ltd» создали российско_ирландское предприятие – ЗАО «Зеленкамень», которому были переданы часть имущества рудника и лицензия на разработку месторождения. Само ОАО «Изумрудные копи Урала» в ноябре 2002 года было объявлено банкротом, а его имущество изношенное на 70%, приобрела за $1 млн. компания ООО «Норфин», которая, по данным „Ъ”, представляет интересы совладельца СП «Зеленкамень» — британской офшорной компании «Cabal development Ltd».

Как уже сообщал „Ъ”, ожидалось, что новый инвестор возобновит промышленную разработку Малышевского месторождения еще в 2001 году. Но он так и не приступил к работам: на руднике продолжала работать только обогатительная фабрика, которая перерабатывала старые отвалы.

В конце 2003 года ситуацией на руднике заинтересовались депутаты нижней палаты свердловского парламента. Парламентарии выяснили, что, по оценке компании De beers, малышевские алмазы – самые дорогие в мире, и потому рудник, начав работать на полную мощность, мог ежегодно приносить Свердловской области миллионы долларов. Вместо этого его имущество простаивало, а рабочие месяцами не получали зарплату. В ноябре 2003 года парламентарии обсудили ситуацию на Малышевском рудоуправлении и решили сделать запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить, не нарушила ли его приватизация национальных интересов России.

Как рассказал „Ъ” депутат областной думы Сергей Архипов, в декабре 2003 года этот запрос был отправлен в Генпрокуратуру, которая три недели назад переадресовала его своему территориальному отделению в УрФО с требованием провести проверку законности приватизации и сообщить об итогах не позднее 9 февраля. Территориальное отделение Генпрокуратуры, в свою очередь, направило аналогичный запрос в прокуратуру Асбестовского района, на территории которого находится Малышевское рудоуправление.

Как рассказал вчера корреспонденту „Ъ” прокурор асбестовской прокуратуры Александр Чащин, проверка рудника не выявила нарушений закона о приватизации. «Мы проверили все документы, так или иначе касавшиеся приватизации рудника, но не обнаружили никаких нарушений», — заявил прокурор. По словам господина Чащина, итоги проверки переданы в прокуратуру Свердловской области, которая должна принять окончательное решение.

Комментируя итоги проверки, один из ее инициаторов, депутат областной думы Сергей Архипов заявил, что, несмотря на полученные результаты, он и его коллеги продолжают считать, что приватизация Малышевского рудника серьезно ущемила экономические интересы России. «По оценкам специалистов, Малышевское месторождение изумрудов может ежегодно приносить десятки миллионов рублей прибыли, но вместо этого оно не работает уже десять лет», — заявил господин Архипов. Он убежден, что областная дума продолжит следить за ситуацией вокруг рудника, а также не исключил, что вопрос о деприватизации может быть поднят вновь.

В областном министерстве природных ресурсов по-прежнему относятся к инициативе депутатов скептически. По мнению источника „Ъ” в министерстве, пожелавшего остаться неназванным, областным властям не удастся национализировать рудник: «Мы до сих пор пытаемся получить одобрение в Минприроде на отзыв лицензии у «Зеленкамня», руководство которого не выполняет лицензионное соглашение: не приступает к разработке месторождения. Но Москва не дает согласия». В связи с этим, считают в областном МПР, пытаться вернуть рудник в собственность государства — пустая трата времени.


Другие материалы по теме: