«Уральский рабочий» и Андрей Морозов докладывают, что «Вышли из строя»

18 февраля 2004 (09:18)

В выступлении на Воробьевых горах Президент Владимир Путин в числе прочих поставил два вопроса: «Сделали ли мы все, что смогли?.. Можем ли мы быть удовлетворены результатами нашей работы?» - - и дал на них отрицательные ответы. Что позволяет нам по-новому взглянуть и на экономические показатели, достигнутые Свердловской областью.

Борьба хорошего с лучшим

Когда послушаешь нашего губернатора на его ежемесячных встречах с журналистами, то невольно хочется взглянуть в окно, дабы убедиться, в той ли области мы живем, где все растет, все поднимается и завтра будет лучше, чем вчера. «Добрый сказочник» сыплет цифрами, стыдливо при этом умалчивая, например, что долги по зарплате перевалили за миллиард рублей.

В отличие от главы государства, который не скрывает, что «наша экономика до сих пор сохраняет сырьевую направленность» и это плохо, губернатор упивается тоннами выплавленного металла. Будто и не замечая, например, что взлелеянный им «СУАЛ-холдинг» инвестирует средства в основном в наращивание объемов производства сырья и полуфабрикатов, а не в высокие переделы. И единственным результатом превращения многострадального «Михалюма» в «Уральскую фольгу» стало пока сокращение тысяч рабочих.

И если Путин говорит о вредности «избыточного присутствия государства в экономике», то Россель изощряется в придумывании новых способов давления областной власти на бизнес. Коли нельзя использовать губернаторский указ, кстати, до сих пор неотмененный, по которому собственники предприятий должны были согласовывать с областной властью кандидатуры гендиректоров оных, то к делу подключается областной Совет безопасности и служит политической дубинкой против неугодных бизнесменов. Как это случилось в связи с выборами в Законодательное собрание.

Россель с Путиным расходятся кардинально и во взглядах на то, как должна быть устроена государственная власть, чтобы выстроить эффективные экономические отношения.

Раз чиновник, два чиновник

Ответ Путина известен — административная реформа. Решение Росселя — ничего не менять. Ибо разве можно считать областной административной реформой то, что одно министерство слилось с другим из-за выхода на пенсию его руководителя, а третье ликвидировано по причине неактивной работы министра на выборах. Между тем ответственный за административную реформу вице-премьер Борис Алешин на днях однозначно заявил: «Отраслевых признаков не останется нигде». Из чего можно сделать вывод, что отраслевые министерства будут ликвидированы. А на смену им придут структуры, «которые будут решать не узкие проблемы отдельной отрасли экономики, пусть даже крупной, а стратегические задачи социально-экономического развития».

У нас же в области, судя по всему, отраслевым министерствам — металлургии, строительства и т. д. — уготовано бессмертие. Что и неудивительно, так как именно они и составляют хребет губернаторской экономики, когда бизнесом дозволено заниматься только своим и правила его ведения устанавливает губернатор, а не закон.

Впрочем, с этим можно было бы смириться, если бы отраслевой принцип управления областной экономикой доказал свою эффективность. Более того, кажется, что успехи достигаются вопреки воле чиновников областных отраслевых министерств, а там, где они вмешиваются или действуют самостоятельно, ничего хорошего не происходит.

Хотите примеры? Пожалуйста

Последний суперпроект областных властей — это завод по производству магния из асбестовых отвалов. При том, что на днях гендиректор такого высокотехнологичного предприятия, как Верхнесалдин-ское металлургическое производственное объединение (ВСМПО), Владислав Тетюхин объявил об убыточности магниевого бизнеса. По его словам, в бизнес-плане ВСМПО на 2004 год заложено, что рентабельность магния составит минус 12,8%.

По экспертной оценке, на сегодня себестоимость будущего производства магния из асбестовых отвалов выше мировых цен на него. И предложение магния значительно превышает спрос на него. Зная все это, отраслевые областные чиновники тем не менее собираются вбухать в строительство магниевого завода сотни миллионов рублей. Разумеется, бюджетных, так как вряд ли кто из инвесторов даст денег на заведомо убыточный бизнес-проект.

Назовите хоть один успешный бизнес-проект в области, осуществленный по отраслевому принципу? Пора уже, наверное, спросить, почему «могучее» областное министерство металлургии ни на миллиметр не продвинуло сооружение «Стана-5000». Где обещанный Удокан, который должен был обеспечить сырьевую независимость уральского медного комплекса? Но зато областные чиновники преуспели в политике — создании второго медного холдинга, который должен будет служить оружием против непокорной ФПГ, имеющей собственную позицию по развитию областной экономики.

При этом не замечается, что местная металлургия так и не стала локомотивом роста для всей экономики области. Да и сама плохо модернизируется. Более того, в целом по России до 2010 года ожидается сокращение 350 тысяч человек, работающих в металлургии (сколько в области, об этом ничего не говорят в областном министерстве металлургии) .

Совнархоз живет и процветает

И если Президент предполагает искать новые источники роста экономики в использовании интеллектуального потенциала нации в высокотехнологичных и высокодоходных сферах, то у нас в области доля металлургии в областном бюджете уже многие годы остается неизменной.

Складывается впечатление, что мы вышли из общего строя и движемся в направлении, нужном только команде, стоящей у руля области. И заниматься в области собираются чем угодно, но только не достижением конкурентоспособности всей областной экономики. В лучшем случае создавать отдельные островки благополучия. Маяки, как говорили в советское время. Заменяя тем системный подход, как требует того современность, и создавая местные олигополии.


Другие материалы по теме: