«Деловой квартал» и Антон Казарин говорят, что покупатели проходят «Мимо кассы»

22 марта 2004 (08:25)

Рассказывают, что в 70-х годах Леонида Брежнева во время заграничной поездки чрезвычайно впечатлили западные автоматы по продаже чипсов и снэков. Вернувшись в Москву, генсек повелел «догнать и перегнать» в этом деле загнивающий Запад. Напротив Театра имени Ленинского комсомола появился целый магазин без продавцов – «Автоматторг». Там продавали бутерброды с сыром и вареной колбасой. Но вскоре «Автоматторг» закрыли – народ не особо доверял «железякам», а обслуживание умных машин обходилось дороже, чем совокупная зарплата нескольких продавцов. В наш век виртуального шопинга и SMS-болтовни проблемы у «бесчеловечной торговли» остались те же: не самая высокая рентабельность и инертность покупателей.

Бесчеловечная торговля

Принцип «Опусти монетку, получи конфетку» без преувеличения стар как мир. Научно установленный факт – 2000 лет назад в Древнем Египте при храмах стояли деревянные автоматы, продававшие святую воду всем желающим. Отечественный потребитель познакомился с «чудо-машинами» несколько позже – в конце 60-х ХХ века: на каждом углу появились автоматы, в которых в жаркий летний день можно было приобрести газированную воду. Не менее распространены были машины по продаже прессы. Правда, других торговых аппаратов в стране так и не изобрели.

На Западе новое направление бизнеса – машинизированная торговля товарами и услугами – достигла больших высот. Сегодня объем продаж через автоматы в Северной Америке и Западной Европе составляет примерно 3% от общего оборота розничной торговли, а купить у машин можно практически любой нескоропортящийся штучный товар. С Запада пришло в бизнес-сообщество и слово вендинг (от англ. vender – торговец).

В годы перестройки немногочисленные отечественные железные «продавцы» были вытеснены с улиц гиперинфляцией и «радикально» настроенной молодежью. Второе пришествие «бесчеловечной торговли» началось в 1997 г. Александр Баранник, заместитель генерального директора московской компании «Автоматторг № 3»: Вендинг в современном понимании этого слова начал развиваться у нас относительно поздно. Вначале ему мешала сумасшедшая инфляция и цены с большим количеством нулей. Если помните, железные монеты у нас долго были не в ходу. В 1997 г., после деноминации, появились все предпосылки для развития бизнеса, но тут случился дефолт. А вот после 1998 г. вендинг стал расти ускоренными темпами.

На Среднем Урале, равно как и во всей России, наибольшее распространение получили автоматы, продающие три разновидности товаров: горячие и холодные напитки, жевательную резинку и игрушки (в последнем случае «покупку» надо еще и выиграть), а также карты оплаты различных услуг: сотовой связи, IP-телефонии, интернет-провайдеров и пейджинговых компаний.

Карты, кофе и апельсиновый сок

Точной статистики вендинга в России пока никто не ведет. Все опрошенные «ДК» эксперты оперируют приблизительными цифрами. И то лишь по своему рынку. Например, как полагает г-н Баранник, сегодня в России насчитывается не более 10 тыс. кофематов – наиболее распространенных торговых автоматов, продающих кофе и другие горячие напитки. Объем продаж таких аппаратов в стране составляет примерно 100 штук в год. Это с учетом подержанного оборудования из Европы. В Екатеринбурге, по подсчетам экспертов, установлено до 200 кофематов. Еще примерно столько же в городе машин, продающих жевательную резинку и игрушки.

Одним из первых вендинговую сеть в городе начал развивать Григорий Вольпов – немало поколесив по Европе в начале 90-ых, он вывез оттуда идею автоматизированной торговли. Григорий Вольпов, генеральный директор компании «Кофемат»: Первые свои автоматы я устанавливал в Чехии. На собственные средства купил 12 кофематов одной австрийской компании. Но, поработав некоторое время, я понял, что мне в Европе ничего не светит. Автомат – это просто железка. Может, дорогая, но просто железка. Все решает поляна – место, куда его можно поставить. А там все перспективные поляны были заняты. Я периодически менял места, аппараты приносили небольшой доход, но дальше расти стало невозможно. Подумав немного, решил перебраться обратно, в Россию. Здесь было где развернуться, к тому же я уже знал, как этим правильно заниматься.

Сегодня компания «Кофемат» владеет в Екатеринбурге уже более чем 100 автоматами. Как утверждает г-н Вольпов, это один из лучших показателей в России. Отечественные сети подобного масштаба можно пересчитать по пальцам. Возможно поэтому насыщенность Екатеринбурга такими аппаратами самая высокая. Помимо «Кофемата», в городе действуют, по разным оценкам, от 5 до 7 игроков. Впрочем, у большинства размер бизнеса пока невелик. Чаще всего это 2-4 автомата, принадлежащих частному лицу.

Дистрибьюторов фирм-производителей кофематов в городе пока нет. «Кофемат» пытается реализовывать на рынке итальянские аппараты, но пока без особого успеха. Критическая масса клиентов-предпринимателей еще не набралась. Григорий Вольпов: Продажа автоматов пока не имеет тех объемов, которые могут превратить ее в полноценный бизнес. Объективно рынок еще не готов. Каждый везет технику сам. В основном б/у, из-за рубежа. Мы за все время продали здесь лишь два кофемата. Еще один на следующей неделе у нас должны забрать. Так что основным направлением пока у нас является собственная сеть автоматов.

Практически одновременно с кофематами в конце 90-х в городе стали появляться автоматы по продаже жевательной резинки и игрушек. Чаще всего такую технику покупают и устанавливают владельцы магазинов и торговых центров. По словам генерального директора московского частного предприятия «Вендорс» Армена Аракеляна, этот бизнес приносит около 170% годовых в валюте. Кроме того, небольшой автомат, торгующий жевательной резинкой или игрушками, привлекает в магазин детей, которые помимо игрушки из автомата покупают что-то еще – мороженое, батончик, бутылку газировки.

Осенью 2002 г. в Екатеринбург пришла вендинговая сеть, вполне сравнимая по размеру с сетью «Кофемата»: сотовый ритейлер – компания «Икс-Тел» – стал продавать через автоматы prepaid-карточки телекоммуникационных компаний. Интересно, что, как и в случае с кофематами, сеть картоматов появилась в Екатеринбурге практически одновременно с аналогичными сетями Москвы и Санкт-Петербурга.

Начали в «Икс-Теле» сразу с 30 автоматов Harting производства Германии. Буквально месяц назад компания закончила размещение второй партии машин. Сейчас сеть насчитывает почти 60 картоматов. В новой пока еще для себя области вендинга «Икс-Тел» сотрудничает не только со всеми сотовыми и большинством пейджинговых компаний, но и с крупнейшими интернет-провайдерами и компаниями IP-телефонии. 90% оборота картоматов дают карты экспресс-оплаты сотовых операторов. Объем продаж через картоматы в компании не раскрывают, но признают, что он составляет заметную долю в обороте. Новым игрокам, которые могут позариться на часть карточного пирога, по мнению сотрудников «Икс-Тела», мало что светит. Григорий Левит, менеджер компании «Икс-Тел»: Буквально на днях мы заметили два картомата российского производства, рассчитанного на 4 номинала. Мы точно не знаем, кто их владелец, но я не думаю, что они смогут с нами конкурировать. Время выхода на этот рынок ушло.

На этом перечисление местных разновидностей вендинга можно было бы заканчивать. Но за последние полгода-год в Екатеринбурге наметились ростки новых вендинговых сетей. В частности, медиахолдинг «Уральский рабочий» закупил и установил несколько аппаратов по продаже газет в переходах станций метро. Машины назвали «Ньюсбластер» и даже организовали промокампанию в «дружественных» СМИ. Другое новое направление – автоматы по приготовлению соков ZUMMO Vending. Их продвигает официальный дилер компании «Джусмастер» – «Джусмастер-Урал». Станислав Шемес, генеральный директор фирмы: Первый и пока единственный аппарат мы привезли в Екатеринбург в конце лета 2003 г, установили в супермаркете «Купец» на ул. 8 Марта. Сегодня можно утверждать, что в России торговых автоматов для продажи свежевыжатого сока едва ли наберется два десятка, и практически все они установлены в Москве. А наш аппарат был вообще одним из самых первых в стране.

Местечковые проблемы

У вендинга есть целый ряд преимуществ перед обычной торговлей. Во-первых, это сравнительно небольшие финансовые вложения для начала работы – один аппарат стоит в среднем от 1,5 тыс. евро за подержанный экземпляр, до 10 тыс. евро за проверенный бренд. Во-вторых, огромный срок эксплуатации машин (до 10 лет). В-третьих, экономически небольшие затраты на содержание автомата и на приобретение наполнителей. Автомат не знает усталости, работает днем и ночью, и – что немаловажно – никогда не станет обворовывать хозяина. Вендинг позволяет жить без офиса и склада – фирма обходится минимумом сотрудников: наполнители для автоматов с горячими напитками, игрушками или жевательной резинкой можно загрузить в обычную спортивную сумку и довезти, например, на автобусе. Немаловажно, что вендингом могут заниматься частные предприниматели без регистрации юридического лица. При этом налоговая ставка не зависит от прибыли, так что можно серьезно сэкономить на налогах.

Рентабельность автоматической торговли сегодня составляет около 100% «грязными» – без затрат на обслуживающий персонал (в среднем 1 человек на 10 машин) и аренду (700-900 руб. за место). Однако неправильный выбор места может перечеркнуть все выгоды вендинга. Компании, продающие автоматы, регулярно консультируют своих клиентов в этом вопросе. Главное условие – у точки должна быть высокая проходимость, при этом желательно, чтобы люди задерживались там минут на 15 минимум. Идеальные места: железнодорожный и автовокзалы, аэропорты, торговые центры, учебные заведения. Желательно наличие охраны, отопления, электричества и воды (для кофематов).

В Екатеринбурге таких точек немного, и, чтобы получить желаемое, надо хорошенько побороться. Как признаются сами вендоры, подкуп администраторов и арендодателей с целью вытеснения конкурента не такая уж редкость. По этой же причине часто приходится перевозить свои автоматы с места на место.

Становлению механизированной торговли в России мешает также присущий широкой русской душе вандализм. Рассказывают, что несколько лет в московском ЦПКиО разгулявшиеся десантники, отмечавшие свой праздник, автоматы весом в 400-450 кг проносили на несколько десятков метров и бросали куда попало. Одну машину нашли в фонтане... Как это ни странно, немалый ущерб наносят и те, кому положено охранять технику: в учебных заведениях и офисных зданиях охранники и вахтеры частенько пользуются удобным моментом, чтобы выпотрошить железный кошелек автомата.

Хуже вандалов в России только чиновники. Их требования, порой невыполнимые, также сдерживают развитие бизнеса. Правда, это характерно в основном для регионов. Григорий Вольпов: Мы бы могли уже давно продвигать идеи автоматизированной торговли в области, но, к сожалению, в других городах предпринимателям просто перекрывают кислород всевозможные контролирующие органы. Уже несколько раз были случаи, когда коммерсанты, заинтересованные нашими автоматами, подписывали договоры на поставку. А потом в последний момент звонили, извинялись и все отменяли. Теперь мы предупреждаем: вы сначала поезжайте к чиновникам и с ними побеседуйте. Взять, например, Новоуральск. Город готов к появлению вендинга. Планируем установить кофемат в филиале одного из московских университетов. Чиновник СЭС спрашивает: «А где у вас обслуживающий персонал будет мыть руки?». Мы говорим: «В туалете, рядом. Там есть мыло, горячая и холодная вода». Отвечают: «Не годится. Нужно построить рядом отдельный туалет специально для вашего сотрудника». О чем тут еще можно говорить? Это тем более обидно, что мы прошли все этапы согласований в Екатеринбурге. Здесь тоже к нам выдвигают жесткие требования, но они адекватные, выполнимые. В области же творится что-то невообразимое.

Однако все вышеперечисленные препятствия на пути развития нового бизнеса ничто по сравнению с главным – технической неграмотностью и инертностью наших граждан. Как признаются действующие операторы рынка, им стоит немалых трудов заставить потребителей отдать деньги железному ящику. Кстати, психологи выяснили, что контакт с механизмами легче дается людям уравновешенным. А таких в сегодняшней России вряд ли много. Станислав Шемес: Несмотря на все достоинства автомата, следует признать, что пока он существенно отстает по объемам продаж от обычного джус-бара с продавцом. Объяснение этому только одно – люди не привыкли к автоматам. Кто-то опасается, что автомат «проглотит» денежки и не даст ничего взамен, кто-то боится не получить сдачу, для кого-то просто не представляется возможным отдать деньги не человеку, а машине. На самом деле, автомат запрограммирован так, что, если у него нет фруктов, или стаканов, или сдачи, он просто не возьмет деньги. Бизнес определенно имеет перспективы, возможно, не завтрашнего дня, но послезавтрашнего точно.

Деньги на безопасности

Вендеры не унывают. Рано или поздно, рассуждают они, народ поймет, как удобны железные продавцы – быстро обслуживают, не обвешивают и не хамят. Появления новых разновидностей вендинга можно ожидать буквально с недели на неделю. В частности, «Кофемат» уже установил два автомата, продающих напитки PepsiCo и закуски – шоколадные батончики компании Mars и слойки от Екатеринбургского хлебокомбината №1. В компании намерены развивать это направление и дальше. В планах – установить подобные машины в аэропорте «Кольцово».

Обещают новые ходы и в «Икс-Теле». Григорий Левит: Специфика наших автоматов в том, что карточки выходят в коробочках. Теоретически в них можно засунуть все, что помещается и не запрещено законом. К нам поступали предложения продавать презервативы, но мы отказались. У нас у самих есть определенные планы относительно других продуктов. Пока это коммерческая тайна. Ждите. Смотрите. Это будут продвинутые автоматы, интересные технические решения.

Кстати, продажу презервативов, равно как и женских гигиенических средств, эксперты называют в числе абсолютно никем не занятых ниш на вендинговом рынке Екатеринбурга. Тогда как на Западе это наиболее выгодное направление после продажи сигарет.


Другие материалы по теме: