«Уралтел»-МТС: следствия смены бренда

31 марта 2004 года компания «Уралтел» официально перешла на обслуживание клиентов под торговой маркой «Мобильные ТелеСистемы». Чем был вызван такой переход, каковы будут его последствия для «Уралтела» и его клиентов, анализирует бюллетень «VIP-консультант».

Укрупнение бизнесов за счет слияния, поглощения и кооперирования является одной из основных тенденций современной российской и мировой экономики. За финансовым и юридическим слиянием неизбежно идет процесс общей оптимизации структуры корпорации за счет перехода на единые внутренние стандарты организации производства, управления и реализации продукции и услуг, переход на единую корпоративную торговую марку. Это универсальный процесс, в равной степени затрагивающий все сектора бизнеса от металлургии до сельского хозяйства.

В общем русле идет и развитие рынка услуг связи. Более того, именно в сфере высоких технологий тенденции к консолидации достигают высокой концентрации: по оценкам аналитиков, менее чем через год почти весь российский рынок услуг сотовой связи будет разделен между четырьмя крупнейшими корпорациями, которые практически вытеснят с региональных рынков независимых поставщиков услуг сотовой связи.

В связи с этим проникновение на бывший долгое время «закрытым» уральский рынок сотовой связи крупнейшего федерального оператора через инкорпорацию одной из региональных компаний является закономерным процессом, отражающим общие тенденции развития экономики.

Инкорпорация

Начало инкорпорации «Уралтела» в структуру МТС было положено в августе 2001 года, когда московская корпорация приобрела контрольный пакет акций уральского оператора. В августе 2003 года МТС выкупила 46,6% долей ЗАО «Уралтел» у американской компании MCT Корп. и ещё 2,95% – у миноритарных держателей, сосредоточив в своих руках 99,85% долей «Уралтел». По словамдиректора по внешним связям МТС Андрея Брагинского, консолидация оставшихся 0,15% – вопрос времени, переговоры о покупке уже ведутся.

Подготовка ко второму этапу консолидации – стыковка деятельности функциональных подразделений и процессов, а также переход на единую торговую марку – занял более года. «Мы последовательно придерживаемся политики перевода всех наших дочерних компаний на работу под брендом «МТС». Это часть стратегии, в основе которой лежит необходимость стандартизации во всех регионах, где мы предоставляем услуги мобильной связи. Очень важно, чтобы абонент компании, в каком бы из регионов он ни находился, всегда мог получить определенный набор услуг, легко разобраться в тарифных предложениях и выбрать подходящее», – заметил по этому поводу первый вице-президент ОАО «МТС» Михаил Сусов.

За это время компания пережила серьезные структурные изменения, призванные подготовить её к работе по федеральным стандартам: была перестроена система управления, внедрены стандарты менеджмента, принятые в МТС, проведены мероприятия по технической и операциональной стыковке деятельности абонентской, технической, функциональных служб, биллинга, системы роуминга. По словам Генерального директора ЗАО «Уралтел» Сергея Аркатова, изменения затронули практически всю структуру компании.

Следствия

Что приобрели обе компании в результате этого объединения?

МТС получили не просто пропуск для работы в одном из наиболее перспективных с точки зрения развития сотовой связи регионов России, но и готовую сеть из более чем 170 базовых станций, более 300 точек подключения и более 600 точек продаж карт экспресс-оплаты. Под крыло этого оператора перешло порядка 520 тысяч лояльных абонентов «Уралтела», что составляет порядка 45-50% от всех владельцев сотовых телефонов в области. Благодаря этому компании удалось избежать долгого и крайне затратного процесса развертывания собственных сетей и проведения масштабных маркетинговых мероприятий с нуля.

«Уралтел» получил доступ к ресурсам одной из крупнейших корпораций России, по уровню капитализации и объему собственных средств вполне способной соперничать с гигантами добывающих отраслей. На данный момент рыночная стоимость МТС составляет более 10 миллиардов долларов США, компания обслуживает более 18,3 миллиона абонентов в России, Белоруссии и на Украине, обладает лицензиями на предоставление услуг связи в 87 регионах России из 89, на лицензионной территории МТС проживает более 200,6 миллиона человек. К настоящему времени доля МТС по числу абонентов достигла 37% от всего российского рынка.

Доступ к этим ресурсам, равно как и к раскрученному в общенациональных масштабах бренду МТС, дает новый импульс развития компании, выводит её на качественно иной уровень, недоступный ранее. «Уралтел» получил возможность пользоваться уникальными по своей цене технологическими предложениями, тратя на закупку оборудования гораздо меньшие суммы, так как оборудование это закупается в рамках общего заказа. Это позволит увеличить объемы приобретаемой техники, что позволит улучшить качество сети и резко изменит сроки её развития.

Высокие стандарты качествя связи МТС будут перенесены в Свердловскую область – уже сейчас разработан комплекс мероприятий по расширению зоны покрытия и улучшению качества связи в регионе. «В любом регионе наша стратегия – приводить неши региональные сети к знаменитому качеству услуг МТС», – подчеркивает Михаил Сусов.

Уже сейчас в планы «Уралтела» входит скачкообразное увеличение числа базовых станций до 250 к концу года, которое позволит закрепить отрыв от конкурентов на освоенных к настоящему времени территориях (Екатеринбург и крупные города области) и закрепить за собой новые районы в области как на северном (Нижняя Салда, Горноуральский, Качканар, Ивдель, Верхотурье), так и на западном (Дружинино, Нижние Серги, Михайловск, Бисерть, Ачит) направлениях.

Не менее важным оказывается приобретение ресурса бренда МТС, в том числе и получение своих дивидендов от федеральных рекламных кампаний Мобильных ТелеСистем.

Абоненты

Абоненты сети «Уралтел», в одночасье превратившиеся в клиентов МТС, как минимум, ничего не потеряли: все тарифы, услуги и сервисы, существовавшие до 31 марта, остались в силе и, по словам руководства компании, отменены не будут.

В то же время абоненты «Уралтела» многое приобрели. Прежде всего, это ранее недоступные на Урале федеральные тарифные планы МТС, известные потребителям по рекламе на федеральных телеканалах и эфиру московских радиостанций.

На уральский рынок компания «МТС» вышла с полной линейкой своих тарифных продуктов, включающей в себя пять основных линий: «МТС. Оптима» (рассчитаны на абонентов со сравнительно небольшим объемом разговоров), «МТС. Бизнес», (ориентированы на тех, кто постоянно пользуется услугами сотовой связи), «МТС. VIP» (в этой категории сейчас два тарифа, в том числе безлимитный тариф – «Эксклюзив», который не имеет аналогов у других GSM-операторов Свердловской области), «МТС. Корпорация» (представлена четырьмя тарифами, рассчитанными на корпоративных абонентов с большим объёмом разговоров внутри определённых групп), а также семейство тарифных планов без абонентской платы «ДЖИНС», на которые компания возлагает особые надежды.

Это относительно дешевые и универсальные тарифные планы, рассчитанные на мало и нерегулярно говорящих абонентов, которые отличает возможность бесплатных вызовов с телефонов всех сотовых операторов Свердловской области. «Это предложение очень хорошо продается практически во всех регионах. Сейчас в России уже более 6,8 миллиона действующих абонентов «ДЖИНС», то есть более половины российских абонентов МТС выбрали именно этот продукт. Доля «ДЖИНС» в наших новых подключениях колеблется по разным регионам от 40% до 90%» – отмечает Михаил Сусов.

Для абонентов Свердловской области в семейство экономичных тарифов «МТС. Оптима» добавляется тарифный план «Оптима. Губерния», предусматривающий 50% скидки на звонки в тарифной зоне «область» и отсутствие платы за входящие звонки со всех мобильных телефонов Свердловской области.

По подсчетам экспертов компании, новые тарифы оказываются в среднем на 10-15% выгоднее своих аналогов из линейки предложений «Уралтела».

Ещё один плюс перехода на единую систему тарифных планов – изменение крса доллара, который в «Уралтеле» был зафиксирован на отметке выше 30 рублей, а теперь стал рыночным, то есть рассчитывается на основе курса Центробанка. Теперь абонент видит в прайсах компании не условные единицы, а реальные доллары.

Даже те абоненты, которые не собираются менять старый тарифный план на новый, ощутят на себе появление новых дополнительных услуг. Прежде всего, это внутрисетевой роуминг МТС. Благодаря ему в 67 регионах России абоненты «Уралтела»-МТС получат возможность пользоваться льготным роумингом, предоставляемым федеральным оператором, а благодаря соглашениям, заключенным с международными операторами, они смогут оставаться на связи более чем в 145 странах мира.

Абонентам в Екатеринбурге будет доступен весь спектр дополнительных услуг, которыми пользуются абоненты регионов, где работает МТС. Популярные услуги SMS-чат и ICQ через SMS останутся, они реализованы на SIM-карте в меню «МТС – Инфо». Такие SIM-карты будут поставляться для тарифов группы «ДЖИНС» начиная с момента ребрендинга. В этом же меню есть две новые услуги на базе SMS («Знакомства» (flirt) и «Форум»), которые являются общероссийскими.

Уральцам теперь станет доступно еще одно преимущество МТС – уникальная единая система приема платежей, которая позволяет абонентам компании оплачивать услуги связи, не задумываясь, в каком из регионов МТС они находятся. То есть, где бы ни был абонент, он всегда может купить карту экспресс-оплаты и пополнить свой счет.

В результате произошедших изменений у бывшего «Уралтела», работающего под новым федеральным брендом, есть все шансы выйти на качественно иной уровень развития компании, преумножив уже имевшиеся плюсы и сохранив ведущие позиции на рынке сотовой связи Свердловской области, что, безусловно, станет дополнительным импульсом для развития мобильной связи в регионе.


Другие материалы по теме: