«Финансовые известия»: Лекарство для слабых банков

31 марта 2004 (07:21)

«Стратегия развития банковского сектора РФ на 2004-2008 годы», которую во вторник будет рассматривать Национальный банковский совет (НБС), поможет банкам стать крупнее, лучше управляться и лучше обслуживать экономику. Поэтому для «слабых» банков в ЦБ придумали отдельные меры надзора. Проблема в том, что «слабым» сегодня может оказаться почти любой российский банк.

2004 год уже наполовину стал «стратегической потерей» для банковской системы - стратегию пытались принять в конце прошлого года, затем в феврале этого, и вот на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин заявил, что из-за технической задержки (смены правительства) ее примут в ближайшие месяцы.

Одно из надзорных новшеств «Стратегии», не озвученное в инструкциях ЦБ, - появление категории «слабых» банков. «В целях обеспечения более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков «слабых» банков будет изучен вопрос о подготовке изменений и дополнений в действующее законодательство», - написано в документе.

Поправки в законодательство, которые обещает «Стратегия», могут сильно расстроить банкиров. По международным рекомендациям Базельского комитета, на которые ссылаются авторы «Стратегии», лучшее лекарство от «слабости» - приостановка прав акционеров, включая право голоса, отстранение директоров и менеджеров, запрет распределения прибыли или прочих изъятий средств акционерами. Причем надзорный орган может применять их, даже если банку не угрожает потеря платежеспособности.

Определение «слабых» банков, которое дает Базель, настораживает - под него при желании подойдет почти любой российский банк: «Слабым является такой банк, ликвидность или платежеспособность которого ослаблена или будет ослаблена до тех пор, пока не будут приняты меры по значительному улучшению состояния его финансовых ресурсов, профиля (совокупности параметров) риска, по коррекции стратегического направления деятельности, по повышению потенциальных возможностей управления риском и/или качества управления». Ликвидность большинства российских банков, судя по соблюдению ими обязательных нормативов, на пределе, а если исключить из расчета «рисовку», картина еще печальнее. К тому же проблемы «слабых» банков, которые приводит в пример документ, словно списаны с российских кредитных организаций: «плохое управление; неадекватные финансовые ресурсы; отсутствие долгосрочной, устойчивой стратегии бизнеса; низкое качество активов; неразвитые системы - в частности, систему контроля». Если послушать жалобы надзорного органа, получается, что практически любой российский банк - «слабый».

Но в надзорном департаменте ЦБ с такой трактовкой не согласились. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский пояснил «Финансовым Известиям», что на сегодня к «слабым банкам» относятся лишь те финансовые институты, которые попадают в 3-4-ю группу финансовой устойчивости (менее 5% от всех банков), - это те, кто либо банкротится, либо получил от регулятора ограничение на какой-либо вид деятельности.

Однако сейчас Центробанк меняет критерии финансовой устойчивости банков. Новая методика учитывает не только формальные показатели, но и оценочные. Вопрос в том, сколько банков окажутся «слабыми» по новым критериям.

«Ретроспективные оценки здесь не актуальны - банки видят наши надзорные новации и меняют линию поведения, - пояснил Симановский. - Либо они начинают добросовестно действовать, либо уводят органы надзора от реалий. И расширение категории будет зависеть от того, какой путь банки предпочтут».


Другие материалы по теме: