«Финансовые Известия»: Чем лучше для России, тем хуже для ее корпораций

11 марта 2004 (07:15)

Кредитоспособность российского правительства растет. Улучшаются показатели бюджетной сферы и ликвидность государственной финансовой системы. Но компании, работающие в стране, идут своей рейтинговой дорогой. Финансовая стабильность государственной власти им никак не помогает.

К такому выводу пришли аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's. Более того, говорится в докладе S&P, «в последние месяцы появились тревожные признаки ухудшения ситуации, несмотря на принятие ряда реформаторских законодательных актов». Другими словами, кредитные рейтинги российских компаний и правительства разошлись на широкой «рейтинговой тропе». Проявляется это ухудшение, по мнению Елены Ананькиной, одного из авторов доклада, «прежде всего в общей непредсказуемости правоприменения и регулировании практики корпоративного управления». Государство протаптывает дорогу к собственному финансовому благополучию по принципу «лес рубят, щепки летят».

В конце января нынешнего года S&P повысило суверенный рейтинг России, и теперь до заветного инвестиционного уровня остался только один шаг, который, судя по всему, будет сделан после выборов президента. Но это мало сказалось на судьбе рейтингов российских корпораций. Единственным исключением стало повышение рейтинга государственной компании «Транснефть» по обязательствам в иностранной валюте. Причина - уменьшение рисков перевода и конвертации валюты. «Мы исходим из того, - говорит Елена Ананькина, что даже государственный статус компании не меняет общей картины. Государство готово вмешиваться в оперативную деятельность компаний, но вряд ли станет выручать их в сложной финансовой ситуации». Другими словами, российское правительство не претендует на лавры МВФ, снискавшего себе печальную славу главного «выручальщика» национальных правительств, которые также были не в ладах с корпоративным управлением, но только на государственном уровне.

Почему же, несмотря на наличие высоких корпоративных рисков, российские компании довольно успешно привлекают средства с международных долговых рынков? Все дело в конъюнктуре, считают в S&P. Рекордно низкие процентные ставки мирового финансового рынка давят вниз доходность по качественным долговым инструментам и толкают международных инвесторов к более рискованным, но зато доходным ценным бумагам эмитентов с развивающихся рынков. В свою очередь, уже в этом секторе избыточное предложение денег давит вниз процентную ставку по «мусорным облигациям». Так было и так будет. «В краткосрочной перспективе, - считают в S&P, - политические и институциональные риски и дальше будут смягчаться». Это означает, что многие российские компании имеют шанс получить дешевые деньги невзирая на любые политические обстоятельства. «Для российских компаний возможность привлекать средства на мировом рынке должна стать стимулом к повышению прозрачности и применению международных стандартов управления», - считает кредитный аналитик Standard & Poor's Роб Ричардс. Это хорошее пожелание, которое можно донести до руководства ФРС, которое, правда, вряд ли прислушается к нему и накануне выборов в США вряд ли остановит «денежную экспансию».

У российского правительства есть один важный аргумент в свою защиту. S&P традиционно трактует понятие суверенного рейтинга очень широко, пытаясь учесть огромное множество различных факторов. Но вряд ли способно оценить самый главный российский риск - «суверенного бунта», который, как показывает опыт российской истории, представляет главную угрозу для иностранных инвесторов (платить по международным обязательствам Россия прекращала лишь в период радикальных социальных трансформаций). В докладе S&P лишь отмечается управление «высокими социальными издержками реформ». На вопрос о том, как это делать, точно пока никто не дал ответа.


Другие материалы по теме: