«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров говорят: «Отдай пять рублей и получи в десять раз больше»

5 мая 2004 (09:18)

В такую «весёлую» лотерею, весьма вероятно, скоро сыграет с пенсионерами наше государство.

Правительство РФ и Госдума готовят пенсионерам и прочим категориям льготников весьма двусмысленный подарок. Согласно заявлению вице-премьера Правительства России Александра Жукова, в обозримом будущем планируется увеличить по стране размер пенсий... за счёт отмены льгот.

Виртуальные девятьсот и реальные триста

Что за льготы будут отменены, правительство пока не уточняет. По одной из версий, наиболее вероятной мишенью очередной финансовой «революции» станут льготы на проезд в общественном транспорте, отмену которых Федерация якобы компенсирует существенной прибавкой к пенсии. По мнению пермских правозащитников, которые ссылаются на точку зрения Пермской областной организации Всероссийского общества инвалидов, сумма компенсации в любом случае будет явно недостаточна, для того чтобы оплатить все расходы людей с ограниченными по здоровью и возрасту возможностями - а это и лекарства, и приобретение специальных средств передвижения.

Отметим сразу: пока повода для тревоги нет. В любом случае решение будет приниматься не на местном, а на федеральном уровне, и, скорее всего, пенсионерам будет предоставлен выбор: сохранить за собой льготу или отказаться от неё в обмен на прибавку, которая, кстати,-начисляться будет, исходя из индивидуальной ситуации каждого конкретного получателя пенсии. В готовящемся Думой законопроекте есть одно слабое место: поскольку средняя сумма прибавки взамен утраченной транспортной льготы в регионах не превысит 300 — 500 рублей, она с большим трудом покроет стоимость одного проездного — 240 рублей. Выигрыш, таким образом, для наших стариков мизерный, а обида на власть со стороны граждан преклонного возраста всколыхнётся с новой силой. Вице-премьер Жуков и премьер-министр Фрадков, правда, называют иную сумму ожидаемой прибавки — 900 рублей в месяц на человека, но есть опасение, что выплата её будет возложена на региональные бюджеты, которые богатством не отличаются. Если же учесть, что социально активные пенсионеры в день совершают в среднем до 6—7 поездок, что для муниципального транспорта будет равняться 30—35 рублям в день, то картина получается и вовсе безрадостная: расходы пенсионера на общественный транспорт в месяц составят сумму куда большую, чем государство реально может предложить.

Тарифная революция в частном секторе

Некоторые регионы, не дожидаясь официального решения, в рамках эксперимента уже отменили — на время — проездные льготы для пенсионеров. Екатеринбург пока держится старой схемы, и сохранение городской льготы на проезд для пенсионеров в общественном транспорте даже заложено в отдельную строку бюджета, равно как и стоимость проезда — 5 рублей.

Но кроме муниципального есть ещё и частный автотранспорт. А там, похоже, решили распрощаться с «пятирублёвым» тарифом. С 26 апреля в автобусах екатеринбургской фирмы 000 «Автолайнер» была увеличена стоимость проезда до 7 рублей. У многих пассажиров возникло естественное подозрение, что скоро подорожает проезд в коммерческих автобусах и автобусах других частных предприятий. Это объективно может снизить пассажиропоток и привести к некоторым убыткам, поскольку не только пенсионеры, но и граждане более платёжеспособного возраста предпочтут 5 рублей в муниципальном «Икарусе» 7 рублям в маленьком, душном «ПАЗике». Впрочем, у руководства «Автолайнера» иной взгляд на перспективы транспортного бизнеса в Екатеринбурге.

- Удорожание проезда в наших автобусах связано с общероссийской тенденцией повышения цен, — пояснил финансовый директор 000 «Автолайнер» Максим Шнейдер. — Мы 3 года сохраняли старую цену, несмотря на то, что дорожали топливо, ремонт, запчасти; кроме того, назрела необходимость поднять нашим сотрудникам зарплату. Отразится ли этот шаг на ценах в других коммерческих автобусах? Этот вопрос уже полгода обсуждается на совещаниях транспортников города. При теперешней цене 5 рублей никакое серьёзное развитие наших предприятий невозможно. В отличие от муниципальных АТП мы по закону имеем право самостоятельно определять цену на билет. Но на вырученные деньги мы собираемся улучшить уровень обслуживания пассажиров, приобретя партию новых импортных автобусов взамен устаревших «ПАЗов».

Комментарии

Льгота или субсидия? Бесплатный проезд в душном переполненном салоне муниципального «Икаруса» — или реальная возможность купить себе лишний килограмм колбасы? Какой выбор сделает власть и будет ли этот выбор реально выгоден лицам пенсионного возраста?

С этими вопросами «Вечёрка» обратилась к чиновникам городской администрации.

Домоседам лучше деньгами

Эльвира Гончаренко, председатель комитета по социальной политике администрации Екатеринбурга:

— Это достаточно сложный вопрос. Михаил Зурабов, глава Пенсионного фонда РФ, в одном из интервью заметил, что многие пенсионеры обращаются в Фонд с вопросом: мол, зачем нам льготы, которыми мы всё равно не пользуемся? Компенсируйте их лучше деньгами! Если решение о замене части льгот на пенсионную прибавку будет принято на федеральном уровне — а я думаю, что так и будет, — какие-то категории льготников такую меру будут только приветствовать. Но не будем забывать о социально активных пенсионерах 60—65 лет. Для них, конечно, самый удобный вариант — сохранение транспортных льгот. Теоретически можно, конечно, разделить пенсионеров на категории и для одних сохранить льготы, для других отменить, но лично я не знаю, каким образом можно безболезненно произвести такое разделение.

Подобного не планируется

Сергей Дроганов, главный специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга:

— Замена льгот на пенсионную прибавку была бы идеальным вариантом для всех сторон, потому что есть категория пенсионеров, которые редко

ездят на транспорте, а их льгота тем не менее заложена в бюджет. Думаю, что 300—500 рублей вместо льготы — это существенное подспорье для граждан пенсионного возраста. Но у нас в Екатеринбурге пока ничего подобного не планируется.

В тему

На размышления - 10 дней

Как сообщило информационное агентство «Время новостей», правительство после бурного обсуждения всё же отклонило законопроект об отмене льгот для пенсионеров и инвалидов. Напомним: инициативная группа разработчиков во главе с председателем Российского пенсионного фонда Михаилом Зурабовым предлагала всем льготникам на переходный период в три-четыре года выбрать: либо продолжить получать льготы в натуральном виде, как сейчас, либо заменить их деньгами. В результате многочасовой дискуссии был достигнут своего рода компромисс: министр финансов России Алексей Кудрин предложил дать разработчикам законопроекта десять дней на снятие всех спорных вопросов.


Другие материалы по теме: