Совместные проекты с Японией: новые возможности для уральских банков

Интеграция уральских банков в составе российской банковской системы в мировую экономику предполагает развитие сотрудничества с кредитными организациями развитых стран, в частности, Японии.

23 апреля в рамках бизнес-форума, посвященного официальному визиту делегации японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству в Уральский федеральный округ, в Главном Управлении Банка России по Свердловской области состоялось совместное расширенное заседание Совета банковского сектора УрФО и Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству.

Целью заседания стало обсуждение перспектив сотрудничества уральского банковского сообщества и Японского банка международного сотрудничества (JBIC), который был представлен на заседании в лице старшего исполнительного директора банка Сиджеру Нозаки.

В заседании приняли участие представители аппарата полпреда Президента РФ в УрФО и уральского банковского сообщества, в частности, кредитных организаций Екатеринбурга, Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей.

Обсуждение перспектив и возможностей для развития экономических связей предприятий УрФО с японскими компаниями, а также доступных для уральских кредитных организаций форм содействия такого рода проектам и участия в них развернулось в форме серии докладов участников заседания. Выдвинутые докладчиками идеи получили дальнейшее развитие в ходе завершившего заседание обмена мнениями.

Японский банк международного сотрудничества

JBIC является правительственным финансовым институтом Японии и в этом качестве представляет собой одно из средств осуществления внешнеэкономической политики данной страны. JBIC осуществляет ее в России главным образом в форме кредитного обеспечения сделок по экспорту и импорту, а также финансирования японских инвестиций в российскую экономику. Некоторое время действия японских банкиров в России были крайне осторожными: в 90-е годы практика средне- и долгосрочного кредитования со стороны негосударственных кредитных учреждений Японии была прекращена, и даже осуществляющий сравнительно масштабные операции JBIC не предоставлял средств российским коммерческим банкам без гарантий со стороны правительства РФ. Кризис 1998 года подтвердил обоснованность этих мер предосторожности.

Однако непрерывно растущая с 1999 года кредитоспособность российских компаний и повышение инвестиционной привлекательности российских проектов заставили японских финансистов пересмотреть список допустимых форм сотрудничества. В результате JBIC переходит к активному взаимодействию с российскими банками в рамках предоставления так называемых двухшаговых кредитов на покупку японского оборудования и технологий. Такие кредиты предоставляются без гарантий со стороны правительства РФ российским предприятиям, относительно которых сотрудники JBIC не владеют информацией о рисках, связанных с предоставлением кредита.

Кредитование этих предприятий фактически осуществляется российским коммерческим банком, который получает средства от JBIC. Первая кредитная линия такого рода была открыта JBIC в марте 2002 года для Внешторгбанка, которому было предоставлено 60 миллионов долларов США сроком на 5 лет. В 2003 году впервые двухшаговое кредитование экспортно-импортных сделок российских предприятий было осуществлено JBIC через предоставление кредитной линии частному коммерческому банку «Международный Московский Банк» (ММБ), одним из миноритарных акционеров которого является СБ РФ. Таким образом, на уровне международного сотрудничества банков фактически начинает внедряться система торговли кредитами, которая служит основой цивилизованного банковского бизнеса, например, в США, но отсутствующая внутри российской банковской системы.

В ходе своего доклада Сиджеру Нозаки упомянул о некоторых перспективах развития этой политики в рамках сотрудничества с уральскими банками. По его словам, в настоящее время ведутся переговоры об открытии двухшаговых кредитов со Сбербанком и Альфа-банком, территориальные подразделения которых присутствуют в УрФО и, в частности, в Свердловской области. Уже сейчас представители Сбербанка России заявляют о своей открытости такого рода сотрудничеству. По словам председателя правления Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина, «впервые за много лет японские банки приняли участие в покупке облигаций Сбербанка России в прошлом году. Этот шаг привлечения инвестиций в Россию Сберегательным банком был сделан». В дальнейшем, как считает Владимир Черкашин, «имея корреспондентские отношения Сберегательного банка с японскими банками, мы готовы быть проводниками инвестиций, которые могут пойти в регион, а также готовы способствовать нашим предприятиям во взаимоотношениях с японскими банками».

Далее, как заявил Сиджеру Нозаки, банк рассматривает возможности непосредственного кредитования зарубежных, в том числе уральских, предприятий. Однако для осуществления прямого кредитования, по его словам, российским компаниям следует выполнить ряд условий. «Во-первых, необходимо, чтобы финансовая отчетность предприятия была составлена по международным стандартам. А во-вторых, поскольку оценка кредитоспособности и рисков производится банком, предприятию необходимо быть готовым к собеседованию и предоставлению доступа к своему банку информации», – сообщил Сиджеру Нозаки.

Кроме того, японская сторона заинтересована в совместных проектах по освоению природных ресурсов УрФО, кредитное обеспечение которых также входит в функции JBIC. «УрФО очень богат природными ресурсами и, естественно, речь может пойти о финансировании проектов по их освоению. В этой сфере наш банк также готов принять участие. В любом случае, мы надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество с вашим регионом», – заявил Сиджеру Нозаки.

Уральские банки

Одна из основных целей уральских участников конференции, в свою очередь, заключалась в презентации возможностей и потенциала местной банковской системы и экономики УрФО в целом. Как отметил председатель правления Уралвнешторгбанка Валериан Попков, «на данном этапе как вице-президент Ассоциации российских банков я должен представить японской делегации картину российского банковского сообщества, рассказать об объединениях и ассоциациях, которые занимаются защитой и развитием банковского сектора России, показать, что у нас сформированы и функционируют такие же структуры, как и в любой другой стране». Во многом аналогичные цели преследовали выступления начальника ГУ ЦБ РФ по Свердловской области Сергея Сорвина и заместителя полпреда Президента РФ в УрФО Виктора Басаргина.

Как заявил Виктор Басаргин, в соглашении, подписанном в 2003 году Президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии г-ном Куидзуми, значительное внимание уделено расширению отношений между банковскими системами двух стран, особенно в форме кредитования совместных проектов под гарантии корпораций банков. Кроме того, в соответствии со стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года, предусмотрена реализация требований международной финансовой отчетности. В настоящее время банковская система УрФО является насыщенной и динамично развивающейся: 19 из зарегистрированных на территории округа кредитных организаций входят в список 200 крупнейших банков России по объему чистых активов, 14 – по величине собственных средств. «Темпы роста основных показателей – активов, капиталов, кредитов, вкладов населения в банках округа – опережают рост валового национального продукта», – сказал Виктор Басаргин. В то же время, в соотношении с валовым региональным продуктом активы-нетто зарегистрированных в округе банков составили на 1 января 2004 года 18%. Основные показатели развития региональной банковской системы с января 2003 года обнаруживают существенный рост. Совокупный капитал кредитных организаций УрФО увеличился в 1,2 раза, достигнув 23 миллиардов рублей. Почти в полтора раза выросли объемы кредитов нефинансовому сектору экономики. В рамках развития безналичных расчетов банками выпущено свыше 3 миллионов кредитных карт, оборот по которым достиг 80 миллионов рублей.

Как заявил Сергей Сорвин, в настоящее время уральскими банками решается задача формирования «длинных денег»: на срок свыше 1 года привлекается более 35% средств населения. «Сложившаяся в последние годы экономическая стабильность увеличивает тенденции к удлинению сроков депозитов и позволяет говорить о росте внутренних инвестиционных возможностей», – отметил Сергей Сорвин. В то же время, как заявил Виктор Басаргин, «в качестве главного фактора развития банковской системы России рассматривается приток иностранного капитала».

Перспективы сотрудничества

В большинстве своем уральские банкиры считают, что осуществление первых совместных проектов региональных банков с JBIC требует дальнейшей подготовки. «Я думаю, от этой конференции никто не ждет значительных прорывов. Для тех, у кого есть какие-то деловые контакты или планы в отношении данной страны, конференция дает возможность сбора информации о потенциальных партнерах», – сообщил Валериан Попков. Аналогичное мнение высказала также председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова: «От декларации до реализации всегда проходит какое-то время. Наши предприятия не так хорошо знакомы японцам, и потребуется время на изучение потенциальных партнеров и осмысление возможных связей и схем сотрудничества».

Кроме того, сомнения вызывает сама необходимость прямых и масштабных контактов с JBIC: «Для открытия корсчетов наших банков в зарубежных банках Япония не является приоритетным направлением. По открытию корреспондентских счетов наши банки ориентированы, в первую очередь, на США и Западную Европу. А в кредитных учреждениях Японии, вероятнее всего, уральские банки будут открывать корсчета под конкретных клиентов», – считает Валентина Муранова. Кроме того, по словам председателя правления «СКБ-Банка» Михаила Ходоровского, даже если у клиента уральского банка есть потребность в платежах со своими партнерами в Японии, для этого не обязательно иметь прямые контакты с японскими банками, поскольку современные технологии позволяют осуществлять финансовые операции через другие банки-корреспонденты.

Вместе с тем, нельзя говорить о полной бесперспективности кооперации с японскими банкирами. «Сейчас мы работаем с японскими банками как банки-корреспонденты по расчетным операциям, но Япония – часть мирового экономического пространства, в том числе и финансового, поэтому неизбежно укрепление наших контактов с ней по мере интеграции России в эту систему», – отмечает Михаил Ходоровский. «Безусловно, капитал наших банков не столь велик, чтобы мы могли рассчитывать на большие вливания. Но рассчитывать на реализацию схем кредитования экспортеров и импортеров, которые представил JBIC, уральские банки могут», – продолжает эту мысль Валентина Муранова.

Вывод

Таким образом, в отношении представителей кредитных организаций УрФО к перспективам развития сотрудничества с японскими банками доминирует сдержанный оптимизм. Все участники конференции считают, что такое развитие является одной из форм вхождения региональных банков в мировую экономическую систему, а значит, представляет собой закономерный процесс, ведущий к конструктивным изменениям в структуре уральской экономики. Вместе с тем, конкретные сроки реализации существующих возможностей остаются под вопросом.


Другие материалы по теме: