«КоммерсантЪ–Daily»: Российским пивоварам не хватает стеклотары

6 мая 2004 (10:01)

Резкий рост спроса на пиво привел к развитию не только собственно пивоваренной отрасли, но и смежных производств. Как пишет «КоммерсантЪ–Daily», в России стали появляться солодовни и стекольные заводы, однако стеклотары пивоварам по-прежнему не хватает.

В 2003 г. объем продаж новых стеклянных бутылок и банок в России оценивался в 6-7 млрд. штук (в денежном выражении это более $450 млн.). Из них было импортировано 240 млн. стеклянных бутылок из цветного стекла ($19,3 млн.) и 319 млн. из прозрачного стекла ($37,7 млн.). 57% всего рынка стеклянной тары приходится на пивные бутылки.

Сейчас производством стеклянных бутылок и банок занимаются около 70 российских предприятий, на совокупную долю которых приходится 43% всего рынка бутылок. Западные производители занимают 13% долю рынка, а доля импортируемого стекла – 2,4%. При этом, по оценкам британской инвестиционной компании ACM Ltd., емкость рынка стеклянной тары составляет 15 млрд. бутылок в год. Разница между продажами и закупками составляет 7 млрд. штук объясняется просто. «Это так называемая возвратная тара, и в первую очередь это касается пивных бутылок»,– заявил управляющий директор ACM Ltd. Сергей Урезченко. Из необходимых отрасли как минимум 10 млрд. бутылок в год производится лишь 3 млрд. В России по-прежнему развита система приема стеклотары – только 8-10% пустых пивных бутылок попадает на свалку, минуя стекольных посредников. Пивные производители используют возвратную стеклотару только для производства дешевых сортов пива – стоимость новой бутылки сейчас достигает 3 рублей, тогда как бывшая в употреблении обойдется в 1,5 рубля. Но в борьбе за потребителя пивные производители все чаще используют эксклюзивные бутылки.

За последние несколько лет в России появилось сразу несколько новых производителей стеклотары. В 2001 г. стартовал завод (его мощность рассчитана на производство 250 млн. бутылок в год) одного из крупнейших в Европе производителя стеклотары – турецкой компании Sise Cam Fabrikalari. Чуть раньше «Салаватстекло» запустило производство водочной тары, ЕБРР приобрел Покровский стекольный завод, а американский инвестиционный фонд Agribusiness инвестировал $15 млн. в производство бутылок компанией «Раско» (обеспечивает потребности в стекле турецкой пивоварни Efes Pilsner, установленная мощность – 510 млн. бутылок), располагающей мощностями по производству бутылок в городе Анопино Владимирской области и в городе Воронеже. Позже, в 2002 г., о выходе на российский рынок стеклотары заявила американская компания Owens-Illinois – она начала строительство завода на базе электровакуумного завода по производству кинескопов. В начале 2003 г. заработал завод в городе Кириши Ленинградской области, соинвестором которого выступает чешская компания Sklo-stoy (его мощность – 210 млн. бутылок в год). В Западной Сибири сейчас идет строительство сразу двух заводов по производству стеклотары – «Томское стекло» и «Северск-стекло», а в Северо-Западном регионе построить стекольный завод решил банк «Авангард».


Другие материалы по теме: