«Уральский рабочий» и Мария Демина рассказывают про «Бюджетирование на результат»

7 мая 2004 (09:36)

Столь корявым языком пишется реформа культуры

Намотав не один десяток километров по городам и весям Свердловской области, могу поделиться впечатлением: хотя на сегодняшний день у нас сохранена почти вся сеть культурно-досуговых учреждений, живут они ой как несладко.

Как бы ни относились к культуре власти муниципальных образований, в большинстве своем здания, где живет культура, требуют хорошего ремонта и переоснащения. Жизнь в них поддерживается, как правило, лишь энтузиастами своего дела, которые не убежали из отрасли даже в трудные годы конца прошлого века, когда лихорадящая страна как будто забыла, что у нее есть эта самая культура.

Сегодня Правительством РФ взят курс на реструктуризацию бюджетной сферы, куда, понятно, входят и культурно-досуговые учреждения. Если обобщить, то на повестке дня две задачи: так называемая оптимизация, в нашем случае — сферы культуры, и «бюджетирование на результат» (вливание денег лишь в то, что принесет дивиденды или, иными словами, в то, что по-настоящему пользуется спросом). Административная реформа со скрипом начинает раскручиваться на местах.

Замечу, что, по статистике, в ведении муниципальных органов России сосредоточено 119 тысяч учреждений культуры, и лишь 210 — под федеральным патронажем (почувствуйте разницу!). То есть ничего нового не происходит, просто государство официально сбрасывает со своих широких плеч бремя содержания российской культуры.

Статья 6-я «Предметы ведения местного самоуправления» Федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит такой пункт: «Создание условий деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании». Кто подсчитал, какую часть бюджета «съест» культура, скажем, в дотационных территориях или чисто сельских?

В свете грядущих перемен в Екатеринбурге состоялось воистину эпохальное событие — I Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы модернизации деятельности учреждений культурно-досуговой сферы». Название многим может показаться мудреным, но так или иначе собравшиеся

пытались ответить на основной вопрос: как облегчить процесс адаптации учреждений культуры к новым условиям рынка и законодательно введенного местного финансирования.

Конференция прошла под патронажем недавно созданного (точнее — слитого из двух) Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, а с нашей стороны — министерства культуры Свердловской области и областного Дворца народного творчества. В столицу Среднего Урала съехались руководители органов культуры 12 субъектов Федерации, больше двадцати директоров домов и центров народного творчества и больше сотни руководителей управлений (отделов) культуры муниципального уровня из 47 регионов России.

Поговорить было о чем. Главное — любыми силами сохранить нашу культуру, а ведь «оптимизация сети» и переход на скудные, как правило, местные бюджеты может повлечь (и повлечет!) за собой только одно — неизбежное сокращение числа этих учреждений. Итогом же конференции станут обращения в комиссии по культуре Госдумы и Совета Федерации, а также в Законодательные собрания субъектов Федерации. Только поможет ли это отстоять права культуры, не забыть о ее миссии, ее предназначении.

Мы на всех уровнях говорим, что уже потеряли одно поколение молодежи (а может, и два), давайте не будем повторять уже совершенных ошибок. Ведь свято место пусто не бывает: уйдет культура — придут бездуховность, преступность и социальное сиротство, о котором так модно сегодня говорить.

Венера Алиакберова, Министерство культуры Республики Татарстан:

— К сожалению, при новых законах отсутствует нормативная база на уровне муниципальных образований. Не прописан перечень услуг культурно-досуговой сферы. А нет перечня — на что опираться? Скажем, за библиотекой закреплена лишь функция бибколлектора.

Процесс оптимизации сферы учреждений культуры навис над нами два года назад. Мы рассматриваем эту задачу как наведение порядка в отрасли. Принцип — сохранение всей сети с максимальным (но не ущемляющим права) сокращением расходов. Начали разработку республиканской программы оптимизации и, параллельно, — по городам. Статьи экономии могут быть разные: переаттестация народных коллективов, объединение под одной крышей профильных учреждений, создание в районах тендерных комиссий, перевод учреждений с электрокотельных на газовое отопление...

Владимир Стамиков, начальник Управления культуры МО «Город Красноуфимск»:

— Стараемся работать на опережение. Ищем варианты проведения административной реформы, чтобы сделать все менее болезненно. Ориентируемся на то, что пользуется спросом у населения. Все учреждения культуры у нас имеют статус юридических лиц.

Считаю важным подготовку и внедрение локальных правовых актов, связанных с социальной защищенностью работников культуры. К тому же надо проводить в депутатский корпус представителей нашей сферы, чтобы они защищали ее интересы в законодательном органе.

Людмила Матис, директор методического центра Управления культуры МО «Город Каменск-Уральский»:

— Безоговорочно считаю, что работу в области культуры надо перестраивать. С одной стороны, мы должны соответствовать понятию — культура, с другой — настало время перестать жаловаться на бедность. Из этого и строить взаимоотношения различных городских структур.

Если хотим результатов — надо менять кадровую политику: растить профессионалов и опираться на них.

Людмила Леутская, начальник Управления культуры МО «Город Асбест»:

— Мы пошли путем определения функций учреждений культуры, их профильности. У нас их три: киноконцертный театр (со всем спектром услуг), центры народной культуры — «Лад» и им. Горького, где преобладает образовательный аспект.

Думаю, что в новых условиях все культурно-досутовые учреждения должны уметь участвовать в «конкурсе на бюджет».


Другие материалы по теме: