«Финансовые Известия»: Введение НДС-счетов вызовет рост цен

25 февраля 2004 (07:20)

Налоговая реформа остановлена. Снижение ставок единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС), которое должно было завершить формирование справедливой и необременительной системы налогообложения, отложено на неопределенный срок. После того как чиновники правительства внимательно вчитались в собственные планы снижения фискальной нагрузки на бизнес, они отказались отвечать за их исполнение.

Правительство не хочет ссориться с бизнесом

Задуматься о последствиях введения НДС-счетов правительственных чиновников заставили бизнесмены. В минувшую пятницу в Белом доме прошло заседание совета по предпринимательству, которое было посвящено главным образом обсуждению этой инициативы Минфина. По мнению руководителей финансового ведомства, спецсчета позволят эффективно бороться с неплательщиками налога и компенсируют бюджету потери от снижения ставки НДС.

Бизнесменам эта идея не понравилась с самого начала. Снижение ставки налога на два процентных пункта не сможет, с их точки зрения, компенсировать расходы на открытие и обслуживание спецсчетов.

Премьер Михаил Касьянов, открывая заседание совета по предпринимательству, дал понять, что план введения НДС-счетов он поддерживает. «Правительство может в ближайшее время принять решение о снижении ставки НДС с 18 до 16 или 15%. Но только при одновременном введении специальных счетов для зачисления налога на добавленную стоимость», - заявил премьер. Касьянов сказал, что ему известно об устойчивом негативном отношении предпринимателей и призвал искать «комбинированный сбалансированный способ решения вопросов в налоговой сфере».

Оданко в ходе дискуссии мнение премьера изменилось. Выяснилось, что введение НДС-счетов однозначно поддерживают только Минфин и - с небольшими оговорками - Центробанк. Минэкономразвития и предприниматели категорически против.

Касьянов сообщил, что в таких условиях он не может принимать решение, и велел Минфину и Минэкономразвития вместе подумать над альтернативными способами борьбы с неплательщиками НДС. После этого премьер вычеркнул вопросы налоговой реформы из повестки заседания правительства 26 февраля.

Вчера замминистра финансов Михаил Моторин сообщил, что сроки внесения в правительство новых согласованных предложений по НДС-счетам и другим вопросам налоговой реформы не определены и дата их обсуждения на заседании кабинета неизвестна.

В Белом доме полагают, что до президентских выборов правительство не будет возвращаться к вопросам налоговой реформы. Предложения в основном «сырые». Противоречия между Минфином и Минэкономразвития носят концептуальный характер и исключают возможность достижения компромисса.

Но люди, отвечающие в стране за принятие политических решений, заняты сейчас совершенно другими делами. По поводу налоговой реформы из Кремля никаких сигналов не поступало. В таких условиях сидящее на чемоданах правительство Касьянова не может взять на себя ответственность за очередные шаги налоговой реформы. Возможные социальные и политические последствия этих шагов пугают самих реформаторов.

Отложено до лучших времен

На заседании правительства 26 февраля планировалось рассмотреть меры по завершению налоговой реформы. Единственный законопроект, который Минфин уже успел внести в правительство, касается НДС-счетов. Если он будет одобрен, с 1 января 2005 года всем российским компаниям придется откладывать НДС, который платится при любой сделке, на специальных банковских счетах.

Главная причина, по которой вводится эта мера, - обилие нелегальных схем по возмещению НДС из бюджета. По закону компания, перепродавшая какой-либо товар, имеет право вычесть НДС, уплаченный при покупке, из суммы НДС, уплаченного при продаже товара. И попросить государство вернуть деньги, чтобы не платить налог дважды. Эта схема часто используется для того, чтобы возместить НДС незаконно: через цепочку подставных фирм компания перепродает партию товара (чаще всего - сама себе). Конечный покупатель, не заплатив налог, исчезает, а продавец требует возмещения, отказать в котором при наличии необходимых документов нельзя. Из-за существующих «серых» схем возмещения страдает бюджет - ежегодные потери, по данным Минфина, составляют от 100 до 300 млрд. рублей. Нелегко приходится и законопослушным компаниям, из-за подозрительности властей зачастую вынужденным добиваться возмещения НДС через суды.

Поместив средства для уплаты НДС на банковский счет, компании делают отчисления прозрачными для Минфина. Если в отношении компании у властей возникнут подозрения, счета можно будет заморозить, а средства с них перевести в бюджет.

Правда, неприятностей у законопослушных налогоплательщиков не убавится. Одна из главных проблем, с которыми предстоит столкнуться компаниям, - отвлечение огромных средств из реального оборота. По предварительным прогнозам, их сумма может составить около 100 млрд. рублей. «Для предприятий мелкого и среднего бизнеса, крупных предприятий с сезонным характером выпуска эта нагрузка может оказаться непосильной», - считает президент пивоваренной компании «Балтика» Теймураз Боллоев. По его мнению, это подтолкнет компании к переходу на «теневые» способы оплаты.

Глава комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей Каха Бендукидзе считает, что существенно повысится стоимость привлечения кредитов, осуществления долгосрочных инвестиций, проведения лизинговых операций. Не исключено, что все издержки компаниям, и особенно некрупным, придется переложить на потребителя.

Еще в прошлом году первый замминистра финансов Сергей Шаталов говорил, что с введением НДС-счетов рост цен неизбежен. По самой консервативной оценке, он может составить около 3%. В действительности он окажется гораздо существеннее.

Первыми взлетят цены на товары, которые проходят через цепочку компаний, прежде чем попасть в розницу. Даже если в распространении участвуют всего лишь три звена (производитель, генеральный дистрибьютор и дилер), подорожания не избежать. Для таких товаров, как бытовая техника, подорожание может быть незначительным: здесь слишком высока конкуренция, да и цены на эти товары чаще всего «рекомендует» производитель. Другое дело - продукты питания. Чаще всего в пути от производителя до прилавка продукты проходят через десяток посредников.

Об этом сообщают «Финансовые Известия».


Другие материалы по теме: