У уральских промышленников съехала «крыша»

12 апреля 2001 (12:51)

Перемены в высоких московских кабинетах, которых с напряжением ждали целый год, наконец начались с кадровых перестановок в силовых министерствах.

Пока самым любопытным выглядит назначение бывшего главы фракции «Единство» в Государственной Думе министром внутренних дел. Важных моментов тут три: во-первых, Борис Грызлов — это, как неоднократно упоминали СМИ, стопроцентный человек Владимира Путина, не связанный никакими обязательствами ни с кем из олигархов (во всяком случае, информация об этом пока нигде не проходила). Во-вторых, Борис Грызлов — человек сугубо гражданский и поэтому чуждый понятиям милицейского «клана». В-третьих, Борис Грызлов сменил на посту главы МВД Владимира Рушайло.

Рушайло и промышленники

Владимир Рушайло сам по себе чрезвычайно интересный персонаж. С одной стороны, с момента своего появления на вершине власти он считался человеком Бориса Березовского. С другой стороны, ему удалось надолго «пересидеть» самого Бориса Абрамовича, уже давно устраненного из президентского окружения, что говорит о его влиятельности и несомненных способностях к аппаратной интриге. Формально он получил повышение по службе, и новый пост Владимира Рушайло — глава Совета безопасности — говорит о том, что его влияние в Москве частично сохраняется. И только некоторые наблюдатели открыто предполагают, что Рушайло был отправлен в Совет безопасности, поскольку от него невозможно избавиться раз и навсегда.

Сам по себе Совет безопасности является чрезвычайно странным органом в том смысле, что его значение то снижается, то возрастает в зависимости от возглавляющей его персоны. При слабом Ельцине он выполнял функции структуры, поддерживающей президентское влияние, при сильном же Путине роль Совета безопасности до сих пор остается неясной. Наблюдая последние события можно утверждать: на протяжении первого года президентства Путина, в течение которого он обещал не менять руководство силовых ведомств, Совет безопасности играл роль хранилища новых кадров. Однако когда ситуация позволила президенту ввести «своих» людей в практическое управление страной, Совет безопасности, судя по всему, стал превращаться в своеобразный отстойник, где будут доживать свой политический век чиновники позднего ельцинизма.

Несомненно, что Владимир Рушайло какое-то время еще будет сохранять рычаги воздействия на ситуацию, особенно в некоторых областях экономики. Ни для кого не секрет, что возможности высших государственных чиновников в России всегда были достаточно широки, и многие высокопоставленные руководители использовали их в своих интересах. По свидетельству ряда источников, Владимир Рушайло имел довольно близкие отношения с коммерческими структурами, в разное время близкими к Борису Березовскому. Такие структуры существуют и на территории Свердловской области. В данном случае речь идет о финансово-промышленной группе Искандера Махмудова.

Группа Искандера Махмудова возникла на фундаменте металлургической империи Михаила Черного. Самого Махмудова называют одним из старших партнеров Черного. В настоящее время в состав группы входит и Уральская горно-металлургическая компания, возглавляемая Андреем Козицыным. УГМК в Свердловской области контролирует несколько предприятий как цветной, так и черной металлургии. Из них можно упомянуть Серовский металлургический завод, в кресло директора которого руководителям УГМК удалось посадить «своего» человека. Непосредственно на Качканарский ГОК (которым владеет УГМК) завязан Нижнетагильский металлургический комбинат, так что имеет место и косвенный контроль Уральской горно-металлургической компании над НТМК.

Есть и другой след Рушайло в Свердловской области. По свидетельству ряда источников, Владимир Рушайло вместе с Николаем Аксененко, министром путей сообщения, тоже близким к «семье» бывшего президента, имеют большой личный интерес к НТМК. На этой почве они помогали руководителю группы «ЕАМ» и Председателю Совета директоров НТМК Александру Абрамову в решении ряда вопросов, в том числе по строительству «Стана-5000».

Что может измениться в экономике области с уходом Владимира Рушайло со своего поста? Для ответа на этот вопрос попробуем сначала восстановить полную картину связей Владимира Рушайло с силовыми и коммерческими структурами Свердловской области.

Связи

С Владимиром Рушайло напрямую связан Василий Руденко (см. схему), генерал-майор милиции, заместитель начальника ГУУР МВД РФ, бывший начальник Свердловского РУБОП, затем зам. начальника РУБОП по Московской области.

С фигурой Василия Руденко связывают еще одного силовика — Юрия Скворцова, который сегодня занимает пост начальника РУБОПа. Напомним, что в недавнем прошлом, когда начальником Свердловского РУБОПа был Василий Руденко, Скворцов был его первым заместителем. Руденко, несомненно, имеет влияние на своего бывшего подчиненного.

О разнообразных взаимоотношениях Василия Руденко с уральским олигархом Павлом Федулевым неоднократно сообщали средства массовой информации. По некоторым данным, отношения между Василием Руденко и Павлом Федулевым продолжаются не без участия Леонида Фесько, бывшего начальника оперативно-поискового управления УВД области. Василий Руденко и Леонид Фесько в начале 1999 г. открыто оппонировали начальнику УВД Свердловской области генерал-лейтенанту Валерию Краеву. После этого противостояния все трое покинули свои посты.

В настоящее время Леонид Фесько фактически курирует безопасность на принадлежащих Павлу Федулеву предприятиях; он имеет отношение и к обеспечению режима на НТМК. Поддерживая экономические взаимоотношения с Андреем Козицыным, Федулев вполне мог передать часть своих связей преемнику.

С Владимиром Рушайло напрямую связан и Искандер Махмудов. Заместителем его топ-менеджера Андрея Козицына работает Анатолий Абросимов, бывший первый зам. начальника ГУВД, начальник Криминальной милиции, генерал-майор милиции. В свое время Абросимов благодаря Козицыну пролоббировал через областные структуры назначение на должность первого зам. начальника ГУВД Владимира Филиппова, бывшего начальника Управления уголовного розыска (УУР) ГУВД. Теперь Филиппов руководит всей криминальной милицией, куда входят УУР, УБЭП (управление по борьбе с экономическими преступлениями) и иные оперативные подразделения. Из кругов, близких к руководству ГУВД, известно, что на эту должность достаточно реально претендовал другой руководитель, начальник одного из городских отделов милиции и начальник ГУВД генерал-лейтенант милиции Алексей Красников изначально был против назначения Владимира Филиппова, но благодаря усилиям Козицына был назначен именно Филиппов.

Еще одним человеком, имеющим прямые связи с Владимиром Рушайло, является Александр Абрамов. В свое время, как считают осведомленные наблюдатели, по протекции Владимира Рушайло он даже участвовал в работе предвыборного штаба Путина и приобрел обширные связи в администрации президента. Таким образом, на Владимира Рушайло замкнут «технологический цикл»: Уральская горно-металлургическая компания контролирует Качканарский ГОК, который, в свою очередь, является стратегическим партнером НТМК.

Интересно, что во времена Краева область по «милицейским» показателям перманентно находилась в верхней части списка из десяти худших регионов, что и было предметом критики. Теперь область в пятерке худших, грубо говоря, после нас — только Чечня. Тем не менее, на последней коллегии в МВД с Алексея Красникова было снято взыскание, и на федеральном уровне область по линии МВД никогда сильно не критиковали. Даже гремящие на всю страну провалы в борьбе с наркомафией не повлияли на его карьеру. Вполне возможно, что лояльность теперь уже бывшего руководства МВД к Алексею Красникову связана с особыми коммерческими интересами этого руководства в Свердловской области, гарантом которых косвенно выступал и выступает генерал Красников.

Таким образом, Владимир Рушайло имел и, возможно, еще имеет самое прямое влияние на всю металлургию области. Более того, получается, что все основные предприятия уральской металлургии связаны со структурой МВД.

Чего ждать?

Вслед за отставкой Владимира Рушайло в МВД стали происходить серьезные перестановки — ушел со своего поста первый зам. министра РФ Владимир Козлов, курировавший борьбу с оргпреступностью. Прогнозируется отставка и начальника ГУУР МВД РФ Вячеслава Трубникова, чьим непосредственным подчиненным является Василий Руденко.

Имеется ряд предположений о том, как скажутся перестановки в Москве на силовых департаментах Свердловской области. Так, наблюдатели не исключают, что Алексей Красников провел предварительные переговоры в МВД России о переводе его в Калининградскую область, где уже работает бывший начальник Уральского таможенного управления Сергей Лапченко. По имеющимся данным вопрос будет решен окончательно в самое ближайшее время, в течение предстоящей двухнедельной стажировки Красникова в МВД. По другой информации в качестве альтернативы Красникову могут предложить пост начальника Управления внутренних дел на транспорте, которое будет образовано после слияния СУВДТ с еще одним управлением.

У уральских промышленников съехала «крыша»




После того, как должность начальника одного из основных силовых ведомств станет вакантной, различные силы поведут борьбу за назначение «своего» человека. Естественно, что властные круги, ориентированные на область, будут лоббировать назначение на этот пост Владимира Филиппова, чтобы сохранить уже имеющуюся схему влияния на правоохранительные органы области.

Вместе с тем, пока не ясно, какие реальные изменения в структуре правоохранительных органов произойдут в результате создания Комитета криминальной милиции по УрФО.

Вполне вероятно, что если главой ГУВД Свердловской области будет назначен человек из ФСБ (а эта версия уже практически признана основной), то изменений в отношениях силовых органов и финансово-промышленных групп избежать не удастся.

Наиболее оптимистично выглядит прогноз о том, что временные трудности с «решением текущих вопросов» в московских коридорах рано или поздно будут разрешены. Появится иной, кроме Владимира Рушайло, канал общения с верховной властью, возможно, что сам Владимир Рушайло и определит своего преемника. Путей к рычагам власти множество, и перекрытие одних заставляет искать и использовать другие.

Самый же пессимистичный для нынешней верхушки уральской металлургии вариант развития событий выглядит следующим образом: чистка в верхних эшелонах МВД и в регионе оставит Искандера Махмудова (как и стоящего за ним Андрея Козицына) и Александра Абрамова без возможностей оперативного контроля за развитием ситуации. Кроме того, важна собственная позиция нового министра внутренних дел по ряду вопросов, не связанных напрямую с его компетенцией, но, тем не менее, находящихся в зоне его контроля.

Вполне возможно, что сгущающиеся над головой Павла Федулева процессуальные тучи рано или поздно приведут к устранению его из экономической жизни области. Административный фактор в лице губернатора Эдуарда Росселя едва ли сможет помочь Махмудову и Козицыну в «решении вопросов» с московским руководством хотя бы в силу неоднозначности позиции самого Росселя. Если учесть, что подспудно готовится пересмотр итогов приватизации, то становится понятным: в самое ближайшее время в металлургии может произойти очередной передел собственности, в ходе которого нынешние капитаны отрасли отойдут на задний план, а ключевые предприятия окажутся в руках экономических структур, имеющих прочную базу в Москве и на местах.

В истории российского предпринимательства немало случаев, когда масштабный проект начинали одни, а заканчивали и делили прибыль совсем другие люди. А главный на сегодня проект уральской металлургии — «Стан-5000» является весьма привлекательной мишенью для приложения лоббистских усилий.


Другие материалы по теме: