«Уральский рабочий» и Евгений Катыхин считают, что «На заводе главный не хозяин, а рабочий»

28 мая 2004 (10:43)

Недавно в одном из номеров «Уральского рабочего» мы говорили о взаимосвязанных проблемах образования и производства. Напомню, высокий престиж высшего образования тормозит развитие промышленности, создает дефицит рабочих специалистов.

Сегодня среднее профессиональное образование получают всего около шестидесяти тысяч молодых людей, притом что потребность в рабочих кадрах составляет семьдесят тысяч мест.

Уральская промышленность всегда была и до сих пор остается важным сегментом экономики России. И нехватка кадров, наравне с неплатежами и отсутствием экспорта высокотехнологической продукции, стала одним из лидирующих факторов, сдерживающих производство. Обсуждению этой проблемы был посвящен «круглый стол», предваряющий проведение на Урале второго межрегионального конкурса профессионального мастерства представителей рабочих профессий «Уральский мастер».

Итак, в рабочих коллективах большинства предприятий региона преобладают люди среднего и старшего возраста. Молодежь на предприятия идет неохотно. Кроме надуманной непрестижности рабочих специальностей, останавливает их и низкая заработная плата. Однако последние статистические данные показывают, что зарплата большинства рабочих не так уж мала. В разных отраслях промышленности она колеблется от шести до пятнадцати тысяч.

— Всем понятно, — комментирует ситуацию советник Уральской торгово-промышленной палаты, доктор социологических наук и эксперт «круглого стола» Галина Кораблева, — чем выше качество рабочей силы, тем стабильнее работает экономика страны. Так что здесь проблемы я не вижу. Проблема в другом: где в условиях сегодняшнего рынка труда взять эту самую качественную рабочую силу. Раньше, до начала рыночных реформ, существовала отлаженная система воспроизводства квалифицированных рабочих кадров — профессиональная подготовка и обучение. Сегодня наиболее эффективно в цепи воспроизводства кадров работает только высшее образование, которое готовит специалистов в таком количестве, что предприятия имеют возможность выбирать.

Актуальной становится еще одна проблема. Прогнозы социологов и экономистов сбываются: помимо того, что квалификация рабочего класса оставляет желать лучшего, на предприятиях отмечается тенденция старения коллективов. Обновление кадров необходимо в связи с тем, что на заводах появляется новое оборудование, а молодежь гораздо охотнее и легче осваивает все новое.

Один из путей решения проблемы—повышение престижа путем популяризации рабочих профессий. Правда, Те, кто уже попробовал свои силы в бизнесе, никогда не встанут к станку, поэтому одна из самых перспективных категорий на сегодня — школьники. Сейчас некоторые предприятия возрождают такие мероприятия, как профориентация, знакомящая учеников с работой и коллективом, и лекции с привлечением старшего поколения, сохранившего привязанность к профессии.

Конечно, кого-то из школьников удастся привлечь заработной платой или стабильностью, хотя, как отмечают специалисты, таким способом кардинально ситуацию не изменить. Нужна более серьезная мотивация для будущих работников. Первое, что должно привлекать молодежь к производству, — перспектива, возможность карьерного роста. Сейчас в обществе укрепилась иллюзия, что, встав к станку, ты лишаешь себя шанса развиваться. Чтобы народ потянулся на производство, необходимо разбить эти иллюзии.

Еще один путь — стимулирование рабочих предоставлением социальных льгот. Если молодежь, придя на производство, будет иметь реальную возможность обзавестись жильем, если условия труда будут не просто удовлетворительными, а еще и комфортными, ситуация с кадрами изменится.

—Сейчас встает вопрос, — заявляет вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Анатолий Лузин, — кто должен финансировать эту программу? Обратите внимание, примерно семьдесят пять процентов современных предприятий — частные. Необходимо, чтобы их руководители осознали социальную ответственность бизнеса. Если это случится, недостатка в рабочих не будет. Раньше промышленники создавали условия для своих рабочих, обеспечивали их жильем, пропитанием, медикаментами. А сейчас? Шахтеры бастуют, рабочие тоже, производство стоит. А собственники, вместо того чтобы вкладывать деньги в своих работников, покупают футбольные команды и яйца Фаберже. Кроме того, для восстановления престижа нужна, конечно, поддержка государства. Бывший премьер Касьянов делал ставку исключительно на нефть и газ. В результате другие отрасли промышленности отошли на второй план и стали потихоньку загибаться. Слава богу, новое правительство задумалось над тем, как исправить ошибки.

Еще одним способом повышения престижа рабочих профессий и, как следствие, пробуждения интереса молодежи стали конкурсы среди рядовых сотрудников предприятий. «Уральский мастер» на сегодня является самым масштабным среди них. Настолько серьезных мероприятий уральская промышленность не видела со времен социалистических соревнований. Пройдя впервые в прошлом году, он охватил сразу шесть областей и две республики. В конкурсе приняли участие 244 тысячи работников пятидесяти девяти крупнейших промышленных предприятий Уральского региона.

Впереди второй конкурс. Желание вновь принять в нем участие уже выразили руководители и рабочие большинства предприятий—участников прошлого года. По словам промышленников, конкурс пробудил в людях внутреннюю активность, у них появился стимул трудиться не только ради зарплаты, но и ради признания.

— Сейчас одной зарплатой людей не привлечешь,—комментирует начальник отдела кадров Машиностроительного завода имени Калинина Сергей Кулинич, — да и бесконечно повышать ее невозможно. Конкурс привлек внимание народа к производству, да и сами рабочие выразили надежду на то, что конкурс если и не поднимет российскую промышленность, то станет хотя бы серьезным толчком к этому.


Другие материалы по теме: