«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко считают: «Оклад бюджетника как мера веса региона»

13 июля 2004 (09:51)

За шумной и конфликтной полемикой, связанной с планами Правительства перевести льготы из натурального обеспечения в денежную, компенсационную плоскость, как-то затерялась ещё одна тема, крайне важная для бюджетного процесса. Имеется в виду отмена с 2005 года так называемого закона о единой тарифной сетке. Точнее, он будет действовать в отношении только федеральных организаций, а вот в регионах права и обязанности по обеспечению финансами бюджетников переходят к самим субъектам Федерации. Свердловская область до известного времени (до секвестра прошлогоднего бюджета и неожиданного заявления о федеральном вспомоществовании региону) всегда числилась в ранге доноров. Однако сегодня вряд ли кто возьмётся прогнозировать, будут ли учителя, врачи, работники других категорий бюджетной сферы Среднего Урала получать больше, скажем, своих удмуртских коллег (там, по данным профсоюзов, дефицит бюджета уже дошёл до полутора миллиардов рублей). Или же, как и все депрессивные края, области и республики, Свердловская область станет отряжать ходоков в Москву — за деньгами. Во всяком случае, из прогноза регионального бюджета на 2005 год явствует, что он может вырасти всего на 8 %, в тот момент когда уровень инфляции прогнозируется на отметке 10-12 %. А это означает, что бюджетники Среднего Урала едва ли смогут претендовать на свой региональный статус и гордиться своими истинно уральскими окладами.

Не исключено, что, предчувствуя такой оборот событий, исполнительная власть области решила себя обезопасить и готова пойти по апробированному сценарию — лишить денег муниципалитеты. Снижение на 13 процентов против бюджета-2004 доли бюджетов муниципалитетов в консолидированном бюджете региона говорит именно о таком подходе. Понятно, что областная власть пытается использовать в последний раз (с 2006 года вступает в силу новый закон о местном самоуправлении) свои «вертикальные» полномочия. Однако уже сейчас становится ясным, что областное правительство, реализовав подобные подходы, рискует вступить в противоречие с требованиями федеральной власти. Не далее как в минувшую пятницу Президент, выступая на заседании Совета законодателей в Совете Федерации, напомнил, что необходимо провести глубокий анализ публичных функций — в государственных органах. И упразднить избыточные, особенно те, что мешают, как выразился Президент, экономической активности граждан, увеличивают коррупцию и способствуют росту необоснованных государственных расходов, — попросту говоря, разбазариванию денег, от которого граждане не чувствуют никакой отдачи.

В этой связи нелишне напомнить, что за время, прошедшее после прихода нового Кабинета министров РФ, штат федеральных территориальных органов по стране сокращён на 42 тысячи человек и ещё 2 тысячи должностей ликвидированы в центральных аппаратах министерств и ведомств.

На Среднем Урале, как известно, избыточным давно считается штат областного правительства. Говорят, что даже Москва обратила внимание, что министров у нас больше, нежели у Федерации. В качестве примера реальной экономии бюджетных средств уже приводят соседнюю нам Челябинскую область, где количество управлений (преобразованных, правда, в1 министерства) сократилось в последние месяцы на две трети -с 33 до 10.

Будем надеяться, что при формировании бюджета страны на 2005 год (Минфин РФ планирует внести в Правительство его проект 12 августа, а 19 уже августа он может быть Кабинетом министров рассмотрен) не допустят ущемления зарплат бюджетников против их существующего уровня, — возможно, даже с учётом прогнозируемой инфляции. Другой вопрос, будет ли способна Свердловская область обеспечить достойную Урала оплату труда врачей, учителей, социальных работников и т.д. Или выжатые из муниципалитетов деньги снова уйдут на содержание чиновников?


Другие материалы по теме: