«Уральский рабочий» и Евгений Коновалов обнаружили «Холодный расчет вместо парного молока»

6 августа 2004 (11:21)

Почему сокращается поголовье скота на личных подворьях?

Невьянский район. Перелистывая страницы частных объявлений местных газет, то и дело наталкиваешься на сообщения: «Продам корову, высокоудойную, стельную» или «Продам телку от высокоудойной коровы». Впечатление, что все владельцы крупного рогатого скота в районе решили избавиться от домашнего поголовья.

Выбыла каждая пятая буренка

Семья Крыловых подает объявление о продаже коровы уже во второй раз в нынешнем году. Зимой Крыловы сбыли с рук свою буренку, а теперь помогают продать корову престарелым соседям. Впрочем, помочь пока не особо получается: объявление красуется в газетах уже не одну неделю, но никто пока не заинтересовался.

Свою же корову Крыловы продали по той причине, что сочли ее содержание невыгодным делом. Прошлым летом на приобретение одного только сена для буренки было потрачено 4,5 тысячи рублей. Они подсчитали, что на эти деньги можно круглый год покупать и мясные, и молочные продукты. К тому же корова в последнее время часто болела, что требовало дополнительного ухода, а значит, и дополнительных затрат времени и денег. Но без скотины Крыловы все же не остались: взамен приобрели козочку, которая сегодня стабильно снабжает их молоком.

Семья Шадриных из села Быньги отказывается от коровы по другой причине. У старших представителей семейства, все сознательную жизнь разводивших скотину, стало пошаливать здоровье. Последние годы их приусадебное хозяйство держалось на сыне-школьнике. Сейчас надежда и опора Шадриных поступает на учебу в Екатеринбург, в один из юридических вузов. Дочь, тоже проживающая в родительском доме, в Быньгах, уже закончила юридический институт, однако работу по специальности в родном селе не нашла — устроилась в Невьянске и ежедневно курсирует в город и обратно на автобусе. На хозяйство у нее, естественно, не остается ни времени, ни сил. Шадрины-старшие на детей не серчают, наоборот, даже радуются, что те образование получают. Значит, не суждено им трудную родительскую жизнь прожить.

...Подобных примеров можно привести много, но лучше всего о ситуации говорят цифры. По данным городского отдела статистики, на 1 июля 2002 года численность поголовья крупного рогатого скота в сельской местности (то есть во всех населенных пунктах района, за исключением рабочих поселков Цементный, Калиново, Таватуй, Аять и, разумеется, самого Невьянска) составляла 1970 голов, в том числе 1003 коровы. До нынешнего лета «дожили» 1668 голов (801 корова). Тенденция на снижение сохраняется, причем темпы ее достаточно велики уже сейчас, в летний период. Что же останется от частного сельского стада, когда придет время традиционного сезона забоя скота? И почему оно неуклонно сокращается?

Расход велик...

В последнее время мы часто слышим о сокращении численности населения практически во всех уголках России. Цифры, которые характеризуют демографическую ситуацию в нашем районе, удручают. По данным переписи 1989 года, в сельской местности проживало 13800 жителей, в 2002 году переписчики насчитали в районе только 8800 человек. Где же 5 тысяч? Либо умерли, либо уехали в город в поисках лучшей жизни, поскольку в любом селе заработная плата очень низка, а молодежи хочется жить достойно. Соответственно, содержать скот в селе просто-напросто некому.

Впрочем, и те, которые остаются в селе, все чаще отказываются от личного подворья. Уход за животными требует немалых затрат и времени, и денег, а отдачи селяне не видят. Ситуацию усугубляют не только низкие цены на сельхозпродукцию, но и отсутствие в районе возможности сбыта мяса. В какую же сумму выливается содержание одной взрослой головы крупного рогатого скота?

Главная статья расходов по содержанию крупных животных — приобретение кормов. Летом дела с пропитанием скота обстоят проще — основную часть сочных кормов животные получают на пастбище. Но пастбищный сезон продолжается максимум 4 месяца. За 250 дней стойлового периода уходит как минимум 2,5 тонны сена, около двух тонн концентратов. По самым низким расценкам, когда 1 килограмм сена стоит 1,8 рубля, килограмм концентратов — 4 рубля, получается, что селяне вынуждены раскошелиться на сумму около 12,5 тысячи рублей (это при том, что овощи, дополняющие меню животных, будут с личного огорода). Летом владелец одной коровы потратит еще около двух тысяч на приобретение концентратов. Итого прокорм одной головы КРС обходится в 15 тысяч рублей в год.

Будущей зимой эта сумма значительно увеличится. Стоимость комбикормов повышается постоянно: и производители, и непосредственные продавцы ежемесячно поднимают цену примерно на 5—7 процентов — вслед за увеличением цены на зерно.

Сено нынче тоже будет дорожать; поскольку урожай трав был невелик. Многие селяне уже и не пытаются страдовать самостоятельно — копят деньги, чтобы купить. Впрочем, на рынке сено нынче тоже дефицитный товар. Например, АКХ «Диалог» — организация, не первый год специализирующаяся на заготовке и продаже сена, — уже в конце июля была вынуждена отказывать покупателям: весь товар ушел с колес.

К сумме, которую селяне затратят на прокорм скота, необходимо добавить расходы на профилактику его заболеваний. Один курс ветеринарных услуг стоит около 80 рублей, в год на эти цели тратится 160 рублей. Если владелец решил пустить корову под нож, справка о предубойном осмотре обойдется ему еще в 121 рубль, освидетельствование туши скота на рынке — 36 рублей. Каждый добрый хозяин страхует свой скот от пожаров, болезней и других напастей. Стоимость годичного «оберега» — 10 процентов от стоимости коровы, то есть 1 тысяча рублей. Прибавим эту тысячу в общую копилку, и годовой расход на содержание одной головы КРС переваливает уже за 16 тысяч рублей.

...а доход мал

Теперь подсчитаем доходы, которые селяне могут получить от реализации сельхозпродукции. Если во время пастбищного сезона корова может давать около 20 литров молока в день, то за год она надоит не более 3500 литров (вычитаем время «отдыха» перед отелом и после него). Большую часть получаемого молока частники оставляют себе. Когда на местных фермах работали пункты приема молока от населения, самые добросовестные частники сдавали на продажу чуть более 1000 литров молока в год. Эту цифру возьмем за основу и для нынешних торговцев, хотя, безусловно, процесс сбыта молока сейчас стал более трудоемким, и далеко не всем удается продавать молоко в прежних объемах.

В городе 1 литр молока можно продать максимум за 10 рублей. В селах оно продается еще дешевле. Значит, за год владельцы коров обогащаются в лучшем случае на 10 тысяч рублей. Окупать свое существование она начинает не сразу, а спустя 2,5— 3 года — за счет приплода.

Еще одна статья доходов от содержания крупного рогатого скота — продажа мяса. Если торговля молоком с частного подворья у нас разрешена (поэтому торговцы абсолютно законно занимают места возле «Гастронома»), то с торговлей мясом дела обстоят намного проблематичнее. На невьянском рынке предложат купить мясо по цене 60 рублей за килограмм. Самим частникам здесь не положено торговать мясом, а значит, не положено назначать свою цену. Максимум, что они могут получить от перекупщиков за одну тушу коровы (весом более 400 кг), — около 15 тысяч рублей.

С учетом того, что ежегодные убытки от содержания одной коровы составляют около 6 тысяч рублей, прибыль от продажи мяса покрывает только 2,5 года ее содержания. Рано или поздно каждый начинает задумываться и сопоставлять доходы и расходы.

Любители парного молока, отказавшись от коров, покупают коз и овец. Их поголовье составляет до 1354 голов.


Другие материалы по теме: