«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова спрашивают: «Умирать ли за агломерат?»

25 августа 2004 (11:34)

В области растет число погибших на производстве

В понедельник тяжело пострадал рабочий Верхнее-Салдинского металлургического объединения. 53-летнему монтеру на голову упал 100 килограммовый рельс, сорвавшийся с подъемного крана. Пострадавший в тяжелом состоянии госпитализирован.

Редкий день обходится без сообщений такого рода. Впечатление такое, что на предприятиях области идет необъявленная война. Бесстрастная статистика подтверждает: производственный травматизм со смертельным исходом растет. По данным областного департамента труда, в прошлом году четыре человека из каждой тысячи работающих пострадали на производстве, каждый десятый из потерпевших погиб. Нынешний год отмечен крупными авариями с человеческими жертвами на предприятиях металлургического комплекса в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Ревде.

В каждом случае эксперты называют свои причины. Но в основе, как правило, лежит грубое пренебрежение техникой безопасности — как со стороны работодателей, не обеспечивших нормальных условий труда, так и со стороны работников, по российской привычке больше полагающихся на авось, чем на служебные инструкции.

Противоречия между трудом и капиталом в этой области проявляются особенно остро: работодатель стремится сэкономить на средствах безопасности, а рабочие не смеют требовать, дабы не оказаться на улице. Заводские профсоюзы куда охотнее занимаются организацией досуга на предприятии, нежели скрупулезной и нервной работой по защите прав наемных работников на безопасные условия труда.

Особенно плохо обстоит дело в малом бизнесе, где зачастую трудовые отношения даже не оформляются юридически. Это автоматически лишает работника социальных гарантий в случае увечья, а в случае его гибели семья не получает денежного содержания.

Еще более дефицитными стали человеческая поддержка и участие, в которых так нуждаются и сами пострадавшие, и их семьи. Чаще всего руководители предприятия, выполнив предписанные законом формальности, забывают о своих бывших работниках, и это равнодушие особенно больно ранит близких.

Такое отношение — следствие общей девальвации человеческой жизни в нашей стране. Характерный пример. Родные погибших во время взрыва на Каменск-Уральском литейном заводе четверых рабочих подали в суд иски о возмещении морального и материального вреда, потребовав от виновников от 200 до 250 тысяч рублей. Суд скостил и эти — мизерные по сравнению с ценностью человеческой жизни — суммы. Он обязал ответчика — фирму «Техгаз» — выплатить от 90 до 110 тысяч рублей за погубленную душу…


Другие материалы по теме: