«Уральский рабочий» и Андрей Морозов сообщают про «Газодефицит»

15 сентября 2004 (09:15)

Помнится, в свое время соглашение, которое сделало «Итеру» через ее дочернее предприятие «Уралсевергаз» монопольным поставщиком природного газа в Свердловскую область, подавалось как одно из самых больших достижений областного правительства. Но времена меняются и не всегда в ту сторону, в которую хочется. Впрочем, обо всем по порядку.

Вспомнить все

Прежде всего о том периоде, когда ближе «Итеры» у «Газпрома», вернее, его топ-менеджеров, никого не было. Поговаривали, что газпромовские генералы были материально заинтересованы в процветании «Итеры». Но справедливости ради отметим, что многочисленные проверки так и не смогли оценить степень близости младшего партнера «Газпрома» с газовым монополистом.

Дружбе же Свердловской области с «Итерой» поспособствовали и близость нашего региона к районам газодобычи, соответственно низкие затраты на транспортировку газа и некоторые несовершенства тогдашнего российского законодательства. О последнем подробнее, так как оные несовершенства и породили всем теперь известный «Уралсевергаз».

Так вот, в те не очень давние времена лазейки в законе позволяли предприятиям расплачиваться с бюджетом своей продукцией. Например, «Газпром» предоставлял администрации Ямало-Ненецкого автономного округа по внутренней цене природный газ на сумму, равную сумме его налогов. Ямальцы в свою очередь передавали этот газ на комиссию «Итере», чуть-чуть увеличив цену. «Итера» же через учрежденный ею с областным правительством «Уралсевергаз» поставляла оный газ в Свердловскую область уже по цене, близкой к рыночной.

Предполагалось, что в царившую тогда эпоху бартера торговый дом, а именно такого рода предприятием стал «Уралсевергаз», выменяет на газ эквивалентные объемы продукции свердловских предприятий и реализует на северах уже за живые деньги. И все были довольны, кроме государства, так как проверки показали, что из-за такой схемы работы сотни миллионов рублей не попали в государственный бюджет. Посему лавочку и прикрыли, но все фигуранты остались. И вот почему.

Во-первых, «Газпром» всячески отбрыкивался от внутренних поставок, наращивая экспорт, так как заграничные цены на газ тогда в разы превышали российские. Во-вторых, пока у власти в «Газпроме» оставалась старая команда во главе с Рэмом Вяхиревым, «Итера» могла не беспокоиться о своем будущем. Она исправно получала лицензии на новые газовые месторождения и доступ к газпромовской трубе. И оставалось только восхвалять мудрость правительства Свердловской области, кое заимело такого полезного друга. Но, увы, счастье не бывает вечным.

А потом начинаешь спускаться

Нельзя сказать, что «Итера» не старалась сохранить прежние эксклюзивные отношения и с новым руководством «Газпрома» во главе с Алексеем Миллером. Так, она достаточно безропотно вернула газовому монополисту некоторые газодобывающие активы, которые были переданы ей еще командой Р. Вяхирева. А также всячески старалась задобрить своего старшего партнера. Например, предлагала свои доли в интересующих «Газпром» предприятиях в обмен на потепление отношений. Но новое руководство на контакт не шло, видимо, решив, что

«Итере» некуда деваться и имеющееся у нее в любом случае достанется «Газпрому». Особенно показательна в этом отношении ситуация с газодобывающим предприятием «Ачимнефтегаз», акции которого «Итера» в течение года безуспешно пыталась продать газовому концерну по заниженной цене. «Газпром» же последовательно усиливал давление на «Итеру». В связи с чем ей пришлось уйти с выгодного газового рынка в Прибалтике. Да и вообще ужаться в целом на рынке стран СНГ.

Более того, чего раньше невозможно было представить, у «Итеры» возникли проблемы с доступом к газпромовской трубе. В частности, до сих пор ей не удалось подключить к трубе давненько уже запущенное в эксплуатацию новое месторождение «Береговое».

А попытки же «Итеры» порешать свои проблемы через других независимых производителей ничего, кроме неприятностей, последним не принесли. Так, после продажи «Итерой» «Новатэку» своей доли в уже упоминавшемся «Ачимнефтегазе» и этому независимому производителю стало не хватать места в трубе. И хоть он подал иск в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) против дискриминации со стороны «Газпрома», вряд ли у «Новатэка» что-то выгорит. А управляющий активами ИК «Проспект» Александр Баранов так и вообще предрек новые неприятности «Новатэку».

— В прошедшие несколько лет в «Газпроме» очень много говорили о собирании газовых активов, — пояснил А. Баранов. — Мягко говоря, намекалось, что компании, которые сейчас называют себя «независимыми поставщиками», в свое время откусили что-то от «Газпрома» по дешевке. И если «независимые» вроде «Новатэка» будут рыпаться и идти на конфликт с государством («Газпромом»), то «придут по их души». О «Новатэке» же мы здесь много говорили прежде всего потому, что именно от него сейчас будет зависеть стабильность поставок газа в Свердловскую область. Дело в том, что не так давно, в конце августа, «Итера» обменяла свои последние газодобывающие активы (у нее осталось «Береговое» без доступа к трубе и «Пургаз», контролируемый «Газпромом») на акции «Новатэка». И вот что из этого получается.

Газ не про нас?

Прежде всего дадим слово «Уралтрансгазу», который и представляет «Газпром» в Свердловской области.

— В Свердловскую область топливо поступает по магистральным газопроводам, которые принадлежат «Газпрому», — комментирует пресс-секретарь «Уралтрансгаза» Григорий Ломакин. — Далее он идет на распределительные станции межрайгазов, где снижается давление, и уже потом поступает на предприятия и в города. «Итера» в данном случае получает плату за распределение газа и выполняет функции бухгалтерии. В свою очередь пресс-секретарь «Итеры» Евгений Остапов заявил, что «существуют «джентльменские соглашения», по которым «Итера» будет получать 49% добываемого на месторождении газа, и в ближайшие несколько лет ситуация не изменится». Правда, сам же заметил, что решения о поставках будет принимать совет директоров «Новатэка». Притом что, насколько нам известно, пакет акций «Итеры» в «Новатэке» будет меньше блокирующего. И потому она не сможет оказывать влияния на принятие решений. В связи с чем обратим внимание на то, что пресс-секретарь «Новатэка» Михаил Лозовой менее оптимистичен, нежели его коллега из «Итеры»:

— Даже во время плановой экономики никто не пробовал строить прогнозы более чем на пять лет, а в современных условиях предсказать развитие ситуации еще сложнее.

В то время как Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области и тройное увеличение объемов областной промышленности к 2010 году рассчитаны как раз на увеличение поставок газа. Как, впрочем, и грандиозные планы по газификации области. Притом что, исходя из вышесказанного, стабильность, а тем более наращивание объемов поставок природного газа в область под вопросом.


Другие материалы по теме: