«Областная газета» и Сергей Парфенов рассказывают про «Сокровища под ногами»

21 сентября 2004 (11:58)

Хотите верьте, хотите нет, но на Урале до сих пор прямо на поверхности земли лежат несметные сокровища...

Скажем, тот, кто бывал в окрестностях Качканара, тот, конечно, видел огромное — протяженностью в несколько километров и высотой в 30 метров — рукотворное плато. Эти отвалы — продукты 40-летней и весьма энергичной деятельности ГОКа «Ванадий».

По оценкам специалистов, здесь скопилось свыше 1 миллиарда тонн отработанных пород, точнее — перемолотого песка. Так вот, в каждой тонне его, оказывается, содержится более 100 граммов скандия — ценнейшего редкоземельного металла! Так что лезть за ним в глубь уральских кладовых теперь совершенно не обязательно. Многие полезные ископаемые у нас буквально валяются под ногами...

Но скандий все-таки стоит особняком. Конечно, о том, что он есть в песках Качканара, еще в советское время прекрасно знали и геологи, и металлурги. Руки не доходили.

— Тогда ведь «на коне» были министерства, плановая система, — комментирует ситуацию председатель Экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергей Воздвиженский. — А каждое ведомство отстаивало свой интерес. К примеру, Минчермет отвечал за прокат, сталь, трубу, лист, «цветникам» были нужны алюминиевые чушки, рафинированная медь...

Примой же тогдашней экономики считался Минатом, где внедрялись (причем в первую очередь) суперсовременные многоцелевые технологии. Этот «монстр» имел и постоянно строил передовые предприятия, ГОКи, особенно почему-то в Средней Азии. Тут тоже все было расписано, как по нотам: ты делаешь то, ты — это, у соседа — такая-то задача... Многое, конечно, разбазаривалось, продавалось за бесценок, а то и попросту не принималось в расчет. Скандий же вообще тогда использовался в мизерных количествах.

С распадом СССР, продолжает С. Воздвиженский, мы во-первых, потеряли большинство тех славных комбинатов, которые в комплексе работали на всю советскую экономику, во-вторых, вошли худо-бедно в рынок, где экономические проблемы решали уже не только государство,

но и частная инициатива, предпринимательство, заимствованный капитал. А коммерческая выгода, как известно, — двигатель прогресса.

Словом, после того, как бывшие союзные республики официально «оформили развод», из Казахстана, Киргизии, Таджикистана в Россию, и на Урал — в частности, хлынули сотни высококлассных специалистов. В том числе и из г. Шевченко, закрывавшего в основном потребности атомной и оборонной промышленности страны в скандии. Многих из тех вынужденных «беженцев» в конце 80-х — начале 90-х пригрел у себя именно С. Воздвиженский, предоставив им работу, кусок хлеба, какую-то надежду на будущее. А тем, кто одержим, у кого голова на плечах, дай, пусть на время, хоть какую-то стабильность, возможность заняться любимым делом. Вот с этого-то и началось создание перспективных планов, бизнес-проектов, новых технологий.

Вот пример. Поскольку скандий — очень легкий и на редкость качественный металл, уральские ученые и специалисты упор в своей новой работе сделали на создание алюминиево-скандиевых сплавов. Идеи обкатывались

на Каменск-Уральском металлургическом заводе, Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении, Качканарском ГОКе «Ванадий», в лабораториях Института физики металлов Уральского отделения РАН, в УГТУ-УПИ и других институтах.

Каков же итог? После научно-исследовательских и практических работ были получены сплавы, которые позволяли увеличить прочность алюминия в 1,8—2 раза! При этом добавки микролегирования по скандию не превышали 0,28—0,3 процента. Иными словами, если добавить в алюминий менее одного процента скандия, то получается, по сути, совершенно другой металл! Причем это на редкость дешевый, так сказать, «массовый» скандий.

У специалистов даже началось легкое головокружение от успехов. Но снова беда: новый сплав есть, вот он, а где же его использовать, кому продать? Конечно, спектр применения новинки просто огромен. Но для массового производства тогда, в 90-е годы, были нужны и немалые инвестиции. Поэтому екатеринбуржцы решили начать с экспериментов в машино- и автомобилестроении, благо, в регионе имеются соответствующие производства в Миассе, Кургане, Ижевске и Новоуральске. Доказывали: нет нужды весь мотор делать из алюминиево-скандиевого сплава, а вот поршень, шатун — пожалуйста. Это интересный шаг к созданию нового типа двигателя — с иной массой, с лучшими ударными характеристиками, перспективной технологией. Однако разработками уральцев заинтересовались первыми не предприятия-земляки, а на АвтоВАЗе. Его генеральный директор Владимир Каданников, прознав про новинку, с ходу взял на исследование и пробы несколько образцов чудо-сплавов, пообещав тесно сотрудничать. Правда, запала хватило ненадолго, ВАЗ не проявляет больше интереса к интересной новинке...

Совершенно несекретно

Известно, что во всем мире скандий используется граммами, этот металл — на вес золота. И ведущие мировые фирмы, к примеру, в США, даже не могут взять в толк, что уральцы готовы выполнять заказы на поставку скандия, исчисляемые сотнями, тысячами тонн! Сергей Воздвиженский признался: им и его коллегами было сознательно сделано несколько «утечек информации» о новых чудо-сплавах на переговорах с деловыми кругами Франции, Германии и США. И оказалось, что американцы просто боятся выходить на скандиевые сплавы России, ибо не без основания считают, что наша страна с этими материалами их «задавит» на мировом рынке, как это случилось в свое время с палладием. Зато немцы и французы взяли новые изделия для изучения и испытаний, тоже, впрочем, не веря, что Россия обладает столь сказочным сплавом и возможностями масштабных поставок.

— Но они уже убедились, что все так и есть на самом деле, — замечает Сергей Воздвиженский. — Теперь же время работает на нас. Мы можем уже выбирать...

А если завтра — заказ, если завтра — «в поход»? По мнению специалистов, массовое производство сплавов из скандия можно развернуть довольно быстро - в течение года.

Верхнесалдинцы (ВСМПО-»Ависма») тоже, кажется, вне конкуренции. Можно ли здесь разместить новое производство? Предприятие обладает колоссальным потенциалом наукоемкости и технологичности, давно является основным

поставщиком титана для европейского консорциума «Аэробус», объединяющего шесть государств. Кроме того, в начале XXI века корпорация «Боинг» подписала с авиакомплексом «Ильюшин» и металлургами Верхней Салды новое соглашение о стратегическом сотрудничестве. Надежд на сколь-нибудь значительный сбыт в России своих самолетов у «Боинга» пока нет. Но американцы весьма заинтересованы в получении от уральцев сравнительно дешевого титана и, поговаривают, скандия.

Да, речь сегодня идет только о покупателе. Даже не об инвестициях в смелый и долгосрочный проект. Качканарское месторождение скандия - самое богатое в России. В отдельных пробах, взятых из здешних отвалов, содержание этого редкозема достигает невероятной величины - 150 граммов на тонну! И главное — все это, что называется, под рукой.

А вот в ОАО «Ураласбест готовятся (если будет найден состоятельный инвестор) производить из отходов комбината... магний. Благо, тут накоплены гигантские отвалы серпентинитовых руд, в коих содержание магния достигает аж 20-22 процента! Учеными Российского института титана и магния из Березников (Пермская область) была даже создана специальная технология получения этого ценнейшего металла из серпентинита. И первые шаги на пути к новому производству сделаны: магний из отходов «Ураласбеста» получен-таки на опытной установке, уже выполнены предпроектные проработки по строительству в Асбесте завода по выпуску 50 тысяч тонн магния в год. И этот проект сулит депрессивному городу новую жизнь...

А что, если пройтись по всему 80-му меридиану Уральского федерального округа — от казахских степей до холодных северных морей — и внимательно посмотреть вокруг, себе под ноги? Уверен: нас ждет еще немало сенсаций...


Другие материалы по теме: