Рынок услуг сотовой связи: пятый игрок

На сложившийся рынок услуг сотовой связи Свердловской области приходит пятый оператор в стандарте GSM.

Рынок услуг сотовой связи продолжает оставаться одним из самых динамично развивающихся рынков России. Согласно данным Госкомстата, количество абонентов сотовой связи в целом по стране удваивается в среднем раз в год. В ряде регионов, таких как Москва или Санкт-Петербург, наблюдается определенная стагнация, связанная с фактическим исчерпанием рынка (количество сотовых телефонов в Москве превышает количество стационарных в два раза, на данный момент число подключенных сотовых трубок в столицы больше, чем жителей). В провинции темпы роста оказываются значительно выше, а конкурентная борьба – менее острой, что привлекает федеральных операторов на региональные рынки.

Так, в первой половине 2004 года наибольшие темпы роста абонентской базы сетей сотовой связи продемонстрировал Уральский лицензионный макрорегион – количество пользователей услугами сотовой связи в нем выросло на 67%, превысив темпы роста общероссийской абонентской базы (45%). В результате его доля в общем рынке услуг сотовой связи России увеличилась на 2% и составила 12%.

Состояние рынка

Второй тенденцией, определяющей развитие сотового рынка России, стала его централизация. Фактически на данный момент три крупнейших федеральных оператора контролируют более 90% общероссийского рынка связи.

Так, согласно данным статистики, на 1 сентября 2004 года общее количество абонентов сотовой связи в РФ превысило 55,63 миллиона человек. По данным компании AK&M Consulting, лидером по числу абонентов в России стала компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), к сети которой подключено 20032 тысячи человек. ОАО «ВымпелКом» находится на втором месте – 18470 тысяч абонентов, на третьем – ОАО «МегаФон», абонентская база которого насчитывает 10,508 миллиона человек.

Компании, не вошедшие в «большую тройку», отстают от лидеров рынка на порядок. Так, ОАО «Уралсвязьинформ» контролирует 1709 тысяч человек, ЗАО «СМАРТС» – 1555 тысяч абонентов, ОАО «Сибирьтелеком» – 735,1 тысячи, ЗАО «Нижегородская сотовая связь» – 503,7 тысячи, ООО «Екатеринбург-2000» – 315,8 тысячи, дальневосточная ОАО «Новая телефонная компания» – 203,543 тысячи. Замыкает десятку лидеров ЗАО «Скай Линк» – 180 тысяч.

Схожая ситуация на данный момент складывается и в Свердловской области, на рынке услуг сотовой связи сейчас присутствуют все основные федеральные операторы. Так, на 1 сентября 2004 года МТС обслуживали порядка 673 тысяч абонентов, «МегаФон», по экспертным подсчетам, – порядка 450 тысяч, БиЛайн («Восток-Запад Телеком») – 136 тысяч. Единственный региональный оператор стандарта GSM компания «Екатеринбург 2000» (торговая марка «Мотив») – имел 315 840 абонентов.

В целом за последний год рынок услуг сотовой связи в Свердловской области вырос более чем на 100%. Общее число подключенных телефонов в области превышает 1,5 миллиона, проникновение составляет порядка 35%. По мнению аналитиков рынка, при существующих темпах роста абонентской базы уже до конца 2004 года общее число активных мобильных телефонов в области может приблизиться к 2 миллионам. В следующем год аналитики ожидают постепенное замедление роста числа подключений, связанное с насыщением рынка. Если на протяжении последних 3 лет совокупная абонентская база области увеличивалась на 150%-200% в год, то в 2005 году, даже по весьма оптимистическим прогнозам, рост не превысит 75%, общее число пользователей мобильной связи достигнет 3,5 миллиона человек. При этом практически весь платежеспособный спрос на услуги сотовой связи в регионе будет полностью удовлетворен, проникновение составит более 78%.

Конкуренция

По мнению аналитиков рынка услуг сотовой связи, в последние полгода ситуация в Свердловской области определялась двумя основными тенденциями: интеграцией Уральского макрорегиона в федеральное сотовое пространство и усилением конкуренции между основными поставщиками услуг сотовой связи.

До 2004 года Уральский регион в целом и Свердловская область в частности представляли собой самозамкнутый рынок услуг сотовой связи, развивавшийся по собственным законам, не находившимся в прямой зависимости от развития сотового рынка России в целом. Тарифы на услуги сотовых операторов могли в разы отличаться от платы за аналогичные услуги в Москве или Петербурге. Даже приход первых федеральных операторов, таких как «Уральский Джи-Эс-Эм» (торговая марка «МегаФон») не изменил ситуацию кардинальным образом: тарифное пространство Урала продолжало оставаться обособленным, снижение стоимости услуг, произошедшее в начале 2003 года в результате так называемых «тарифных войн», также являлось локальным событием.

Ситуация изменилась в 2004 году с приходом в Свердловскую область двух крупнейших операторов сотовой связи федерального масштаба – МТС (компания выкупила 100% акций регионального оператора ЗАО «Уралтел») и «Вымпелкома» (торговая марка «БиЛайн»). Обе компании вышли на местный рынок с федеральными тарифными планами, (соответственно, семейство «Джинс» и «Би+»), действующими во всех регионах присутствия данных операторов, что сразу сделало Свердловскую область частью глобального сотового рынка.

В результате в Свердловской области сложилась относительно равновесная система

трех федеральных операторов сотовой связи, конкуренция между которыми идет по тем же правилам, что и по России в целом.

По мнению аналитиков рынка, на данный момент достаточно сложно говорить о ценовой конкуренции между компаниями «большой тройки». Во-первых, стоимость трафика у вех сотовых компаний уже приближается к себестоимости, и её значительное снижение на данном этапе не представляется экономически целесообразным. Во-вторых, каждый оператор рынка предоставляет целую линейку тарифных планов, которые, так или иначе, практически полностью перекрывают аналогичные предложения конкурентов, и говорить о уникальных продуктах и тарифных планах в такой ситуации достаточно проблематично. В-третьих, введение нового, более экономичного тарифного плана или снижение стоимости трафика на уже существующие незамедлительно приводит к ответному ходу конкурентов, стремящихся поддержать паритетное положение на рынке. В-четвертых, ценовое преимущество, предлагаемое одной компанией, может быть перекрыто бонусной системой скидок, предлагаемой её конкурентами (данная система в нынешний момент получила наибольшее распространение в системе МТС).

И, наконец, многообразие предложений со стороны нескольких крупных операторов приводит к ситуации, когда среднестатистический потребитель оказывается не в состоянии самостоятельно выбрать из линейки предложений различных компаний то, которое окажется для него реально наиболее выгодным, так как для этого приходится учитывать слишком большое количество факторов (общее время разговора, соотношение входящих и исходящих звонков на номера абонентов различных компаний и стационарные телефоны, возможности роуминга и т.п.).

В такой ситуации компании, входящие в «большую тройку», вынуждены искать методы неценовой конкуренции. В первую очередь, это улучшение качества связи за счет создания дополнительных базовых станций, а также увеличение зоны покрытия как за счет населенных пунктов, ранее не имевших сотовой связи (собственные сети на территории области развивают все три федеральных оператора), так и за счет улучшения приема в городах, уже покры тых сотовыми сетями (примером может служить создание базовых станций в екатеринбургском метро). В этой сфере конкурентные преимущества имеет оператор, гарантирующий своим абонентам лучшее качество связи и большую территорию покрытия.

Вторым направлением конкурентной борьбы является создание дополнительных бесплатных сервисных услуг, улучшение работы уже существующих сервисов, создание дополнительных центров обслуживания абонентов, а также повышение квалификации сотрудников сотовых компаний, в первую очередь тех, кто работает с клиентами напрямую.

Третьей сферой конкуренции является роуминг, как внутрисетевой – по России, так и международный.

Отдельно стоит система бонусов для постоянных клиентов и скидок, оформляемых в качестве «дополнительных соглашений», при которых абоненту предоставляются дополнительные минуты, а он, в свою очередь, берет на себя обязательства отказаться от смены оператора и тарифа. По мнению аналитиков рынка, подобные механизмы оказываются особенно эффективными в сфере удержания уже существующих абонентов, стимулируя последних отказаться от перехода в иные компании. Именно данное направление конкурентной борьбы аналитики считают наиболее перспективным в условиях фактического исчерпания резервов для роста числа абонентов. В ситуации, когда привлечение новых клиентов станет возможным, в первую очередь, за счет перехода абонентов других сотовых кампаний, (а такая ситуация уже наблюдается во многих европейских странах, где уровень проникновения превышает 100%), такая стратегия может оказаться наиболее оправданной.

Несколько выпадает из типичной для всей России картины компания «Екатеринбург-200» (торговая марка «Мотив»), являющаяся локальным независимым оператором, предоставляющим свои услуги только на территории Свердловской области. Несмотря на регулярно появляющуюся в СМИ информацию о возможной продаже компании одному из представителей «большой тройки», «Мотив» продолжает независимую рыночную политику. Более того, за последние 12 месяцев ему удалось удвоить свою клиентскую базу, заняв устойчивое третье место на рынке сотовой связи Свердловской области.

В то же время аналитики указывают, что региональным компаниям оказывается трудно играть на одном поле с федеральными гигантами по правилам последних: они просто не обладают достаточной ресурсной базой для того, чтобы догнать «большую тройку» по числу базовых станций (так как федеральные компании закупают их оптом с весьма значительной скидкой), по размеру зоны покрытия, количеству сервисных центров и роуминговым услугам. Кроме того, они не имеют возможности проводить достаточно дорогостоящие рекламные кампании федерального масштаба, ставшие «визитной карточкой» федеральных сетей. В таких условиях единственным оружием региональных операторов остается ценовой демпинг (когда стоит вопрос о выживании на рынке, прибыль отходит на второй план) и крайне агрессивная реклама.

Пятый оператор

Конкурентная ситуация на рынке услуг сотовой связи Свердловской области в его нынешнем состоянии оценивается наблюдателями как достаточно острая (об этом, в частности, свидетельствуют относительно скромные показатели последнего из пришедших на Урал федеральных сотовых операторов – компании «Восток-Запад Телеком» (торговая марка «БиЛайн»), которой, несмотря на масштабную федеральную рекламную кампанию и конкурентоспособные тарифные планы, не удалось получить и 10% от общего рынка региона). Несмотря на это, о своей готовности предоставлять услуги сотовой связи в Свердловской области заявил ещё один оператор – ОАО «Уралсвязьинформ», естественный монополист на рынке стационарной телефонии.

ОАО «Уралсвязьинформ» образовано 30 сентября 2002 года. Основной акционер компании – ОАО «Связьинвест», которому принадлежит 51, 42% акций. Остальные акции распылены между частными лицами. УСИ предоставляет услуги местной, международной и междугородней связи, сотовой связи стандарта GSM 900/1800, а также услуги доступа в сеть Интернет. На данный момент УСИ является крупнейшим региональным оператором сотовой связи, четвертой по величине сотовой компанией России. В Уральском макрорегионе (без Свердловской области) компания контролирует 1,7 миллиона абонентов, опережая даже «большую тройку».

О готовности прийти на территорию Свердловской области компания заявляла с 2002 года, некоторое время в прессе анализировалась информация о возможном приобретении «УСИ» «Мотива». Однако, согласно последним заявлениям руководства «Уралсвязьинформа», компания появится на рынке Свердловской области самостоятельно.

Планы «УСИ» достаточно амбициозны: по словам генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ» Владимира Рыбакина, на территории Свердловской области «УСИ» планирует занять около 30-40% рынка услуг сотовой связи. В условиях фактического исчерпания рынка новых подключений, подобные заявления могут быть истолкованы как объявление о готовности к ведению политики, направленной на перераспределение уже существующих абонентов, а также внедрение на развивающийся сегмент «вторых карточек», который в последние месяцы активно эксплуатировался «БиЛайном».

Что касается тактики продвижения на рынке, то, по мнению аналитиков, «Уралсвязьинформ» не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы конкурировать с операторами «большой тройки» на их поле: у компании нет ни федерального роуминга («УСИ», по всей видимости, придется договариваться о нем с одним из федеральных операторов), ни возможностей для масштабной федеральной рекламы. На первых порах ограниченным будет и число базовых станций, что означает относительно небольшую зону покрытия по региону. В результате «УСИ», по мнению экспертов, будет вынужден воспользоваться тактикой, типичной для региональных операторов – демпинговым снижением цен и рекламной кампанией с использованием локальных носителей.

Впрочем, аналитики полагают, что основным конкурентным преимуществом «Уралсвязьинформа» может стать его фактически монопольное положение на рынке стационарной связи в Уральском регионе. Однако вопрос о том, насколько использование данного ресурса разрешено действующим антимонопольным законодательством, до сих пор остается открытым для обсуждения.

Впрочем, как будет строиться стратегия продвижения «Уралсвязьинформа» на рынке Свердловской области и как реализация планов компании скажется на рынке в целом, можно будет оценить уже в ближайшие месяцы: первая «тестовая» сеть пущена в эксплуатацию 28 сентября.


Другие материалы по теме: