«Уральский рабочий» и Елена Мационг приглашают: «Проходите, раздевайтесь»

21 октября 2004 (13:22)

- Мне же одну только шубу целый час снимать надо, — девушку в дорогом меховом пальто явно не прельщала перспектива щеголять перед охраной едва ли не в неглиже. — Ну что вам вот этого удостоверения мало?

- и она раздраженно достала из кармана красные корочки работника прокуратуры.

Охране этого действительно показалось «мало», и девушку проверили, как и полагается, с учетом всех новых требований безопасности, которые были введены в аэропортах после череды известных терактов. Ей пришлось снять шубу, пиджак, вытряхнуть для досмотра все, что содержалось в сумочке, -только затем ее пропустили на посадку.

- Хорошо еще разуваться не заставили, — уже облегченно-снисходительно бросила напоследок проверяющим работница прокуратуры.

На самом деле теперь, по новым правилам, полагается снимать еще и обувь при проверке. Но специальные бахилы (чтобы не ходить босиком) подвезут в Кольцове, как предполагается, завтра, и тогда пассажирам не избежать участи еще и разуваться перед вылетом.

Считается, что именно под одеждой и в обуви можно было пронести на борт самолетов чуть ли не черта с рогами, поэтому теперь все предметы верхней одежды, а также пиджаки, жакеты, кофты и обувь исследуются с помощью специального устройства, которое позволяет определить, не везет ли кто из пассажиров опасных и запрещенных предметов или веществ. При этом почти каждый день служба охраны изымает у пассажиров то холодное, то огнестрельное оружие. К слову, специальные устройства по досмотру пассажиров установлены не только в секторах, через которые пассажиры проходят на посадку, но и на входах в здание аэропорта. Мы с фотокором оказались в аэропорту как раз в час пик, когда примерно в одно время отправлялось сразу несколько рейсов, и застали у входа очередь явно огорченных своей участью пассажиров, вынужденных ждать «и под ветром, и под градом», когда наконец их пропустят в здание.

Как говорят сами сотрудники аэропорта, в числе пассажиров всегда находится примерно один из сотни, как правило весьма деятельный и при деньгах, который начинает бурно возмущаться: мол, «че тут напридумывали, кому надо и так пронесут в самолет

что угодно, лучше бы гнали всех этих черных из России куда подальше». Большинство же хоть и переминается нетерпеливо у входа, но все же относится к нововведению с пониманием.

— Ну, надо, значит надо. И вообще давно пора было проверять более тщательно, -замечает пожилая женщина Надежда Анатольевна, которой предстоит лететь в Мирный. — А то ведь довели страну, самолеты падают чуть ли не каждую неделю. Я летаю два раза в год, для меня и это очень часто, и я совсем не хочу закончить свою жизнь под обломками. Вон-вон, смотрите, негр норовит без очереди пролезть, в обход проверяющих, с ними, иностранцами, надо особенно держать ухо востро.

Негру удалось увернуться от прицела фотокамеры нашего корреспондента, но не удалось избежать проверки — багаж его плавно поехал по транспортеру через специальное сканирующее устройство, а сам он, предварительно выложив все металлическое из карманов, прошел через арку металло-детектора. К слову, оснащение аэропорта новой техникой для проверок обходится недешево — один металло-детектор стоит порядка шестидесяти тысяч рублей, а ими оборудован каждый сектор, плюс два после терактов дополнительно установлены на входах.

Проверять в аэропорту стараются на равных всех без исключения, невзирая на цвет кожи. Ведь если стараться высматривать только шахидов среди лиц кавказской национальности, то можно пропустить преступника и вполне славянской внешности. Кстати, в ближайшее время в аэропорту появятся еще и 24 штатных психолога. Их задача -наметанным глазом специалиста выхватывать взглядом из толпы людей с явно неадекватным поведением и внешностью. Усиливается и сам штат охраны, на работу набираются дополнительно 92 новых сотрудника.

У одного из работников службы охраны я не без подвоха спросила, мол, знает ли он, как опростволосились недавно его коллеги из Воронежа, когда во время учений переодетым сотрудникам спецслужб удалось пронести через все посты охраны аэропорта муляж взрывного устройства. Чем, видимо, задело его профессиональную честь.

- Так потому и не обнаружили, что это был муляж. Спецслужбы соорудили ведь только его подобие: кажется, из свечки, крохотной батарейки от часов и какой-то металлической части, а если бы оно было настоящим, то службы охраны, думаю, сразу бы выявили его. Аппаратура в общем-то позволяет это сделать. Только я вам ничего не говорил, нам запрещено распространять какую бы то ни было информацию о работе служб охраны.

Устройства, о которых упомянул сотрудник охраны, выявляют подозрительные вещества по их плотности, и в одном из vip-залов можно увидеть содержимое багажных сумок даже в цвете. Синим как правило высвечивается металл, оранжевым -бумага и другие «невесомые» материалы, зеленым — органические вещества. Но и это оборудование далеко от совершенства — то, что позволяет определять взрывчатку не визуально, не по внешним очертаниям и плотности, а сразу и наверняка (методом спектрального анализа), стоит очень дорого и сегодня установлено лишь в отдельных аэропортах нашей страны и развитых стран мира.

К слову, о странах мира. В Америке или Израиле, в странах Европы к тщательному личному досмотру перед вылетом относятся спокойно, как к чему-то само собой разумеющемуся. И меры, введенные у нас в аэропорту, некоторым иностранцам кажутся даже весьма поверхностными.

Увы, для тех, кто действует продуманно и тонко, есть еще поле для фантазий. Но оно, согласитесь, будет существовать всегда, пока существует терроризм. Абсолютной, стопроцентной безопасности полетов можно добиться лишь тогда, когда все будут ... сидеть дома и никуда вообще не полетят. А пока введенные меры все-таки вселяют в каждого из нас, кому доводится летать, надежду, что ничего непредвиденного на борту не случится, что никто не нарушит наших планов.


Другие материалы по теме: