«Уральский Рабочий»: «Миллионные мобилы»

3 ноября 2004 (13:52)

Сразу три исследовательских компании: AC&M-Consulting, J'son&Partners и Iks-Consulting опубликовали отчеты о развитии сотовой связи в России по итогам сентября. Количество абонентов превысило 59 миллионов человек, а на конец года может перевалить за 69 миллионов.

Сейчас сотовой связью пользуется более 40 процентов населения России, а в Москве уже девять из десяти человек ходят с мобильным телефоном.

В AC&M-Consulting отмечают, что сентябрь стал самым урожайным месяцем для российских операторов

— они подключили 3,4 миллиона новых абонентов. А всего за девять месяцев 2004 года сотовой связью обзавелись 22,8 миллиона человек.

По стране в целом лидирует МТС — 35 процентов рынка (27,6 миллиона абонентов, из которых в России

— 20,8 млн.). Но по подключениям в сентябре компания заняла лишь третье место — 800 тысяч новых клиентов. «Мегафон» (соответственно, 15 процентов, 11,48 млн. и 11,45 млн. абонентов) набрал 900 тысяч, а «Би

Аайн» (34 процента, 20,5 млн. — 19,5 млн.) — 1 млн. Таким образом, доля МТС в России сократилась на 1 процент по сравнению с августом.

При этом, по данным J'son&Partners, лидером по приросту абонентской базы за девять месяцев 2004 года стал «Мегафон» — 81 процент, на втором месте «Би Лайн» — 73 процента, а третье снова у МТС — 55 процентов.

Однако не стоит забывать, что достаточно велико количество «супермобильных» людей, имеющих по две и более sim-карты разных компаний. Причем нередко они не используются одновременно и подолгу находятся «в резерве». Поэтому в масштабах федеральных операторов реальное количество активных абонентов — цифра динамичная и достаточно условная.

Аналитики стараются не делать прогнозов о состоянии рынка на конец года. «Сначала мы считали, что в России будет 62 миллиона абонентов, в начале лета пересмотрели прогноз до 69 млн. Сейчас ясно, что их будет больше. В ближайшие два месяца мы ожидаем спада активности со стороны населения, но в декабре должно быть в два раза больше подключений, чем в октябре и ноябре», — считает аналитик AC&M-Consulting Антон Погребинский.

Впрочем, устойчиво развиваются не только упомянутые выше члены «большой тройки», но и региональные сотовые операторы. Они не могут похвастать миллионами абонентов, однако, по мнению многих экспертов, выигрывают в ряде аспектов за счет того, что лучше московских и питерских коллег понимают нужды абонентов своего региона и не испытывают организационных проблем, свойственных огромным структурам федеральных мегаоператоров.

Поэтому региональные рынки «делятся» по-другому. Так, в Свердловской области «Би Лайн», при известном бренде и стаже работы более года, имеет долю рынка только 5 процентов , а местный оператор Сотовая Связь МОТИВ занимает 22 процента и может рассчитывать на неплохие перспективы, т. к. прирост абонентской базы за 9 месяцев текущего года составляет 56 процентов.

Во всяком случае пока на бурно растущем отечественном рынке мобильной связи места хватает всем. В Свердловской области при значительном экономическом потенциале процент проникновения мобильного рынка составляет только 32 процента, а к концу следующего года, по оценкам аналитиков, увеличится до 60 процентов. Поэтому не случайно в сентябре Свердловская область стала одним из самых «мобилизованных» регионов не только в России, но и в мире — мало где еще абонент может выбирать между пятью сотовыми GSM-операторами!


Другие материалы по теме: