«Деловой Квартал» и Игорь Гребцов информируют: «Jazz Travel расплатился офисами за долги»

6 декабря 2004 (13:17)

Екатеринбургский туроператор Jazz Travel передал шесть офисов продаж ОАО «Уральские авиалинии» в счет долга за чартерные рейсы. В этих помещениях разместились представительства туристической фирмы «Крылья», дочерней структуры «Уральских авиалиний». Директор Jazz Travel Александр Недополз заявляет, что был вынужден отдать офисы под давлением авиакомпании.

В ноябре 2004 г., не выдержав конкуренции со стороны федеральных операторов, Jazz Travel переквалифицировался в туристическую компанию (подробнее в «ДК» № 44 от 29.11. 2004 г. ). Основная причина смены статуса Jazz Travel — финансовые затруднения, возникшие у компании в расчетах с авиаперевозчиком. 18 ноября конфликт с «Уральскими авиалиниями» привел к очередному срыву чартерного рейса. В результате Jazz Travel был вынужден закрыть собственные туристические направления. Jazz Travel уходит с рынка по вине авиакомпании. Она согласилась организовать чартеры и для наших главных конкурентов —TEZ TUR, естественно, что они стали демпинговать. В условиях чистой конкуренции мы понесли незапланированные убытки и проиграли, — заявил «ДК» Александр Недополз. Из-за летнего банковского кризиса VIP клиенты Jazz Travel отказались от поездок в Грецию и Тунис. По стечению обстоятельств именно на эти направления г-н Недополз делал ставку. Такое решение принесло компании серьезный ущерб. Сейчас, чтобы обеспечить свое существование, фирма вынуждена заниматься продажей чужих туров.

29 ноября после двухнедельных переговоров Jazz Travel с «Уральскими авиалиниями» у турфирмы «Крылья» появились шесть офисов продаж: Мы получили три офиса в Екатеринбурге, один — в Нижнем Тагиле и два — в Челябинске. Естественно, что это непросто голые стены, нам отдали и офисную оргтехнику, и мебель. Сотрудникам уже предложили перейти к нам на работу, — рассказала «ДК» директор «Крыльев» Наталья Обожина.

Большинство туроператоров считают эту сделку неудачной. По их мнению, «Уральским авиалиниям» было бы логичнее купить раскрученный бренд Jazz Travel, зарабатывать на его использовании и таким способом компенсировать всю задолженность турфирмы. Пресс-служба «Уральских авиалиний» сообщила, что в компании не считают ситуацию по долгам Jazz Travel окончательно урегулированной и намерены продолжать переговоры.

Александр Недополз уверяет, что его фирма стала жертвой своего делового партнера, который вынудил ее расстаться с помещениями. На нас было оказано давление со стороны авиакомпании, нам пригрозили полным разрывом отношений, если мы немедленно не отдадим офисы в счет погашения задолженности, — заявил «ДК» г-н Недополз. По его словам, он был готов рассчитаться по долгам, сумма которых не превышала 10 млн руб., однако «Уральские авиалинии» навязали ему свои условия. В цивилизованных странах так не поступают, это беспредел. Авиакомпания, пользуясь своим статусом монополиста, просто «выдаивает» у туроператоров последние деньги, а потом подминает их под себя, мы не единственные, с кем так обошлись, — рассказал Александр Недополз. С его мнением согласен и директор туроператора «Ривьера» Максим Пузанков: В этом году «Уральские авиалинии» «скушали» всю нашу прибыль, нас извещали о повышении цен на перевозки за неделю, а у нас была масса авансовых продаж. В результате все, что мы заработали в этом сезоне — около $ 800 тыс, досталось авиаперевозчику. По его словам, 10 млн руб., о которых говорит г-н Недополз, это лишь остаток того долга, который образовался у Jazz Travel. В действительности фирма задолжала «Уральским авиалиниям» около $1,3 млн, а заработала всего $1 млн, поэтому оставшуюся часть долга пришлось погасить имуществом. Многие фирмы залезают в долги к авиакомпании, но редко когда расплатиться заставляют за все и сразу. Видимо, г-н Недополз к этому был не готов, и напрасно, поскольку конфликт с «Уральскими авиалиниями», как мне известно, у него начался еще в прошлом году, — заявила менеджер по связям с общественностью турфирмы «Фонд Мира» Яна Барац.

Интерес «Уральских авиалиний» к офисам Jazz Travel объясняется и желанием авиакомпании расширить сферу услуг подконтрольных им «Крыльев». Эта фирма в основном занимается продажей билетов на самолеты авиакомпании, но в следующем сезоне выступит уже в роли туроператора. Я не хочу пока раскрывать всех тонкостей стратегии развития нашей фирмы, но мы действительно будем расширяться и предоставлять нашим клиентам новые виды услуг, в том числе и те, которые оказывал Jazz Travel, мы воспользуемся их базами, — пояснила г-жа Обожина.

Александр Недополз смотрит на будущее «Уральских авиалиний» и «Крыльев» без особого оптимизма и считает, что обе компании уже в следующем сезоне смогут почувствовать на себе последствия своих «необдуманных действий». От того, что у «Крыльев» стало больше офисов, ничего не изменится, на раскрутку бренда уйдет больше денег, чем реально сможет заработать эта фирма, — предположил Максим Пузанков. Дело в том, что сотрудничество с Jazz Travel позволило авиакомпании в 1999 г. закрепиться на рынке чартерных перевозок — турфирма гарантировала им свыше 100 чартеров в год, это приносило обоим партнерам в условиях почти полной монополии на местном рынке солидные прибыли. По мнению г-на Недополза, федеральные компании специально предложили «Уральским авиалиниям» более выгодные условия, чтобы авиаторы утратили интерес к сотрудничеству с Jazz Travel. Теперь, когда это произошло и авиакомпания предпочла сотрудничество с московскими и международными партнерами, ситуация на рынке должна измениться. Выдавив серьезного местного игрока, эти компании должны изменить стратегию и привести на рынок «своих» перевозчиков. В результате они могут вообще остаться не удел, поскольку не выдержат конкуренции с их современными самолетами и более приемлемыми ценами, монополия будет разрушена. Как можно не понимать, что «Уральские авиалинии» от сотрудничества с Jazz Travel выигрывали больше, чем сам Jazz Travel? — недоумевает Александр Недополз. Максим Пузанков считает такой вариант развития событий вполне возможным, при условии если 3-4 крупных оператора сумеют договориться о полной загрузке самолетов любой российской авиакомпании. Известно, что такие переговоры уже ведутся с «Трансаэро», «Аэрофлотом», «Пулковскими авиалиниями» и KrusAir.

Игорь Гребцов, dk@apress.ru


Другие материалы по теме: