Возможно, началась предпродажная подготовка «Уралмашзавода»

20 декабря 2004 (12:23)

14 декабря 2004 года генеральный директор «Уралмашзавода» Федор Воропаев, руководивший предприятием с 2001 года, оставил свой пост. Официальная причина увольнения – переход на другую работу. Новым генеральным директором предприятия назначен Михаил Матвиенко, ранее работавший на предприятии, и даже возглавлявший его в должности исполняющего обязанности исполнительного директора после убийства Олега Белоненко. Впоследствии Матвиенко работал в директорате ОМЗ (курировал отдел качества), трудился в Министерстве промышленности Свердловской области. Ряд наблюдателей считают, что данное назначение можно расценивать в качестве одного их шагов по предпродажной подготовке завода.

Основной акционер «Уралмашзавода» – корпорация «Объединенные машиностроительные заводы», контролируемая вице-премьером правительства Грузии Кахой Бендукидзе – давно заявляла о своих планах по продаже основных производственных активов. Так, в этом году должна была состояться сделка по передаче основных машиностроительных предприятий группы компании «Силовые машины», контролируемой Владимиром Потаниным и его концерном «Интеррос». Однако, по обстоятельствам, не зависящим от руководства ОМЗ (промышленная группа Потанина была приобретена международным концерном «Сименс»), сделка не состоялась. После этого менеджмент ОМЗ принял решение распродавать свои активы частями. Так, корпорацией уже были проданы кораблестроительные активы корпорации (покупателем выступил менеджмент предприятий при финансовой поддержке ряда банков Санкт-Петербурга), заявлено о переговорах по реализации предприятий, выпускающих нефтехимическое оборудование. Наблюдатели полагают, что в ближайшее время подобная судьба может ожидать и крупнейшее промышленное предприятие Екатеринбурга.

В то же время эксперты полагают, что найти покупателя на такой крупный актив как весь Уралмашзавод в его нынешнем состоянии менеджменту ОМЗ может оказаться достаточно сложно: во-первых, предприятие занимает значительные площади в центре Екатеринбурга, которые до сих пор не выкуплены заводом в собственность, и, следовательно, вынуждено либо платить достаточно высокую ставку земельного налога, либо выкупать землю (оценочная стоимость которой два года назад составляла порядка 62 миллионов долларов). Во-вторых, сейчас большая часть территории предприятия не используется по прямому назначению, многие цеха и здания практически исключены из производственного процесса и не представляют собой активов, способных заинтересовать инвестора, стремящегося приобрести именно производственные мощности предприятия.

По мнению аналитиков, в такой ситуации ликвидность активов можно повысить за счет разделения крупного завода на несколько самостоятельных предприятий, выделение всех непроизводственных объектов (включая инфраструктуру и коммуникации) в отдельные службы, перепрофилирование части площадей под непроизводственные нужды (так, в частности, существуют планы по проведению через «Уралмаш» нескольких автомобильных дорог, способных связать центр города и его северную часть). В этом случае, по мнению наблюдателей, менеджменту ОМЗ будет легче продать прибыльные активы предприятия.

Следует отметить, что мероприятия по разделению завода предпринимались и ранее, как в целях его «реструктуризации» (в качестве независимых производств из УЗТМ были выведены несколько производств, так и в планах строительства на базе завода технопарка (выделение в самостоятельные предприятия инфраструктуры завода). Однако, до последнего времени, они не принимали значительных масштабов.

Наблюдатели не исключают, что окончательному разделению и «предпродажной подготовке» завода могла противиться старая команда топ-менеджеров «Уралмаша» во главе с Федором Воропаевым, старавшаяся сохранить завод в качестве единого производственного комплекса. Наблюдатели, в том числе и на самом предприятии, не исключают, что смена руководства и фактическое отстранение от управления заводом Воропаева может стать одним из шагов по предпродажной подготовке предприятия. Это тем более вероятно, что, по словам работников предприятия, в отличие от Воропаева, умевшего отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, в том числе – и в спорах с собственниками завода, Михаил Матвиенко известен, прежде всего, как исполнитель, отличающийся «покладистостью» и лояльностью руководству.

В пользу такой гипотезы говорят и изменения, происходящие сейчас на заводе, в частности – постепенное сокращение кадров. Так, согласно информации Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области, только в декабре 2004 года предприятие планирует сократить 212 человек.


Другие материалы по теме: